главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Вып. 3. Материалы III Междунар. науч. конф. (Улан-Батор, 5-9 сентября 2012 г.). Т. 2. Улан-Батор: Изд-во Монг. гос. ун-та. 2012. Н.А. Сутягина 1, Г.Л. Иванов 2.

Нефритовые изделия
из коллекции Баллодовского кургана.

(По материалам Иркутского областного краеведческого музея).

// Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Вып. 3. Улан-Батор: 2012. Т. 2. С. 441-447.

1 Государственный Эрмитаж (Россия).

2 Иркутский областной краеведческий музей (Россия).

 

Спасибо Н.А. Сутягиной за электронный текст статьи
и цифровые оригиналы рисунков.
 ]

 

(См. также на academia.edu)

 

Открытие погребений хуннской знати в горах Ноин-Ула — выдающееся событие в истории отечественной и мировой археологии. Огромный интерес к культуре хунну и памятникам, которые они оставили, побуждает вновь обратиться к началу этой удивительной истории.

 

В 1912 году в ходе работ золотопромышленного общества «Монголор» вдоль рек Суцзуктэ и Цзурумтэ, рабочие вместе с техником А.Я. Баллодом обнаружили большие ямы. Посчитав эти ямы древними рудными разработками, они проникли внутрь. В одной из ям были обнаружены остатки деревянных конструкций и предметы. В нескольких письмах, направленных в ВСОРГО (Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества), А.Я. Баллод описывает местность и сделанные им находки. Не желая, чтобы «…встреченное мною осталось только записанным в моей записной книжке и быть может опять на долгое время похороненным для людей науки…» он пытается довести эти сведения до учёных (ГАИО, ф. 293, оп. 1, д. 700, л. 16). Однако история распорядилась так, что информация об этом кургане оставалась неизвестной практически в течение ста лет (Ходукин, 1926; Юсупова, 2011: 10-14).

 

Вещи, обнаруженные А.Я. Баллодом, были переданы в Иркутск согласно прилагаемой к посылке описи (ГАИО, ф.293, оп. 1, д. 700, л. 9-11). Среди них — пластины из нефрита. Общие сведения об этой коллекции уже были введены в научный оборот (Иванов, 2010: 197-199; Ivanov, 2011: 285-289). Целью данной статьи является публикация нефритовых изделий, происходящих из шурфа №2 Баллодовского кургана.

(441/442)

 

Все предметы поступили в Иркутский музей в августе 1913 года (коллекция №7217). В описи, составленной А.Я. Баллодом, числится «Шлифованных каменных пластинок с малыми отверстиями в одном конце целых — 2, тоже ломанных — 2. Нефрит или мрамор?» (ГАИО, ф. 293, оп.1, д.700, л. 9). Этот список приводит в своей публикации и Я.Н. Ходукин (Ходукин, 1926: 11). Однако согласно Книге поступлений Иркутского Музея 15 августа 1913 года было принято 33 пластины из зелёного нефрита. Такую же информацию содержит и инвентарное описание коллекции (инв. №№7217-1 — 7217-33) с пометкой «Монголия, А.Я. Баллод».

 

В настоящее время коллекция нефритов состоит из 31 предмета (ранее в публикациях ошибочно указывалось 32, так как фрагменты одной пластины считались за два разных предмета), из которых 17 археологически целых пластин, остальные — фрагменты разной сохранности (рис. 1).

 

По форме можно выделить следующие типы изделий:

 

Тип 1. Пластины прямоугольной и подтрапециевидной формы; выполнены из зелёного или светлого нефрита — 6 изделий (рис. 1 — 3-8). Полноценной обработке пластина подвергалась с одной стороны, где она шлифовалась, полировалась. На оборотной стороне встречаются технологические следы работы с камнем. К центру пластины слегка утолщаются. Грани изделий плоские. Поперечные стороны могут иметь округлый профиль, продольные стороны могут слегка сглаживаться к углам. Отверстия для крепления изделия (четыре или шесть) распложены по углам и в центре продольных сторон. Отверстия просверлены под углом, диаметр составляет 0,3-0,6 см. Одна из пластин имеет характерное изменение профиля продольной стороны — сторона сильно скошена, причём край сглажен практически до толщины 0,1 см (рис. 1 — 7). Длина этих изделий составляет 9,2-12,5 см, ширина — 5,1-8,4 см, толщина — 0,2-0,6 см.

 

К этому же типу относятся ещё четыре изделия, от которых сохранились лишь фрагменты (рис. 1 — 1, 2, 9, 10).

 

Тип 2. Пластины квадратной формы из зелёного и светлого нефрита – 3 изделия. Поверхность изделий хорошо обработана с обеих сторон. Продольные грани плоские, поперечные могу быть слегка выпуклыми, углы сглажены. Отверстия просверлены под углом в одном направлении и расположены по углам. Диаметр отверстий составляет 0,3-0,6 см. Длина изделий — 8,5-8,8 см, ширина — 6,5-8,9 см, толщина — 0,3-0,7 см. Одна пластина имеет совсем миниатюрные размеры (длина — 4,5 см, ширина — 3,6-4,1 см, толщина — 0,2-0,5 см) (рис. 1 — 11-13).

 

Тип 3. Пластины вытянутой прямоугольной формы, где длина значительно превышает ширину; сделаны из зелёного нефрита. Некоторые пластины имеют подтрапециевидную форму (рис. 1 — 18, 24). Одно из изделий имеет специально оформленный «черешок», подобно черешку ножа (рис. 1 — 17).

 

Предметы этого типа с двух сторон имеют гладкую поверхность, одна из которых может быть слегка выпуклой. Грани изделий как плоские, так и немного скруглённые. Отверстия расположены по углам или по сторонам изделия; по диаметру различаются маленькие (не более 0,5 см) и крупные (до 0,7 см). Сверление могло производиться как в одном направлении для всех отверстий пластины, так с обеих сторон.

 

По длине изделия выделяются крупные — 2 пластины (длина — 22,5 см, ширина — 4-6 см, толщина — 0,7 см) (рис. 1 — 23-24), средние — 4 пластины (длина ~ 15 см, ширина — 1,7-4 см, толщина — 0,3-0,6 см) (рис. 1 — 17-20) и маленькие – 3 пластины (длина — 7,5-9,5 см, ширина — 2,5-4 см, толщина — 0,3-0,7 см) (рис. 1 — 14-16).

 

К этому типу, вероятно, относится ещё одно изделие, от которого сохранился только фрагмент (рис. 1 — 25).

(442/443)

 

Тип 4. Пластина трапециевидной формы из зелёного нефрита — 1 изделие. Обе стороны полированные, чуть выпуклые к центру. Изделие имеет линзовидный профиль Края тонкие, почти острые. Три отверстия диаметром 0,4 см сделаны под углом в двух направлениях. Длина — 7,2 см, ширина — 2,7-5,4 см, толщина у края до 0,1 см, в центре — 0,7 см (рис. 1 — 26).

 

Помимо вышеперечисленных изделий в коллекции имеется ещё семь фрагментов, по которым трудно определить первоначальную форму пластины (рис. 1 — 21, 22, 27-31).

 

По заключению реставратора Лаборатории реставрации скульптуры и цветного камня Государственного Эрмитажа А.А. Андроханова * обработка вышеперечисленных предметов производилась ручной пилой или на круге с использованием природных абразивов в сочетании с водой. Ровные края пластин могут свидетельствовать о предварительной обработке целого блока: первоначально отпиливали природную корку камня, затем полностью шлифовали. На двух пластинах видны следы механической обработки целого блока — (рис. 1 — 5, 20 — виден «шаг» распиловки). Полировка производилась с применением жёстких природных абразивов (альмандин, кварц) и воды. Наивысшим мастерством было создание эффекта мокрого камня. Отверстия на пластинах сделаны ручными металлическими сверлами. Судя по двум незаконченным отверстиям, для их создания использовались свёрла двух типов и нескольких размеров (рис. 1 — 14, 25). Для этого мастера применяли полые трубочки, либо сверло со специальным наконечником. Данный способ обработки нефрита известен в Китае с глубокой древности и используется с незначительными технологическими усовершенствованиями до сих пор (Ян Бода, 2004: 67; Меньшикова, 2008: 6).

 

Нефритовые изделия известны во многих курганах хуннской знати. Формы их довольно стандарты: прямоугольные пластины и пластины когтевидной формы, диски типа би, плоские полукруглые изделия. Иногда встречаются предметы с гравировками и резьбой по камню. До настоящего времени наибольшее количество пластин из зелёного и жёлтого нефрита происходило из кургана 1, «Мокрого» (Ноин-Ула, падь Суцзуктэ) (28 пластин разной формы, обнаруженных «к западу от гроба»). На отдельных предметах видны гравировки. Несколько экземпляров известны и из других курганов этого могильника (Руденко, 1962: 117-123; табл. 22, 29 —1-4, 66 [надо: 46] — 1). В ходе работ экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН в горах Ноин-Ула 16 различных изделий из нефрита обнаружены в 31-м кургане и фрагмент изделия из белого нефрита в 11-м кургане (Полосьмак, Богданов и др., 2009; Полосьмак, Богданов, Цэвээндорж, 2011). В кургане 7 могильника Царам найдены шесть пластин когтевидной формы, образующих «диадему», и прямоугольные с отверстиями (Миняев, 2009: 58). Изделие аналогичной формы встречено в могильнике Гол Мод (курган 1) (Treasures…, 2011: 142-144). В кургане 2 могильника Дуурлиг Нарс найдены фрагмент диска типа би и несколько квадратных пластин с отверстиями (Дуурлиг нарсны…, 2009: 56-57).

 

В рядовые погребения хунну нефритовые изделия попадали, по всей вероятности, крайне редко. Фрагмент «плоского кольца из полированного зелёного камня (би?)» был найден в погребении №26 могильника Гол Мод 2 (Миллер и др., 2008: 60-61, 67, рис. 5-6). Есть упоминание о находках «части китайского священного стеклянного диска» и «астрагала, вырезанного из нефрита» в могилах №10 и №23 в местности Гол Мод в 1956-1957 гг., но, к сожалению, эта информация не сопровождается иллюстрациями (Дожсурэн, 1962: 42-43).

 

В каком виде и для чего помещался нефрит в погребения хунну? Мы не знаем, составляли ли пластины какой-либо единый предмет или же нефрит помещался в погребение просто в качестве ценного материала, в «переиспользованном» состоянии.

(443/444)

 

Первоначальную функцию таковых изделий можно представить по аналогии с погребальными памятниками Китая. Примеры использования подобных пластин хорошо известны по китайским археологическим источникам. С их помощью моделировали лицо, позднее голову и ноги, а к концу эпохи Хань полностью тело усопшего (Гун Лян и др., 1996: 26-32).

 

На территории провинции Цзянсу были раскопаны несколько погребений эпохи Западная Хань, в которых обнаружены нефритовые маски. В одном из погребений комплекса Хоулоушань (后楼山西汉墓) в области головы найдена плоская лицевая маска, состоящая из 33 пластин разной формы зеленого и светлого цветов (рис. 2 — 1) (Гэн Цзяньцзюнь, Мэн Цян, 1993: 40; Ли Иньдэ, 1993: 47-48). Подобная маска происходит из погребения Хоулоушань М5 (后楼山西汉五号墓) (Линь Ган и др.). В обоих случаях пластины скреплялись между собой металлической (золотой или серебряной) проволокой. Маска иного типа найдена в погребении Цзыфаншань, М3 (子房山3号墓). Пластины также находились в области головы (лица) погребённого и должны были моделировать органы чувств человека. Однако в отличие от предыдущих примеров здесь пластины, видимо, нашивались на тканевую основу (Ли Иньдэ, 1993: 46-47) (рис. 2 — 2).

 

Постепенно на место маски приходят облачения из нефрита, которые покрывали (или моделировали) голову и ноги усопшего. Завершением этого процесса стали знаменитые нефритовые саваны, которые найдены в погребениях китайских ванов и представителей знати (Чжао Мо, Лю Шэн и другие) (Погребённые царства Китая, 1998: 120-121; Ся Най, 1983: 133-134; Меньшикова, 2008: 8-9) (рис. 2 — 3). С окончанием эпохи Восточная Хань традиция создания таких погребальных нефритовых саванов сходит на нет.

 

Ценность нефрита в Древнем Китае была необычайно высока. Наличие такого «одеяния» в могиле, цветовая гамма, ценность металла, соединяющего пластины, — всё это было показателем ранговой структуры китайского общества и высокого положения обладателей этих сокровищ. «Уже в древности выделялось их пять основных цветов: белый — подобный, в оригинальных трактовках, цвету бараньего сала (т.е. желтовато-белый), жёлтый — цвета сваренных каштанов (т.е. с коричневым отливом), красный — цвета петушиного гребня, чёрный — подобно лаковому покрытию, и зелёный. Приведённая цветовая гамма прилагалась, в первую очередь, к царским регалиям, так называемым пяти нефритам» (Кравцова, 2004: 213, 764, 766).

 

Таким образом, в заключении мы можем сделать следующие выводы. Материалы этой коллекции расширяют наши знания о погребальном обряде элитного комплекса хунну. Находки нефритов, сделанные в Баллодовском кургане, расширили наши представления о формах изделий, широте цветовой гаммы драгоценных камней, используемых в погребальной практике хунну. Более того, на примере отдельных предметов удалось выявить особенности технологической обработки нефрита. На основании китайских аналогий мы можем предположить, какие именно изделия создавались из таких пластин. Однако отсутствие достоверных сведений о попадании этих изделий в среду кочевников, находок серии пластин в положении in situ, которое определило бы их реальное назначение в могиле кочевника, сохраняет множество вопросов как о формировании предметного комплекса элитного погребения хунну, так и о механизмах взаимоотношений китайского императорского двора и ставки шаньюя.

(444/445)

 

Список литературы   ^

 

1. Гэн Цзяньцзюнь (耿建军),Мэн Цян (孟强)。Сообщение о раскопках погребения Хоулоушань эпохи Западная Хань, Сюйчжоу (徐州 后楼山西汉墓发掘报告) // Вэньу, (文物). — 1993. — №4. — С. 29-45 (на кит. яз.).

2. Гун Лян (龚良), Гэн Цзяньцзюнь (耿建军),Мэн Цян (孟强)。Вопросы, имеющие отношение к нефритовым «одеяниям» эпохи Западная Хань в округе Сюйчжоу (徐州地区的汉代玉衣及相关问题) // Вэньу (东西文化). — 1996. — №1 (111). — С. 26-32 (на кит. яз.).

3. Дожсурэн Ц. Раскопки могил хунну в горах Ноин-Ула на реке Хуни-Гол (1954-1957 гг.) // Монгольский археологический сборник. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — С. 36-44.

4. Иванов Г.Л. К предыстории исследования ноинулинских курганов: сборы А.Я. Баллода в ИОКМ // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири: материалы междунар. науч. конф. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та., 2010. — С. 197-199.

5. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. — СПб.: Изд-во «Лань», «ТРИАDА», 2004. — 960 с.: ил.+ вклейка (32 с.).

6. Ли Иньдэ (李银德). Реконструкция нефритовых масок из погребений эпохи Западная Хань в Суйчжоу (徐州出土西汉玉面罩的复原研究) // Вэньу (文物). — 1993. — №4. — С. 46-49.

7. Линь Ган (林刚),Цинь Ай (秦嫒),Фань Пай (翻拍)。后楼山汉墓的楚王地下伴驾者// http://epaper.cnxz.com.cn/pcwb/page/3/2011-10-17/C01/85531318814502000.pdf (Электронный ресурс).

8. Меньшикова М.Л. Нефриты // Горный журнал. Цветные металлы. Чёрные металлы. Обогащение руд. Природные ресурсы Китая и произведения художников. Специальный выпуск. — 2008. — С. 4-8.

9. Миллер Б. К., Оллард Ф., Эрдэнэбатор Д., Ли К. Погребальный комплекс сюнну: раскопки могильника Гол Мод 2 (Монголия, 2002-2005 годы) // Археологические вести. — 2008. — Вып. 15. — С. 55-70.

10. Миняев С.С. Элитный комплекс сюннуских захоронений в пади Царам (Забайкалье) // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2009. — №2 (38). — С. 49-58.

11.  Переписка между Восточно-Сибирским отделом РГО и А. Баллодом о раскопках в Монголии. ГАИО, Ф. 293, оп. 1, д. 700.

12.  Полосьмак Н.В., Богданов Е.С., Цэвээндорж Д., Эрдэнэ-Очир Н. Исследование ноин-улинского кургана №31 (Северная Монголия) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. — Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2009. — Т. XV. — С. 372-376.

13. Полосьмак Н.В., Богданов Е.С. Цэвээндорж Д. Раскопки кургана №11 в пади Суцзуктэ (Ноин-Ула, Северная Монголия) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. — Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2011. — Т. XVII. — С. 226-228.

14. Погребённые царства Китая, М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1998. — 168 с.: ил. (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»).

15. Руденко С.И. Культура хуннов и ноинулинские курганы. — М.-Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1962. — 206 с.

16. Ходукин Я.Н. Первые раскопки в горах Ноин-Ула. // Бюллетень всесоюзной научной ассоциации востоковедов / Иркутский филиал. Иркутск, 1926. — 13 с. (отд. оттиск).

17. Юсупова Т.И. История не совсем обычного археологического открытия // Н.В. Полосьмак, Е.С. Богданов, Д. Цэвээндорж. Двадцатый Ноин-улинский курган. — Новосибирск: ИНФОЛИО, 2011. — Гл. 1. — С. 9-51.

18. Ся Най (夏鼐). Нефритовые изделия эпохи Хань — Продолжения и изменения в традициях нефритовых изделий эпохи Хань (汉代的玉器—汉代玉器中传统的延续和变化) // Каогу сюэбао (考古学报). — 1983. — №2. С. 125-145; ил. (на кит. яз.).

19. Ян Бода (杨伯达)。К вопросу о технологических различиях и особенностях обработки нефритовых изделий (试论先玉器工艺及玉器工艺之区别与特点) // Каогу (考古). — 2004. — №10. — С. 62-68 (на кит. яз.).

(445/446)

20. Ivanov G.L. Xiongnu Archaeology. Multidisciplinary Perspectives of the First Steppe Empire in Inner Asia. Bonn contributions to Asian archaeology. Vol. 5. Vor- und Frühgeschichtliche Archäologie, Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universität. Bonn, 2011. — P. 285-289 (на англ. яз.).

21. Treasures of the xiongnu. Culture of Xiongnu, the first Nomadic Empire in Mongilia. (Хүннүгийн өв. Нүүдэлчдийн анхны төр-Хүннү гүрний соёл). Ulaanbaatar, 2011. — 296 p (на англ. и монг. яз.).

22. Xiongnu Tombs of Duurling Nars. Дуурлиг Нарсны хүннү булш. — National Museum of Korea. — Улаанбаатар, 2009. — 99 p (на монг. яз.).

 

Summary.   ^

 

The Noyon Uul necropolis in Northen Mongolia has been known to archaeologists since 1913. In 1912 A. Ballod worked in 130 km north of Ulaanbaator. He has found some ancient materials and wooden constructions. In 1913 all artifacts were sent to Irkutsk Museum. Now the collection of A. Ballod can be divided into five groups to their material. This collection includes 31 jade plates, some are complete and some are in fragment. Plates are different according to their shape and color, and divided into four groups.

 

We have some analogies in Chine. China has a long history of jade using and jade-worked technology. The funerary jade has a long way of development. The late stage buried-use developed to covering the whole body with the jade clothes. So the using of jade in historical context of Xiongnu and Han Dynasty is closely linked to political, economic and ideological development.

 

В издании Рис. 1 — на с. 447, подпись к нему на с. 446: Рис. 2 — на с.446, подпись к нему на с. 447. ]

 

Рис. 1. Нефритовые пластины из Баллодовского кургана.

1, 2, 4, 7-9, 12 — нефрит светлого цвета; 3, 5, 6, 10, 11, 13-31 — зелёный нефрит (рисунки выполнены Г.Л. Ивановым);

Pl. 1. Jade plates from A. Ballod collection.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

Рис. 2. Изделия из нефрита. Китай эпохи Хань.

1 — комплекс Хоулоушань, 2 — комплес Цзыфаншань, М3 (1, 2 — по: Ли Иньдэ, 1993); 3 — Маньчэн, М1 (по: Ся Най, 1983 — без масштаба));

Pl. 2. Jade of Han Dynasty.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

 


 

* [с. 446] Авторы выражают благодарность А.А. Андроханову, реставратору Лаборатории реставрации скульптуры и цветного камня Государственного Эрмитажа за оказанную помощь и консультации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки