Н.Н. Семенович
Реставрация музейных тканей. Теория и технология.
// Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1961. 80 с. + 34 л.вкл.
См. текст на сайте art-con.ru.
Содержание
I. Причины разрушения ткани. — 7
II. К истории реставрации музейных тканей. — 16
1. Зашивка. — 25
2. Пришивка. — 25
3. Частичная наклейка. — 26
4. Заключение ткани в прозрачную оболочку. — 27
5. Наклейка на тюль. — 27
III. Реставрация и консервация ветхих тканей. — 29
Закрепление. — 33
Создание защитного слоя на поверхности волокна. — 34
Наклейка (дублировка) ветхой ткани на тюль. — 35
Шпалеры. — 43
Одежда. — 45
Кружева и веера. — 47
Археологические ткани. — 48
Бисер. — 55
Перелицовка дублированной ткани. — 58
IV. Рецептура и материалы. — 59
Варка клейстера. — 63
Тюль. — 63
V. Испытание наклеенной ткани. — 66
VI. Хранение тканей. — 71
Общие положения. — 71
Свет. — 71
Влажность. — 71
Температура. — 72
Загрязнители воздуха. — 72
Насекомые. — 73
Хранение тканей в фондах. — 73
Хранение тканей на экспозиции. — 76
Открытая экспозиция. — 76
Закрытая вертикальная экспозиция. — 77
Закрытая горизонтальная экспозиция. — 78
Закрытая наклонная экспозиция. — 78
Иллюстрации [ 1-67 ]. — 79
Предисловие. ^
Выпуская книгу Н.Н. Семеновича — «Реставрация музейных тканей», Государственный Эрмитаж продолжает нужное и полезное дело, начатое ещё в 1955 году выпуском сборника «Реставрация и исследование художественных памятников». Весьма показательно то, что указанный сборник разошёлся буквально за несколько дней и в настоящее время стал библиографической редкостью.
Вопросы реставрации, и в первую очередь методы консервации уникальных памятников материальной культуры и искусства, интересуют каждого музейного работника, одной из главных и повседневных забот которого является сохранение экспонатов выставок и хранилищ.
Создавая возможно лучшие условия хранения вещей, заботливый музейный работник часто всё же не в силах предотвратить естественное старение экспонатов, которые продолжают жить своей внутренней жизнью. Их жизнь — это процессы окисления и соединения с вредными газами (в атмосфере промышленных городов их особенно много), беспрерывно продолжающееся механическое движение волокон тканей, дерева, кожи, бумаги, вызываемое сменой влажности и температуры, разрушительные процессы под воздействием невидимых ультрафиолетовых лучей, пагубное влияние микроорганизмов.
Приостановить эти и многие другие естественные процессы, ведущие к постепенному разрушению материальной основы экспоната, даже при оптимальных условиях хранения, во многих случаях возможно только путём особой обработки, комплекса различных воздействий — консервации, методы и способы которой чрезвычайно разнообразны. Различные группы экспонатов требуют при их консервации и совершенно различных,
(3/4)
часто индивидуальных методов. Цель консервации — повышение сопротивляемости памятника внешним условиям, воздействию окружающей среды.
Многие музейные веши иногда бывают значительно разрушены временем или неправильным хранением. В таких случаях, помимо консервации, требуется их реставрация (в узком смысле этого слова) и даже реконструкция. Этим достигается восстановление внешнего вида вещи, что в первую очередь и определяет историческую или художественную ценность экспоната.
Весьма осложняет задачу то, что при работе над музейной вещью необходимо соблюдение целого ряда условий:
а) оптимальная устойчивость консервирующих компонентов по отношению к различным условиям хранения и времени;
б) сохранение присущего данной вещи внешнего вида (цвет, структура поверхности);
в) безопасность процессов и инертность вводимых материалов по отношению к материалу самой вещи;
г) обратимость процессов, применяемых к экспонату (возможность при желании возвратить экспонат в первоначальное состояние);
д) простота метода, освоение которого практически доступно и возможно в музейных условиях.
Обязательным принципом является абсолютная недопустимость неудач, ошибок, брака в работе, так как погубленный экспонат заменить невозможно. Это вызывает необходимость глубокого научного подхода к вопросам консервации и реставрации музейных ценностей, необходимость проведения предварительных исследований материальной основы экспоната, чтобы правильно выбрать тот или иной метод его обработки.
***
Даже из этого, далеко неполного [не полного] перечня тех трудностей, условий и задач, которые вызываются спецификой музейных требований, ясно, что работа реставратора в современных условиях требует больших знаний, особой научной подготовки. Прежде чем приступить к работе над определённым кругом экспонатов, будь то ткань, дерево, металл, бумага или живопись, реставратор должен в совершенстве изучить тот проверенный наукой и практикой метод, который может быть применён к данным экспонатам. Без предварительного серьёзного изучения этого метода приступать к работе над экспонатом нельзя. Реставратор должен глубоко изучить теоретические основы и технологию метода.
Однако большим препятствием к этому является крайне недостаточное количество специальной литературы — книг по вопросам реставрации.
Сложность задач и широта проблем реставрации настоятельно требуют постоянной научно-исследовательской работы в отыскании новых более совершенных методов. При этом недостаточно основываться только на практическом опыте реставратора, на результатах экспериментальной работы — необходимо широко и смело, но вместе с тем продуманно и осторожно, использовать новейшие достижения таких близких и нуж-
(4/5)
ных каждому серьёзному реставратору наук, как химия, физика, микробиология и т.п.
Успехи нашей Советской науки, бурное развитие техники, предусмотренное семилетним планом, открывают перед реставратором неограниченные возможности в расширении и технизации методов работы.
В настоящее время в реставрационных мастерских Эрмитажа, как и в других крупных центрах музейной работы, широко используются синтетические смолы и растворители, новые антисептики и отбеливающие средства, антикоррозийные покрытия, электродиализ и многое другое. Все большее и большее применение при исследованиях и в целях дезинфекции находят рентгеновские, инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Проводятся опыты применения ультразвука, токов высокой частоты и вымораживания для очистки металла и сушки мокрого археологического дерева.
Эти поиски нового были бы значительно облегчены при наличии между музеями обмена информацией. Однако и в этом отношении приходится констатировать недостаточность публикаций результатов исследований, что тормозит дело, приводит к ненужному параллелизму.
Отсутствие книг по вопросам реставрации весьма затрудняет и подготовку кадров, без которых обеспечить правильное хранение, а тем более консервацию и реставрацию музейных ценностей, невозможно. Необходимы высококвалифицированные кадры музейных работников, обладающих не только практическим опытом, но и специальными, достаточно глубокими теоретическими знаниями.
Консервация ветхих тканей — особенно сложная и трудная проблема реставрационной практики. Волокно ткани (растительного и животного происхождения), как и всех органических материалов, подвержено старению. Законсервировать ткань, особенно археологическую, сохранив её структуру, цвет и эластичность — дело сложное.
Монография Н.Н. Семеновича — «Реставрация и хранение музейных тканей» представляет собой серьёзный и оригинальный научный труд, являющийся результатом многолетних наблюдений, кропотливой исследовательской и практической работы автора в реставрационных мастерских Эрмитажа.
Научные выводы и предлагаемые на их основе методы работы и технологические процессы многократно проверены на практике как самим автором, так и его учениками. Экспонаты, подвергнутые консервации этими методами, проверены временем.
Ценность этой книги заключается прежде всего в том, что она может служить своего рода учебником, настольным руководством для самого широкого круга музейных работников, реставраторов и хранителей.
Автор последовательно и чётко излагает методику и технологию работ по реставрации различных групп тканей, что даёт полную возможность не только ориентироваться в выборе метода, но и легко освоить его практически.
Теоретическая часть, касающаяся причин естественного старения и постепенного разрушения тканей, главы о методах хранения и консервации
(5/6)
могут заинтересовать также сотрудников научно-исследовательских институтов текстильной промышленности, товароведов и многочисленных коллекционеров.
Теоретическое обоснование метода консервации тканей и предлагаемая автором технология, как и решение каждой реставрационной проблемы, не могут быть окончательными. Метод Н.Н. Семеновича также необходимо совершенствовать. За последний год старшим реставратором Эрмитажа В.А. Дудиной было введено несколько улучшений, выражающихся в более дифференцированном применении тех или иных приемов проклейки в зависимости от характера ткани. Необходимо продолжить поиски и в подборе более стойкого антисептика. Перспективной представляется идея замены клейстерного апрета-закрепителя синтетическими смолами. В частности, Эрмитажем ведутся поиски метода закрепления живописи на шёлке путём пропитки раствором полибутилметакрилата.
Несомненно, в реставрационных мастерских различных музеев в работе с тканями есть что-то новое. Мы просим товарищей поделиться своим опытом и достижениями. Надеемся, что их замечания, предложения и критика помогут дальнейшему совершенствованию методов консервации и реставрации музейных тканей.
Д. Марковский
|