главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. Великий Новгород — Старая Русса. Т. I. СПб, М., Великий Новгород: 2011. О.С. Советова

Геральдические (антитетические) композиции
в наскальном искусстве.

// Тр. III (XIX) АС. Т. I. СПб, М., Великий Новгород: 2011. С. 386-388.

 

В последнее время широко обсуждается проблема композиции в изобразительных памятниках. Анализ петроглифов позволяет продолжить эту тему. Уже обращалось внимание на однорядные, многорядные, круговые композиции и некоторые другие, нашедшие отражение не только в предметных сериях, но и в наскальном искусстве. Вместе с тем, вне поля зрения исследователей остался один из достаточно простых, но популярных композиционных приёмов, известных в наскальном искусстве с эпохи бронзы (возможно, и раньше) и до средневековья, — приём воспроизведения геральдически сопоставленных персонажей: людей и животных (рис. 1). Композиции такого рода также называют антитетическими, поскольку, по мнению Е.В. Переводчиковой, употребление термина «геральдический» «вызывает ассоциацию с изображениями на средневековых гербах», и, таким образом, древние композиции наделяются им не свойственной функцией.

 

Приём антитетического изображения животных является очень древним и широко распространённым, судя по древним переднеазиатским цилиндрам и печатям, античным материалам, скифской торевтике и т.д. В литературе активно обсуждается этот композиционный приём и в связи с характеристикой хуннских, и средневековых материалов. Представляется чрезвычайно важным анализ наскальных сцен с антитетическим компонентом, поскольку петроглифы ярко демонстрируют его распространение во времени и пространстве, что может помочь в решении многих вопросов, связанных с анализом вещественного материала, в котором это компонент нашёл устойчивое отражение. Следует отметить определённую вариативность антитетических композиций в наскальном искусстве.

 

1. Самым распространённым вариантом, пожалуй, являются сопоставленные пары животных и человеческих персонажей. Такие сцены представ-

(386/387)

Рис. 1. Примеры антитетических композиций в наскальном искусстве:

1 — Аржан 2, Тува (по Чугунов, 2008); 2 — Туру-Алты, Горный Алтай (по Мартынов и др., 2010); 3 — Куня, Минусинская котловина (по Советова, 2005); 4 — Галька, Тува (по Kilunovskaya, Semenov, 1995); 5 — Аржан 1, Тува (по Грязнов, 1980); 6 — Саускандык, Казахстан (по Швец и др., 2008); 7 — Теректы Аулие, Казахстан (по Samashev et al., 2000); 8 — Улазы, Минусинская котловина (по Мухарева, Советова, 2011); 9 — Арпаузен, Казахстан (по Рогожинский и др., 2004); 10 — Сармишсай, Узбекистан (по Кабиров, 1976); 11 — Тепсей, Минусинская котловина (по Шер, 1980); 12 — изображения на греческой керамике (по Шер, 1994); 13 — Оглахты I, Минусинская котловина (по Шер, 1980); 14 — Ой-Джайляу, Казахстан (по Марьяшев, Горячев, 2008); 15 — Суханиха, Минусинская котловина (по Советова, 2005); 16 — Цаган-Салаа, Монгольский Алтай (по Кубарев и др., 2005); 17 — Баянлиг хад, Монголия (по Деревянко и др., 2008); 18 — Чадак-Сай, Западный Памир (по Шацкий, 1973).

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

лены на памятниках обширнейшего ареала: от Италии (Валкамоника) до Китая (численность персонажей в композиции — от пары до нескольких десятков). При этом сопоставлены могут быть как животные одного видового состава: кони, верблюды, козлы, олени и т.п. (но и, например, разные хищники: кабан — кошачий), так и разных видов: хищник — копытное (рис. 1: 1-8). Причем на ранних порах (эпоха бронзы), как правило, персонажи статичны, но с течением времени приобретают своеобразную динамику (уже в раннем железном веке), а в эпоху средневековья нередко представляют яркие сцены борьбы/игры животных (рис. 1: 7, 8).

 

Другие варианты антитетических композиций представляют соподчинённые антропоморфные пары (рис. 1: 9, 10), как правило, представляющие людей с воздетыми руками.

 

2. Антитетические композиции, построенные на принципах ритмической группировки. Простейший вид ритмической группировки, по Б.Р. Випперу, это симметрия, т.е. расположение элементов композиции вокруг средней оси; при этом исследователи выделяют семь возможных видов симметрии. Некоторые из этих видов вполне отчётливо проявляются в петроглифах. Так, различается билатеральная симметрия, где одинаковые элементы расположены направо и налево от средней оси; радиальная, где одинаковые формы расположены во все стороны от центрального пункта и др.:

 

а) одним из наиболее изученных вариантов билатеральных симметричных композиций в наскальном искусстве представляет сюжет, воплощающий т.н. схему мирового древа с подчёркнутой центральной осью симметрии — когда в качестве таковой выступает «палка» («столб» и т.п.), прямая или с развилкой в верхней части. Такие сцены известны на многих памятниках наскального искусства (Казахстан, Киргизия, Минусинская котловина и др.) и датируются эпохой бронзы (рис. 1: 11);

 

б) для наскального искусства Минусинской котловины характерен особый вариант подобной схемы — т.н. сюжет «Господин коней» (Оглахты, Куня), датированный раннескифским временем, удивительнейшим образом перекликающийся с изображениями греческой вазописи рубежа VIII-VII вв. до н.э., когда в качестве «мирового древа» выступает реалистическая антропоморфная фигура (рис. 1: 12, 13). Практически больше нигде он в таком «чистом виде» не встречается. Более распространена традиция «вписывания» антропоморфной фигуры между животными в сцены, хронологически более ранние — таким образом, старые композиции наделяются новым смыслом (рис. 1: 14-16);

 

в) в качестве варианта подобного сюжета можно привести другую распространённую схему, когда антропоморфный персонаж представлен с широко раскинутыми руками, при этом одной рукой он может держать за повод животное (коня?), а другая остается свободной (рис. 1: 17).

 

3. Проявляется в наскальном искусстве и радиальная симметрия, когда «одинаковые формы расположены во все стороны от центрального пункта». В данном случае также можно привести несколько вариантов таких композиций:

 

а) с выделением центральной (доминантной) фигуры, вокруг которой разворачивается основное действие. Это, например, сцены охоты (возможно, «космической»), когда центр композиции занимает преследуемое охотниками животное, а от него в форме лучей расположены охотники (Казахстан, Алтай, Монголия и др.) (рис. 1: 18);

 

б) некоторые композиции можно классифицировать как центральносимметричные, исходя из того, что центральная симметрия — это симметрия вращения, когда образ/образы симметрично повторяется при повороте через определённый угол вокруг центра

(387/388)

(Казахстан, Западный Памир и др.) (рис. 1: 19). Такие композиции относятся к эпохе бронзы.

 

Таким образом, приведённые материалы свидетельствуют о популярности использования приёма антитетического построения композиций в наскальном искусстве на широких территориях и в обширном хронологическом диапазоне. В целом, изучение особенностей композиционных приёмов в наскальном искусстве позволяет решать многие вопросы исторических заимствований, выявлять истоки стилей, а также глубже вникать в тайны смысла, заложенного в эти изображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки