главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Э.В. Шавкунов, Ю.В. Аргудяева

Когурёский сосуд III в.

// СА. 1963. №3. С. 228-231.

 

В Приморском краевом музее им. В.К. Арсеньева во Владивостоке хранится интересный сосуд (рис. 1), обнаруженный военнослужащими Советской Армии во время земляных работ при освобождении территории Северной Кореи от японских милитаристов. Сосуд долгое время находился в одном из воинских подразделений, где он использовался для различных хозяйственных целей. Впоследствии, когда подразделение было выведено с территории Северной Кореи и расформировано, сосуд передали в музей.

 

Сосуд сделан из хорошо отмученной глины серовато-синего цвета, круглодонный, кувшинообразной формы, с узкой горловиной, со слегка отогнутым наружу округлым венчиком диаметром 16 см. Диаметр средней части тулова сосуда равен 33,5 см, высота сосуда — 35,5 см. На внешней стороне донышка видны слегка залощённые отпечатки коврового шнура. В верхней части тулова сосуд опоясывает широкая орнаментальная полоса, состоящая из шести отдельных штампов, причём пять из них представляют собой изображения либо пеших фигурок, либо всадников, а шестой штамп содержит иероглифическую надпись. Все рисунки сделаны весьма реалистично, и по своему содержанию каждый из них является составной частью общей картины, изображающей какую-то процессию.

 

(228/229)

Рис. 1. Когурёский сосуд III в.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

Рис. 2. Первый рисунок на сосуде.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

 

Первый рисунок состоит из двух частей. Левая его сторона покрыта рельефной ромбической сеткой, тогда как правая представляет собой уже собственно рисунок, на котором изображена пешая фигурка человека, открывающего шествие с большим зонтом или опахалом в руках (рис. 2). На голове у фигурки угадывается небольшой головной убор в виде колпака со свисающим вниз крылообразным отростком. Отсутствие длиннополой одежды выдаёт в фигурке человека «низкого происхождения», скорее всего слугу. Напряжённая поза и широкий пружинистый шаг должны, очевидно свидетельствовать о том, что фигурка находится далеко впереди процессии, которая показана движущейся неторопливым размеренным шагом.

 

На втором рисунке изображена фигурка всадника (рис. 3), конь под которым идёт неторопливой иноходью. На голове у всадника можно за-

 

Рис. 3. Второй рисунок на сосуде.

(Открыть Рис. 3 в новом окне)

Рис. 4. Третий рисунок на сосуде.

(Открыть Рис. 4 в новом окне)

 

метить небольшой головной убор трапециевидных очертаний, расширяющийся в своей верхней части. Так же как и пешая фигурка, всадник облачён в короткополое одеяние, что, по-видимому, свидетельствует уже о причастии [так в тексте] последнего к военному сословию. В руках у всадника угадывается развёрнутый свиток бумаги. Это, вероятно, глашатай, оповещающий народ о прибытии процессии и, возможно, о цели последней.

(229/230)

 

Рис. 5. Четвёртый рисунок на сосуде.

(Открыть Рис. 5 в новом окне)

Рис. 6. Пятый рисунок на сосуде.

(Открыть Рис. 6 в новом окне)

 

На третьем рисунке опять изображена пешая фигурка (рис. 4), но уже в длиннополом одеянии. На голове у неё остроконечный колпак со свисающей назад верхушкой. В руках фигурка держит длинный шест с прямоугольным транспарантом на конце, на котором, очевидно, начертаны слова, восхваляющие мудрость и добродетель императора. Фигурка с транспарантом принадлежит к более высокому сословному кругу по сравнению с двумя первыми фигурками. Об этом свидетельствует не только длиннополое одеяние с широкими рукавами, но и поза последней, в которой чувствуется степенность и важность.

 

На четвёртом рисунке изображён чиновник верхом на лошади в длиннополом одеянии с широкими рукавами и цилиндрообразном головном уборе (рис. 5). В вытянутой вперёд и несколько вверх руке чиновник держит какой-то свиток, очевидно с императорским указом. Тяжёлая, размеренная поступь коня и горделивая осанка самого чиновника как бы подчёркивают, что это главное лицо процессии.

 

На пятом рисунке изображена ещё одна фигурка всадника, скачущего во весь опор на коне (рис. 6). Конь, как бы летящий по ветру, развевающийся шлейф всадника и занесённый над головой коня конец поводка — всё это изображено древним художником настолько эмоционально, динамично, что не остаётся никакого сомнения в том, что здесь

(230/231)

изображён гонец, догоняющий процессию с каким-то новым важным сообщением. Так же как и две первые фигурки, гонец одет в короткополую одежду, подпоясанную узким пояском. В отличие от предыдущих рисунков со всадниками, здесь хорошо прослеживается седло с высокой

 

Рис. 7. Оттиск надписи на сосуде.

(Открыть Рис. 7 в новом окне)

 

лукой. Манера изображения коней во всех случаях одинаковая. Отличия прослеживаются лишь в позе и в хвостах. Так, на втором рисунке хвосту коня очень короткий, утолщённый, связанный по-видимому, в пучок. На четвёртом рисунке хвост у коня длинный и тонкий, а на пятом — длинный и пушистый.

 

Шестой рисунок на сосуде представляет собой небольшую надпись из шести китайских иероглифов, выполненных почерком ли-шу (рис. 7). Надпись читается как «Янь Си эр нянь цзао чжань», что в переводе означает: «Второй год периода Янь Си (239 г.), начало оккупации».

 

Таким образом, как содержание надписи, так и содержание самих рисунков свидетельствуют о том, что на сосуде древний гончар отразил какое-то крупное событие, имевшее место в 239 г. в истории Северной Кореи. Если обратиться теперь к летописным источникам, то в них мы найдем указание на то, что в период Цзинь Чу (237-239 гг.) вэйским императором Мин-ди была развязана война против древнекорейского государства Когурё, часть территории которого была подвергнута временной оккупации [1]. Какой-то из эпизодов этого события и был отражён древним гончаром на описываемом сосуде. При этом интересно отметить, что датировка в надписи на сосуде дана не по названию периода правления императора вэйской династии, воевавшей с Когурё, а по названию периода правления императора Хоу-ди династии Шу-хань. Императоры этой династии на протяжении всего периода Троецарствия в Китае вынуждены были довольно часто отстаивать свою независимость в борьбе с императорами династии Вэй. Последнее обстоятельство позволяло правителям Когурё видеть в лице императоров династии Шу-хань своих естественных союзников, по отношению к которым они всячески стремились подчеркнуть свои «верноподданнические» чувства, что, по-видимому, и нашло своё отражение в использовании в надписи на сосуде названия периода правления шуханьского императора.

 

Литература   ^

 

1. Э.В. Шавкунов. Приморье и соседние с ним районы Дунбэя и Северной Кореи в I-III вв. н.э. Тр. ДВ ФСО АН СССР, серия ист., 1, Саранск, 1959, стр. 67.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки