главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Готфрид Земпер. Практическая эстетика. М.: «Искусство». 1970. («Проблемы материально-художественной культуры») Готфрид Земпер

Практическая эстетика.

// М.: «Искусство». 1970. 320 с. («Проблемы материально-художественной культуры»)

Перевод В.Г. Калиша. Сост., вступит.статья и комм. В.Р. Аронова.

Содержание

 

Эстетические взгляды Г. Земпера. — 8

Даты жизни и творчества Г. Земпера. — 43

 

I. Статьи и лекции.

 

Наука, промышленность и искусство. — 46

Набросок системы сравнительной теории стилей. — 92

О формальных закономерностях украшений и их значении как художественных символов. — 117

Об отношении декоративного искусства к архитектуре. — 149

О происхождении некоторых архитектурных стилей. — 154

О символах в архитектуре. — 163

 

II. Стиль в технических и тектонических искусствах, или практическая эстетика.

 

Пролегомены. — 174

 

Книга первая. Текстильное искусство. — 217

 

I. Введение. — 217

Общие проблемы. — 217

Каждый продукт техники — результат его назначения и использованных материальных средств. — 223

II. Четыре категории сырьевых материалов. — 225

III. Общие вопросы формы. — 228

Основания для рассмотрения текстильного искусства в первую очередь. — 228

Первоначальные цели, стоявшие перед этим ремеслом. — 229

Образование ряда. — 229

Ленты, пояса в виде неподвижных украшений. — 231

Украшения в виде развевающихся лент. — 232

Покрытия. — 235

Верх, низ, правая и левая стороны. — 237

Общие формальные вопросы. — 238

Швы. — 241

Структурное значение швов. — 241

Шов как художественный символ. — 244

Сырьевые материалы. — 247

Изделие должно быть вполне очевидным следствием использованного материала. — 247

IV. Связь между одеждой и архитектурой. — 249

Общие вопросы. [Принцип «одевания» всегда и у всех народов оказывал огромное влияние на стиль в архитектуре и искусстве.]. — 250

Первичный принцип построения архитектурных форм, не зависящий от конструкций. Маскировка действительного как художественный приём. — 258

 

Книга вторая. Керамика. Тектоника. Стереотомия. — 262

 

I. Керамика. — 262

Введение. — 262

II. Тектоника [Плотничье искусство]. — 269

Формы, используемые в тектонике, сложились раньше, чем получили применение в монументальных сооружениях. — 269

О материалах. — 271

Деревянные стоечно-балочные конструкции. — 272

Стоечно-балочные металлические конструкции. — 276

Тектоника каменных сооружений. — 278

Мебель эпохи Возрождения. — 278

Возрождение. Деревянная архитектура. — 287

III. Стереотомия [Каменное строительство]. — 290

Введение. — 290

Соотношение между отдельными частями и между ними и целым. Законы перевязки. — 292

IV. Стереотомия [Историко-технические вопросы]. — 300

Два основных фактора исторического развития каменных конструкций. — 300

 

Библиография. — 302

Комментарии. — 303

Именной указатель. — 319

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки