● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

М.С. Шемаханская. Металлы и вещи. История. Свойства. Разрушение. Реставрация. M: «Индрик». 2015. М.С. Шемаханская

Металлы и вещи.

История. Свойства. Разрушение. Реставрация.

// M: «Индрик». 2015. 288 с. ISBN 978-5-91674-373-9

 

аннотация: ] Большое разнообразие металлов и сплавов, особенностей их обработки, видов разрушений требует от реставратора широкого кругозора и специальных знаний. Поэтому в книгу включены разделы по процессам коррозии, основам химии, современным способам исследования предметов, истории использования металлов в различные исторические периоды. Реставрация — сложная и многогранная область деятельности, включающая не только технические знания и навыки, но и представления об этическом подходе как мере допустимого вмешательства в структуру и внешний вид предметов. Книга предназначена для специалистов и любителей, которые по роду своей деятельности или интересам связаны с исследованием, атрибуцией, реставрацией и хранением предметов из металлов.

 

Оглавление

 

От автора. — 7

 

I. Заметки по истории металлов. — 10

I.1. Медь и медные сплавы. — 10

I.1.1. Самородная медь. — 10

I.1.2. Металлургическая медь. — 11

I.1.3. Бронзы (сплавы меди с другими металлами). — 14

I.1.3.1. Цвет бронзы и патина. — 26

I.1.3.2. Искусственные патины Ренессанса и нового времени. — 32

I.1.4. Сплавы с цинком (латуни). — 34

I.2. Шпиатр. — 43

I.3. Чёрные металлы (железо, чугун, сталь). — 44

I.4. Олово, пьютер. — 55

I.5. Свинец. — 62

I.6. Серебро. — 64

I.6.1. Белые сплавы — заменители серебра. — 71

I.7. Золото. — 74

II. Исследование предметов из металлов. — 84

II.1. Исследование оптическими методами. — 85

II.2. Определение состава металла. — 88

II.3. Изучение способов изготовления предметов. — 94

II.4. Определение рудного происхождения металла по изотопам свинца. — 100

II.5. Датировка золота по радиогенным примесям. — 100

III. Общие положения коррозии металлов. — 102

IV. Химические свойства и коррозия различных металлов. — 112

IV.1. Химические свойства и коррозия меди и медных сплавов. — 112

IV.2. Химические свойства и коррозия чёрных металлов. — 124

IV.3. Химические свойства и коррозия олова. — 131

IV.4. Химические свойства и коррозия свинца. — 133

IV.5. Химические свойства и коррозия серебра. — 135

IV.6. Химические свойства и коррозия золота. — 140

V. Реставрация предметов из металлов. — 142

V.1. О теории реставрации и реставрационной этике. — 142

V.2. История реставрации. — 151

V.3. Общие методы реставрации. — 161

V.3.1. Определение активных хлоридов. — 161

V.3.2. Очистка от загрязнения. — 161

V.3.3. Очистка от продуктов коррозии. — 164

V.3.4. Общие методы промывки. — 168

V.3.5. Использование ингибиторов при реставрации. — 170

VI. Реставрация предметов из меди и медных сплавов. — 174

VI.1. Очистка от продуктов коррозии медных сплавов. — 174

VI.2. Стабилизация медных сплавов. — 179

VI.3. Реставрация морских находок из меди и медных сплавов. — 185

VI.4. Реставрация шпиатра (цинковых сплавов). — 186

VII. Реставрация предметов из чёрных металлов. — 188

VII.1. Очистка чёрных металлов от коррозии. — 188

VII.2. Стабилизация археологических предметов из чёрных металлов. — 192

VII.3. Механическая обработка предметов из чёрных металлов. — 198

VII.4. Защитно-декоративная обработка поверхности. Оксидирование. — 199

VII.5. Реставрация морских археологических находок из чёрных металлов. — 201

VII.6. Консервация предметов из чёрных металлов. — 202

VIII. Реставрация серебра. — 204

VIII.1. Очистка потемневшего «нового» серебра. — 204

VIII.2. Консервация «нового» серебра. — 209

VIII.3. Реставрация археологического серебра. — 210

VIII.3.1. Реставрация хрупкого археологического серебра. — 214

VIII.4. Тонировка доделок, химическое серебрение диэлектриков. — 216

IX. Реставрация олова (пьютера). — 218

X. Реставрация свинца. — 219

XI. Хранение экспонатов из металлов. — 222

XI.1. Поддержание оптимальной постоянной влажности. — 223

XI.2. Мониторинг воздушной среды в помещении и закрытых витринах. — 224

XI.3. Влияние материалов, использованных в хранилищах и витринах на сохранность. — 225

XI.4. Особенности хранения предметов из различных металлов. — 226

XI.5. Превентивная консервация. — 228

 

Приложения (опыт реставрации) [ 1-13 ]. — 229

 

Литература. — 248

Список сокращений. — 287

 


 

От автора.   ^

 

Книга предназначена для специалистов и любителей, которые связаны с предметами из металлов по роду своей деятельности или интересам. Металлические изделия представляют собой разнородную по видам предметов, их утилитарному назначению, приёмам технологической обработки, свойствам и эстетике группу. Позволим себе разъяснить появление в названии книги несколько забытого слова «вещи». Когда-то в изучении истории материальной культуры существовало такое направление — «вещеведение», которое включало комплекс знаний о материальном мире общества. В настоящее время это направление трансформировалось в узкие области знаний. Нет такого направления и в учебных программах, тогда как сама работа с металлическими предметами, особенно реставрация их, требует глубоких знаний по истории металлов и металлических предметов, понимания особенностей изготовления и декоративной отделки. Большое разнообразие металлов и сплавов, видов их разрушений требуют от реставратора широкого кругозора, специальных знаний и навыков работы, в том числе химии и процессов коррозии, поэтому в книге приведены данные по особенностям разрушения металлов в зависимости от химических и физических свойств, техники изготовления предметов, различных условий их местонахождения.

 

Реставрация — сложная, многогранная область деятельности. Теория реставрации предметов декоративно-прикладного искусства (ДПИ), в том числе предметов из металлов, до сих не создана. И вряд ли это можно сделать в отрыве от общей теории реставрации. Скорее, надо говорить о принципах реставрации, без которых реставрация потеряла бы свою идею: сохранить памятник, а не его идеальный образ. Главное в реставрации предметов декоративно-прикладного искусства — этические нормы и правила, которые, к сожалению, в нашей стране пока не сформулированы до конца и не получили одобрения профессионального сообщества.

 

Необходимой, на наш взгляд, информацией являются данные об историческом развитии химико-технологического подхода при реставрации предметов из металлов. Реставрация не такая уж и молодая наука: за время её существования было опробовано немало различных методов: некоторые не выдержали испытания временем, и от них отказались, другие не вписываются в контекст современных принципов сохранения культурного наследия. Незнание этой истории иногда приводит реставраторов к «изобретению велосипеда». Вместе с тем реставрация, как консервативная по своей сущности область деятельности, не должна использовать материалы и технологии, которые не прошли длительных натурных испытаний, не должна допускать применение рецептов, содержание которых

(7/8)

держится в секрете. Вот почему обзор истории реставрации включён в книгу.

 

Разделу «Реставрация предметов из металлов» предшествует история открытия металлов и использование их для изготовления различного вида предметов. История металлов вызывает не только удивление, но и восхищение: как при отсутствии, как бы сейчас сказали, технических знаний, наличия аналитической науки и приборов древние мастера смогли сделать то, что сейчас мы не всегда можем расшифровать и повторить. Видимо, с природой у них были очень доверительные отношения. Например, из руд, которые содержали одновременно несколько металлов, сразу получали сплав с нужными свойствами, аналоги которых под названием «спецлатуни» появились лишь в новое время с развитием науки.

 

В разделе «Реставрация металлов» приведены химические свойства и особенности разрушения различных металлов. Без этих знаний невозможно правильно подобрать методики реставрации.

 

Характерная особенность металлов — их термодинамическая нестабильность, стремление возвратиться в исходное состояние, вещество, из которого они получены. Коррозия затрагивает форму и материал в результате практически необратимого процесса. Как правило, реставратор пользуется небольшим набором приемов обработки. Но может появиться предмет, для реставрации которого потребуется что-то иное. Поэтому приведено достаточно много различных методов. Это не значит, что все они универсальны и взаимозаменяемы. Рассмотренные способы обработки не означают отрицание других способов, задача скорее состоит в том, чтобы показать амплитуду возможностей. Нет единственно правильного метода, хотя и такие случаи возможны. Свойства и сохранность древних предметов из металлов настолько различны, что обработка, дающая хорошие результаты при реставрации одного предмета, может оказаться неподходящей для другого.

 

Реставрации требуют не только археологические предметы, но и «новые». К группе «нового» металла мы относим все предметы, никогда не находившиеся в почве и хранящиеся в закрытом помещении. В течение длительного использования предметы ветшают, их ремонтируют, иногда непрофессионально, неправильно хранят. Трагические исторические события уродовали не только жизни людей, но и вещей. Предметы декоративно-прикладного искусства из металлов могут занять своё место в экспозиции музеев, только приняв соответствующий времени их бытования вид. В работе не рассматриваются предметы из металлов, находящиеся на открытом воздухе. Это особая область реставрации.

 

Не стоит рассматривать книгу как учебник, позволяющий овладеть мастерством реставрации металлов: только опыт может помочь реставратору выбрать наиболее подходящий вариант обработки того или иного экспоната и правильно его применить. Более широкие знания и навыки практической работы реставратор может и должен полу-

(8/9)

чать во время практической работы в лаборатории и на стажировках у реставраторов с большим опытом.

 

Одна из задач книги — показать, как много информации различного характера содержится в предметах и как важно в процессе реставрации эту информацию не утратить. Такая потеря может произойти в погоне за эффектными популистскими результатами работы. При таком подходе могут утратиться индивидуальные особенности руки мастера, создавшего предмет, измениться фактура поверхности, специфический оттенок металла и многое другое, не говоря уже об утрате возможности исследовать историческую технологию изготовления и особенности материала. Реставратор всё больше становится одновременно и исследователем. Для ознакомления приведено краткое описание различных методов исследования предметов из металлов с объяснением задач такого исследования.

 

Нельзя обойти вниманием и хранение предметов из металлов, влияние на разрушение различных факторов, современный подход к сохранению — превентивной консервации, которой, к сожалению, в наших музеях не уделяется достаточного внимания.

 

Не хотелось перегружать текст химическими понятиями и формулами. Реставрация металлов, безусловно, комплексная наука, которая включает много узких научных специализаций. Приводимая литература поможет расширению и углублению знаний по отдельным вопросам.

 

К тексту приложены иллюстрации. Использовались как собственные фотографии, так и фотографии, выполненные разными реставраторами. Выражаю большую благодарность сотрудникам Отдела исследования, консервации и реставрации металла ГосНИИРа, которым я руководила более 30 лет, а также всем коллегам, помогавшим мне своим опытом и доброжелательными советами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки