главная страница / библиотека / обновления библиотеки

К.Ш. Табалдиев

Курганы средневековых кочевых племён Тянь-Шаня.

// Бишкек: «Айбек», 1996. 256 с. ISBN 5-86696-008-6

 

Оглавление

 

Введение. — 5

 

Глава первая.
Краткая история изучения археологических памятников средневекового населения Тянь-Шаня и Притяньшанья. — 7

 

Глава вторая.
Курганы и поминальные памятники кочевого населения Тянь-Шаня VI-X вв. — 15

§1. Погребальные памятники — курганы. Общая характеристика и типология элементов погребального обряда. — 15

Типы надмогильных сооружений. — 16

Следы ритуальных действий в насыпи курганов. — 18

Внутримогильные сооружения. — 19

Положение погребённых. Виды погребений. — 20

Сравнительный анализ археологических и письменных данных. — 24

Этнологические параллели. — 30

§2. Погребальный инвентарь. — 35

Предметы конского убранства. — 35

Предметы вооружения. — 43

Детали наборного пояса. — 50

Предметы украшения и быта. — 55

§3. Поминальные памятники. — 60

Каменные изваяния. — 61

Поминальные оградки. — 70

§4. Основные этапы развития погребально-поминальной обрядности кочевых племён Тянь-Шаня во второй половине I тысячелетия н.э. и некоторые вопросы этнокультурной интерпретации. — 83

Характер развития погребально-поминальной обрядности. — 83

Вопросы этнокультурной интерпретации. — 90

 

Глава третья.
Курганы кочевых племён Тянь-Шаня XI-XIV вв. — 99

§1. Анализ погребального обряда кочевого населения Тянь-Шаня первой половины II тысячелетия н.э. — 99

Типы надмогильных сооружений. — 100

Следы ритуальных действий при сооружении насыпей. — 102

Внутримогильные сооружения. — 103

Положение погребённых. — 106

§2. Погребальный инвентарь первой половины II тысячелетия н.э. — 115

Предметы конского убранства. — 115

Предметы вооружения. — 120

Украшения. — 126

Предметы быта. — 130

Детали одежды. — 132

§3. Вопросы хронологии и этнокультурной интерпретации. — 135

Хронология памятников. — 135

Этническая интерпретация. — 138

 

Глава четвёртая.
Общая характеристика мусульманских погребений Тянь-Шаня и Притяньшанья II тысячелетня н. э. — 141

§1. Сведения о мусульманских погребениях, исследованных на территории Кыргызстана. — 141

§2. Общая характеристика мусульманских погребений Внутреннего Тянь-Шаня. — 156

 

Заключение. — 167

 

Примечания:

К главе первой. — 169

К главе второй. — 172

К главе третьей. — 180

К главе четвёртой. — 185

 

Список сокращений. — 188

Иллюстрации. — 189

 


 

Введение.   ^

 

Древняя и средневековая история Тянь-Шаня, представленная, в основном, археологическими памятниками, занимает первостепенное место и имеет важное значение в исследованиях, посвящённых историческому прошлому Кыргызстана. В результате археологических исследований в течение более одного столетия обнаружены многочисленные памятники, ставшие главным источником в изучении древних культур этого региона.

 

Географически Тянь-Шань представляет собой сложное сочетание горных хребтов и расположенных между ними межгорных долин, характеризующихся широким развитием рек и умеренно-тёплым климатом, что создаёт все условия для развития здесь животноводства. Есть и долины, обеспеченные комплексом природных условий для развития осёдло-земледельческой культуры.

 

Комплекс природных условий в древности и в эпоху средневековья играл важную роль в историческом развитии племён и народов Тянь-Шаня, свидетельством чего являются многообразные археологические памятники, исследованные в горных и предгорных районах.

 

Им свойственен широкий хронологический диапазон древностей: обнаружены и обследованы тысячи, раскопаны сотни памятников археологии. К ним относятся местонахождения палеолитических находок, стоянки древних обитателей; могильники, клады эпохи бронзы; погребальные сооружения кочевых племён эпохи раннего железа; общеизвестные катакомбные подбойные могилы конца I тысячелетия до н.э. — первой половины I тысячелетня н.э. погребальные и поминальные сооружения средневековых кочевых племён, наскальные рисунки от энеолита до средневековья.

 

Особенно следует отметить памятники архитектуры периода правления Караханидов и культовые сооружения доисламского времени. Они и позволили разработать историческую хронологию, проследить последовательность развития культуры населения Тянь-Шаня, определить её взаимосвязь с культурами сопредельных территорий, поднять проблемы развития материальной, духовной культуры, вопросы этнических ситуаций и т.д.

 

Имеются и немаловажные художественные изделия, обнаруженные случайно.

 

Число археологических данных увеличивается с каждым годом, что позволяет детально изучать те или иные проблемы, поскольку в археологии, по мере её развития, как и в других науках, возникают всё новые «белые пятна», которые требуют дальнейших, практически бесконечных изысканий.

(5/6)

 

На территории Тянь-Шаня ещё много памятников разных эпох, мало изученных в археологическом отношении. Изучение их представляет большой интерес не только для археологии Кыргызстана, но и для научных исследований и области истории народов Средней и Центральной Азии. Результаты этих исследований позволят студентам-историкам ярко представить историческое прошлое Кыргызстана и сопредельных регионов.

 

Одним из основных источников познания проблем средневековой археологии Кыргызстана являются данные о средневековых кочевых племенах Тянь-Шаня.

 

В данной работе систематизированы, проанализированы материалы, накопленные предшествующими исследователями и новые материалы, полученные в результате раскопок археологических памятников средневековых кочевнических культур Тянь-Шаня в течение последнего десятилетия.

 

Материалы различных кочевнических культур представлены в обобщённом виде. На их основе освещаются этапы развития погребально-поминального комплекса средневековых кочевых племён, опираясь на конкретные данные, проводятся поиски закономерностей эволюции тех ритуально-мифологических и религиозных представлений, которые нашли своё отражение в одной из важнейших сфер древней идеологии — в погребально-поминальном обряде. Выявляются связи культур населения Тянь-Шаня и сопредельных регионов Средней и Центральной Азии. Проводится также анализ археологического комплекса на фоне исторических событий, известных по письменным источникам, дается сравнительный анализ археологических сведений с данными фольклора и этнологическими данными.

 

В работе рассматриваются погребальные (курганы) и поминальные (каменные изваяния) памятники, изученные в Нарынской, Иссык-Кульской, Чуйской, Ошской, Таласской областях Кыргызстана, которые датируются со второй половины I тысячелетия н.э. до середины II тысячелетия н.э., а также используются для сопоставления этнологические сведения нового и новейшего времени.

 

В целом подготовка данного учебного пособия автором продиктована необходимостью обобщения имеющегося обширного материала, отражающего большую роль средневековых тюркоязычных кочевников в этногенезе современного кыргызского народа, в развитии его материальной и духовной культуры.

 

За ценные консультации и помощь в работе по сбору материалов автор приносит глубокую признательность своему научному руководителю, профессору Новосибирского университета Ю.С. Худякову, докторам, кандидатам исторических наук, научным сотрудникам А.А. Асанканову, Т.К. Чоротегину, А.К. Абетекову, Д.Ф. Виннику, М.И. Москалёву, В.П. Мокрынину, О.А. Солтобаеву, C.C. Typ, M.H. Фёдорову и студентам истфака КГНУ за прилежный труд в проведении археологических раскопок.

 


 

Заключение.   ^

 

В настоящем издании рассмотрен широкий круг погребальных памятников Тянь-Шаня, которые позволили проследить эволюцию погребального обряда в эпоху средневековья.

 

Анализ археологических материалов показал, что в развитии погребально-поминального обряда средневековых кочевников Внутреннего Тянь-Шаня ведущая роль принадлежала древнетюркской культуре, при этом наблюдалось сочетание и взаимодействие элементов культуры местного и пришлого населения.

 

Проникновение на Тянь-Шань новой волны древнетюркских племён в эпоху раннего средневековья сопровождалось привнесением таких новых культурных элементов, как погребение с конём и сооружение поминальных оградок с каменными изваяниями или стелами.

 

Но в составе групп погребений с конём встречались и одиночные погребения человека.

 

Судя по отрывочным сведениям, на территории Тянь-Шаня и в соседних районах в домонгольскую эпоху существовали целые могильники, где хоронили только без сопровождения коня. Повидимому, эти погребения связаны с древней местной традицией. Развитие древнетюркской культуры на Тянь-Шане шло в результате глубоких и постоянных взаимодействий внутри тюркских этносоциальных образований и под определённым этнокультурным влиянием из других регионов Центральной Азии.

 

На протяжении второй половины I тысячелетия н.э. в результате постепенного увеличения численности тюркских племён в погребально-поминальной обрядности населения Тянь-Шаня появляются новые черты, и то же время сохраняются отдельные прежние элементы.

 

Значительная трансформация погребального обряда на рубеже I и II тысячелетий н.э. была вызвана изменениями этнической ситуации в Центральной Азии. Определённое влияние на погребальный обряд населения Тянь-Шаня оказало проникновение исламской религии при Караханидах.

 

Мусульманские погребения караханидского времени в основном известны в районах с развитой осёдло-земледельческой культурой, а на Тянь-Шане они зафиксированы вблизи средневековых поселений и городищ.

 

В течение первой половины II тысячелетия н.э. на Тянь-Шане основная часть населения ещё придерживалась прежних традиций погребального обряда. Для этого времени характерно отсутствие погребений с конём. Вместо коня в могилу помещали только предметы конской сбруи, вероятно символизировавшие коня в могиле покойного. На территории могильников отсутствуют поминальные оградки с изваяниями или стелами.

(167/168)

 

На основании единичных сведений (Коборгон-Таш), можно предполагать, что возведение поминальных оградок, сопровождаемое ритуальными действиями с использованием домашних животных и керамических сосудов, в качестве пережиточного явления практиковалось ещё в начале II тысячелетия н.э.

 

В памятниках этого времени отчётливо прослеживаются элементы культуры тюрко-монгольских народов Центральной Азии.

 

Эволюция погребально-поминальной обрядности кочевого населения Тянь-Шаня происходит не прямолинейно. В результате этнических контактов, с внедрением в обществе ислама и в результате собственного развития погребальный обряд постоянно обогащается, усложняется, изменяется. В процессе его изменений, наряду с появлением новых элементов, сохраняются некоторые старые.

 

Последние не исчезли полностью и прослеживаются даже в материалах этнографической современности.

 

Изучение курганов кочевых племён Тянь-Шаня имеет большое научное значение для осмысления религиозных представлений населения средневекового Тянь-Шаня. Широкий круг археологических источников свидетельствует о разнообразных ритуальных действиях, направленных на обеспечение загробной жизни покойного.

 

При выполнении обряда погребения и поминальных ритуалов широко использовались домашние животные.

 

Погребальный инвентарь включал предметы личного пользования, которые соответствовали половым, возрастным или социальным особенностям умершего.

 

Остатки золы, угля в различных местах кургана и в поминальных памятниках свидетельствуют об использовании огня в погребальных и поминальных процессах.

 

Исследованные памятники оставлены населением, практиковавшим шаманизм и перенявшим затем ислам.

 

Погребальный обряд может служить и хронологическим показателем, при этом необходимо сопоставлять археологические данные со сведениями письменных источников. Для надёжного определения датировки памятников необходимо максимально использовать погребальный инвентарь.

 

Особо важны предметы, датировка которых в археологической литературе наиболее разработана. К ним относятся вооружение, конская сбруя и отдельные виды украшений.

 

В целом, изучение курганов средневековых кочевников Тянь-Шаня позволило глубже понять развитие материальной и духовной культуры. Эволюция погребально-поминального обряда соответствует основным этапам этногенеза и культурогенеза кыргызского народа, включившего в свой состав кочевые тюркоязычные и монголоязычные племена территории Кыргызстана в эпоху средневековья.

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки