● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Б.Я. СтавискийИскусство Средней Азии.Древний период с VI в. до н.э. — VIII в. н.э.// М.: «Искусство». 1974. 256 с. («Очерки истории и теории изобразительных искусств»)
[ аннотация: ] Эта книга является попыткой искусствоведческого осмысления блистательных достижений археологии последних лет. Книга охватывает период с VI-V вв. до н.э. по конец VII — начало VIII в. н.э. Автор вскрывает самобытность искусства областей древней Средней Азии, его связь с искусством древних восточных цивилизаций, скифов, соприкосновение с традициями античной художественной культуры, буддийской культурой Древней Индии.
См. файл .pdf, 6,46 Мб (фото страниц с OCR). Содержание
Предисловие. — 5
Ахеменидский период. Середина VI — конец IV в. до н.э. — 11После походов Александра. Конец IV — I в. до н.э. — 29Бактрия. — 30Парфиена. — 45Хорезм. — 59«Имперский период» древней истории. I-IV вв. н.э. — 72Бактрия. — 77Парфиена и Мерв. — 112Хорезм. — 126Согд и Фергана. — 147Раннее средневековье. V — Середина VIII в. — 154Бактрия — Тохаристан. — 157Мерв. — 174Хорезм. — 182Согд. — 188Области северо-востока. — 230
Заключение. — 240
Примечания. — 244Основная литература. — 246Список иллюстраций [1-179]. — 249
[ Предисловие. ] ^ Посвящается светлой памяти Всеволода Владимировича Павлова.
Эта книга о искусстве древней Средней Азии — со времени становления здесь классового общества до утверждения господства мусульманской идеологии в жизни и культуре среднеазиатских народов.
Первые, начальные шаги этого искусства пока не ясны, так как история и памятники Средней Азии начала I тысячелетия до н.э. когда в её передовых областях возникали классовое общество и государства, изучены ещё крайне слабо. Поэтому историю искусства древней Средней Азии приходится начинать лишь с середины VI-V в. до н.э., когда большая часть среднеазиатских областей вошла в состав Древнеперсидского (Ахеменидского) царства. Заключительным же этапом в истории этого искусства следует признать вторую половину VII — первую половину VIII в. н.э., время арабского завоевания Средней Азии.
На протяжении этих тринадцати веков в искусстве Средней Азии можно проследить преемственность культурных и художественных традиций и определённые характерные особенности, отличающие это искусство от первобытного искусства древнейших обитателей среднеазиатских земель и от позднейшего — мусульманского искусства среднеазиатских народов поры развитого и позднего средневековья.
Открытие древней (домусульманской) Средней Азии и её искусства — одно из важнейших достижений советской археологии. Почти совершенно неведомое ещё сорок лет назад искусство древней Средней Азии занимает сейчас почётное место в истории художественной культуры нашей страны, стран Востока и всего человечества. Отдельные памятники этого искусства рассматриваются уже не только в специальных археологических публикациях, но в искусствоведческих работах и сводках, в курсах истории искусства народов Востока и всеобщей истории искусств. Древним памятникам, открытым на территории Узбекской и Туркменской ССР, уделено должное внимание и в вышедших недавно обобщающих работах «История искусства Узбекистана (с древнейших времён до середины XIX в.)» Г.А. Пугаченковой и Л.И. Ремпеля (М., 1965) и «Искусство Туркменистана (с древнейших времён до 1917 г.)» Г.А. Пугаченковой (М., 1967). Однако обе эти работы, содержащие немало ценных сведений и заключений о Древнем искусстве Средней Азии, не дают, в силу их территориальной ограниченности, чёткого представления не только об искусстве всей древней Средней Азии в целом, но и отдельных древних историко-культурных областей, земли которых в настоящее время входят в состав разных среднеазиатских республик.
Более широкий подход к материалу по искусству всей древней Средней Азии и сопредельных областей и стран характерен для соответствующих разделов фундаментального труда Л.И. Ремпеля «Архитектурный орнамент Узбекистана» (Ташкент, 1961). Однако этот труд не преследовал цели рассмотрения всех видов искусства древней Средней Азии. В результате общую, но краткую и часто уже устаревшую, характеристику искусства древней Средней Азии и её отдельных областей можно пока что найти лишь в таких сводных работах, как «Всеобщая история искусств» (т. I, M., 1956), «История таджикского народа» (т. I, М., 1963; т. II, кн. 1, М., 1964), «История Узбекской ССР» (т. I, Ташкент, 1967) и т.п. Несколько полнее отражено искусство древней Средней Азии в изданной в 1965 г. в Лондоне популярной книге Тамары Тальбот Райс «The Arts of Central Asia», где рассматриваются художественные памятники Закавказья, евразийских степей (от берегов Чёрного моря до Алтая), Средней Азии, Афганистана, северо-западного Пакистана и Восточного Туркестана с древнейших времен до арабского завоевания. К сожалению, автору этой полезной работы остались неизвестны многие открытия и находки советских археологов, а в приводимые ею сведения вкрались досадные фактические неточности.
Настоящий очерк преследует цель обрисовать историю искусства древней Средней Азии с учётом известных (к 1970 году) достижений советской археологии. Понятно, что он не может быть свободным от ошибочных суждений, оценок и выводов. Да и могут ли такие оценки и выводы быть окончательными, когда бурный рост наших знаний по истории, культуре и искусству древней Средней Азии (и сопредельных областей и стран) ещё далеко не закончен, когда каждый полевой сезон приносит всё новые и новые открытия и никто не может предсказать, какими художественными памятниками обогатят нас раскопки ближайших лет и какие идеи и концепции будут ими порождены.
Размеры и характер очерка ограничивают, конечно, число рассматриваемых памятников (полный обзор их занял бы не один объёмистый том) и вынуждают сократить до минимума аргументацию тех или иных положений. Основная же его цель — обрисовать, хотя бы в самых общих чертах, картину развития искусства древней Средней Азии и его традиций, а также взаимоотношения этого искусства с художественной культурой и традициями других стран и народов древнего мира.
Художественные памятники рассматриваются в очерке не в рамках современных административных делений и границ, а по основным древним историко-культурным областям. Эти области: Бактрия (с IV-V вв. н.э. — Тохаристан), охватывавшая южные приамударьинские районы современных Узбекской, Таджикской и отчасти Туркменской ССР и северный Афганистан; Согд, занимавший бассейны рек Зеравшан и Кашкадарья, то есть центральные районы Узбекской и Таджикской ССР; Парфия (Парфиена), лежавшая в Прикопетдагье, на юго-западе Туркмении и край-
Схематическая карта размещения памятников древней Средней Азии.1 — Калалы-гыр; 2 — Уйгарак; 3 — Топрак-кала; 4 — Кой-Крылган-кала; 5 — Ток-кала; 6 — Гяур-кала; 7 — Ашхабад; 8 — Ниса; 9 — Мерв; 10 — Бактры; 11 — Бухара; 12 — Варахша; 13 — Самарканд; 14 — Афрасиаб; 15 — Пенджикент; 16 — Муг; 17 — Мадм; 18 — Душанбе; 19 — Ташкент; 20 — место находки Амударьинского клада; 21 — Аджина-тепе; 22 — Термез; 23 — Балалык-тепе; 24 — Дальверзин-тепе; 25 — Халчаян; 26 — Шахринау; 27 — Айртам; 28 — Хаит; 29 — Ай-Ханум; 30 — Саксанохур; 31 — Тулхар; 32 — Сурх-Котал; 33 — Кува; 34 — Фрунзе; 35 — Акбешим.
нем северо-востоке Ирана; Хорезм, располагавшийся в низовьях Амударьи, на землях северной Туркмении, Хорезмской области Узбекистана и приамударьинских районов Кара-Калпакской АССР; Фергана (упоминается под этим названием лишь с VII в. н.э.; более раннее название её ещё не известно), включавшая современную Ферганскую долину и её предгорья, ныне поделённые между Узбекской, Таджикской и Киргизской ССР.
Помимо этих основных историко-культурных областей Средней Азии в очерке будут упоминаться ещё Маргиана и земли саков. Маргиана — область в низовьях реки Мургаб с центром в Мерве (на юге Туркменской ССР) — входила то в состав Бактрии, то в общие с Парфиеной объединения. Под саками подразумеваются многочисленные кочевые и скотоводческие племена, обитавшие в основном на севере и востоке Средней Азии, на землях Казахской и Киргизской ССР, а также на Памире.
Заключение. ^
Искусство Средней Азии в древний (домусульманский) период истории прошло, как мы видели, сложный путь развития, и если для начального этапа развития древнего искусства Средней Азии в памятниках VI-IV вв. до н.э. мы ещё не можем выявить черт, характерных для отдельных среднеазиатских областей или даже Средней Азии в целом, то начиная уже с последующего этапа специфика каждой из ведущих областей Средней Азии проступает все более и более чётко. Искусство Средней Азии III-I вв. до н.э. и особенно «имперского периода» (I-IV вв. н.э.) предстаёт перед нами как совокупность художественных культур отдельных областей, каждая из которых заметно отличается как от искусства соседних несреднеазиатских стран и районов, так в ряде моментов и от искусства родственных областей Средней Азии. В период раннего средневековья, в V-VIII вв., происходит значительная нивелировка в уровне и характере художественной культуры разных областей среднеазиатского Междуречья и явно тяготеющих к ним района древнего Мерва и земель Семиречья. На смену местным областным художественным направлениям вот-вот, казалось бы, должна была прийти мощная общесреднеазиатская струя искусства, впитавшего в себя культурные и художественные традиции предшествующих эпох и веяния Индии, Ирана, Византии и других стран и народов Евразии, но при всём этом имевшего свои неповторимые специфичные особенности. Искусство древней Средней Азии не только воспринимало веяния художе- ственных культур древних стран и народов, но в свою очередь распространяло своё воздействие далеко на восток, на запад, юг и север. В целом искусство древней Средней Азии было ярким и самобытным, а его история — это, безусловно, одна из значительных и интересных глав всеобщей истории искусств.
Искусство древней Средней Азии охватывает лишь часть художественных памятников, открытых на землях среднеазиатских республик.
Благодаря открытиям советских археологов здесь сейчас известны памятники искусства и более ранней поры, вплоть до самого утра человечества — эпохи палеолита. Однако сведения о древнейших судьбах Средней Азии ещё слишком отрывочны, и у нас нет оснований говорить, что, во-первых, на её просторах непрерывно, на протяжении многих тысячелетий, обитали прямые потомки тех древнейших человеческих коллективов, которые пришли сюда на заре истории; и, во-вторых, что всё это время в Средней Азии сохранялась непрерывная художественная традиция.
Более чётко выявляется история южных районов Средней Азии в VI-III тысячелетиях до н.э., когда здесь расселились раннеземледельческие общины, входившие в массив древнеземледельческих племён, наиболее передовой в то время части человечества. Этот массив племён занимал просторы Южной Европы и Ближнего и Среднего Востока, от Дуная до Инда. На базе этого массива племён возникли и развились древнейшие на земле цивилизации Крита и Египта, Месопотамии и Древней Индии. Земледельческие общины юга Средней Азии также находились тогда на пути к сложению раннеклассового общества и государств древневосточного типа. Однако какие-то ещё не совсем ясные нам политические и социальные бури второй половины II — начала I тысячелетия до н.э. прервали этот естественный ход их исторического развития. Более того, в это время произошли, вероятно, существенные перемены в этническом составе населения Средней Азии, вызванные переселениями индо-иранских племён и приведшие, возможно, к перерыву не только в социально-экономическом, но и в культурном и художественном развитии Средней Азии.
Установить, связано ли искусство древней Средней Азии с художественной культурой древнеземледельческих общин VI — первой половины II тысячелетия до н.э. (не говоря уже о памятниках искусства более древних засельников Средней Азии), мы пока не можем, и поэтому у нас нет ещё оснований рассматривать художественные памятники древнейшей поры и древнего (домусульманского) периода как единый поток развития искусства.
Серьёзное изучение истоков и пути сложения древнего искусства Средней Азии, таким образом, ещё впереди.
Специальных изысканий требует ещё, для всестороннего его освещения, вопрос о роли древнего искусства в развитии художественной культуры мусульманской Средней Азии, то есть того тысячелетнего периода (IX-XIX вв.), когда на всех сторонах жизни среднеазиатского общества лежала печать господства мусульманской идеологии. Но уже и сейчас ясно, что, хотя арабское завоевание во многом изменило естественный путь развития среднеазиатского общества, в художественных памятниках мусульманской Средней Азии, особенно на первом этапе её истории (IX-XII вв.), можно проследить элементы древних традиций — то в применении сводчатых перекрытий, то в использовании в стенных росписях, резьбе по ганчу или художественной посуде тех или иных изобразительных мотивов. Однако в целом и архитектура, и монументально-декоративное искусство, и художественные ремесла мусульманской Средней Азии основываются на иных принципах, чем древнее её искусство. В архитектуре общественных построек всё более и более преобладают купольные конструкции, и в языках народов Средней Азии не сохранилось даже слова для обозначения свода. Наряду с куполами одним из основных элементов архитектуры общественных зданий становится неведомый ранее портал. В архитектурном же декоре и в произведениях художественных ремёсел, рассчитанных на массового потребителя, побеждает тенденция к декоратив- ности и замене изобразительных мотивов всевозможными орнаментами — геометрическими, растительными, эпиграфическими. В значительной степени иными становятся в мусульманский период также культурные и художественные связи и взаимовлияния среднеазиатского общества.
С IX в. н.э. в истории искусства Средней Азии наступает, таким образом, новый период, по-своему яркий и интересный, но заметно отличающийся от того, которому был посвящён этот очерк.
наверх |