главная страница / библиотека / обновления библиотеки
С.С. СорокинИзображение оленя на скале вблизи Катон-Карагая.// СГЭ. [ Вып. ] XXVIII. Л.: 1967. С. 53-55.
Летом 1962 г. в 3 км к северу от Катон-Карагая (Казахская ССР, Восточно-Казахстанская обл.) в урочище, называемом Большие скалы, Южно-Алтайская экспедиция обследовала более двадцати камней с высеченными на них изображениями. На плоской, обращённой на юго-восток грани одного из них выбиты фигуры животных: три козла, какой-то хищник, похожий на собаку, и олень. Козлы и хищник выполнены силуэтом, а фигура оленя, помещённая несколько наискось, в так называемой ажурной манере: она обведена по контуру и внутри разделана завитками. Никакой композиционной связи между фигурами не наблюдается.
Силуэтные рисунки обычны. Но фигура оленя уникальна. Животное изображено в профиль, пропорции соблюдены. Несмотря на некоторую схематичность, фигура полна жизни. Выразительны слегка изогнутая шея и маленькая голова, увенчанная тяжёлыми ветвистыми рогами. Тело поджарое, лёгкое. Подчёркнута сила задних ног, подобранных как бы для прыжка. Передние ноги не доработаны, однако видно, что художник хотел показать их выброшенными вперёд. Общий рисунок фигуры, в особенности рога и положение головы, придает катонскому оленю сходство со скифскими оленями с поджатыми ногами и закинутыми на спину рогами, например, с костромским. Но подчёркнутая поджарость тела и положение выброшенных вперёд ног сближают в то же время это изображение с выбитыми на скалах фигурами антилоп и горных козлов с поджарыми телами и выброшенными вперёд ногами, которые встречаются (хотя и не часто) на территории Средней и Центральной Азии.
В настоящее время можно считать установленным, что различного рода изделия, украшенные изображениями оленей с поджатыми ногами и закинутыми на спину рогами, были широко распространены в среде скотоводческих племён евразийской лесостепи в VI-II вв. до н.э. [1] и что такого рода украшения встречаются также среди передневосточных произведений искусства VII-VI вв. до н.э. [2] Наскальные изображения козлов и антилоп с поджарым телом и выброшенными вперёд ногами известны пока только в горах Средней Азии, Казахстана и Алтая. Их относят к последним векам I тысячелетия до н.э. и к началу нашей эры. [3] Таким образом, катонский олень скорее всего относится к концу I тысячелетия до н.э. Он синхронен Катонскому могильнику, расположенному в 3 км от Больших скал.
«Ажурные» рисунки животных встречаются на скалах редко. В настоящее время они известны на среднем течении реки Толы, [4] в Туве, [5] на Енисее [6] и на Тянь-Шане. [7] Повсюду, как правило, это единичные фигуры, которые нанесены рядом с силуэтными, линейными или контурными без какой-либо композиционной связи с ними.
Среди петроглифов, выполненных в «ажурной» манере, встречаются олени, козлы и в одном случае какой-то хищник (собака?). Что касается поз, то они, насколько об этом можно судить по немногим известным в настоящее время фигурам, разные у разных животных. Олени изображались лежащими с подогнутыми (Тола, Енисей) или выброшенными вперёд (Южный Алтай) ногами; козлы и хищники — с ногами, выброшенными вперёд (Тянь-Шань). В стилистическом отношении все эти изображения единообразны, и орнаментальная разделка тела различными криволинейными фигурами в равной мере характерна для них всех. Только у одних она выполнена тщательно, у других схематично. В основе своей — это сложные или простые фигуры, слитые из завитков или криволинейных треугольников, заполняющих бока, шею и круп, иногда показанных и на морде, причем всегда без видимой связи с анатомией животного. Их нельзя в данном случае трактовать как прорисовку мускулов или шерсти. Стилизация и чисто декоративные искажения зашли здесь слишком далеко и привели к полной потере реализма. Но нет сомнения в том, что они восходят именно к реалистическому изображению внешних анатомических деталей. [8] В настоящее время мы ещё не можем дать исчерпывающий ответ на вопрос о генезисе орнаментации «ажурных» наскальных рисунков. Однако совершенно ясно, что эта манера не могла родиться на камне. По всей вероятности, исходными образцами для такого рода высеченных на скалах фигур животных являются художественные изделия, выполненные в другом материале, прежде всего различные прорезные берестяные и кожаные фигуры, а также украшения, выполненные в технике аппликации, известные по находкам в промерзших курганах Горного Алтая. [9] Эти многочисленные художественные изделия из мягких материалов в основной своей массе относятся ко времени начиная с середины I тысячелетия до н.э. вплоть до первых веков н.э.
Нельзя согласиться с мнением, высказанным в свое время А.Н. Бернштамом и позднее поддержанным А.Д. Грачом, что такого рода фигуры животных, высеченные на скалах, относятся только к первым векам нашей эры. [10] Мы ещё не можем так точно определить их возраст: «ажурные» наскальные изображения козлов и оленей, встречающиеся в Средней Азии, на Алтае, в Туве и в Монголии, могут относиться не только к началу нашей эры, но также быть синхронными алтайским памятникам пазырыкского этапа. Что же касается датировки каждой фигуры, выполненной в «ажурной» манере, то её следует опреде-
лить, привлекая дополнительные данные, связанные только и именно с этим изображением.
Наличие фигур животных, выполненных па скалах в «ажурной» манере, является косвенным свидетельством того, что в этом районе в первой половине I тысячелетия до н.э. была распространена цветная аппликация, а также прорезные художественные изделия из кожи и берёсты.
[1] Н.Л. Членова. Скифский олень. МИА, №115, 1962, стр. 167.[2] A. Gоdard. Le trésor de Ziwiye (Kurdistan). Haarlem, 1950, p. 12; R. Ghirshman. Notes iraniennes, IV. Le trésor de Sakkez. Les origines de l’art Méde et les bronzes du Luiistan. «Artibus Asiae», XIII, 3-4, 1950; K.D. Вarnet. The Treasure of Ziwiye. «Iraq», XVIII, 2, 1956, p. 111 -116; G.K. Wi1kinsоn. More Details of Ziwiye. «Iraq», XXII, 1960, p. 213-220; M.И.Артамонов. К вопросу о происхождении скифского искусства. Сообщения Государственного Эрмитажа, вып. XX, 1962, стр. 30.[3] А.Н. Бернштам. Наскальные изображения Саймалы-Таш. СЭ, 1952, №2, стр. 58-60, 65-67; А.Д. Грач. Петроглифы Тувы, I. Сборник МАЭ, вып. XVII, 1957, стр. 405; Г.И. Боровка. Археологическое обследование среднего течения реки Толы. Сб. «Северная Монголия», II, Л., 1927, стр. 79-84.[4] Г.И. Боровка, там же.[5] А.Д. Грач. Петроглифы Тувы, I, стр. 393, 398, 403-407; А.Д. Грач. Петроглифы Тувы, II. Сборник МАЭ, вып. XVIII, 1958, стр. 346, 350, 369, табл. VII, 1; XIV, 1.[6] И.Т. Савенков. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее. Труды XIV АС, т. I, М., 1910, стр. 165, табл. I, II, рис. 8.[7] И. Пославский. Из поездки на Саймалы-Таш. ПТКЛА, год восьмой, Ташкент, 1903, стр. II; А.Н. Бернштам, ук. соч., стр. 58-60.[8] См.: M. Rostоvtzeff. The Animal Style in South Russia and China. 1929; A. Salmony. Sarmatian Gold collected by Peter the Great. «Gazette des Beaux-Arts», Janvier, 1949; С.И. Руденко. Искусство Алтая и Передней Азии. М., 1961, стр. 54.[9] Достаточно вспомнить войлочные или кожаные фигуры зверей на седельных покрышках из Первого и Второго Пазырыкских курганов с их характерными «точками», «скобками» и «запятыми» на крупе или ниже холки (см.: С.И. Руденко. Второй Пазырыкский курган. Л., 1948, табл. V-VI; М.П. Грязнов. Первый Пазырыкский курган. Л., 1950, табл VI, 4; табл. VII-VIII), кожаные фигурки петухов с колоды Первого кургана, а также многочисленные изделия из тленных материалов, сохранившиеся благодаря мерзлоте.[10] А.Н. Бернштам, ук.соч., стр.60; А.Д. Грач. Петроглифы Тувы, I, стр. 405.
наверх |