главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников девятого и десятого коллоквиумов (10-14 октября 2000 года и 9-14 апреля 2001 года). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа. 2002. Е.А. Савостина

Греческий автор золота скифов: «Мастер Солохского гребня».

// Ювелирное искусство и материальная культура. ТД участников девятого и десятого коллоквиумов (10-14 октября 2000 года и 9-14 апреля 2001 года). СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2002. С. 162.

 

Статья посвящена атрибуции одному мастеру нескольких широко известных памятников искусства — драгоценных вещей, сопровождающих «царские» погребения скифов. Хотя они были найдены в разное время и в различных курганах, в них уже давно замечались черты несомненного сходства (Манцевич, Грач). Высказывались предположения о происхождении этих предметов из греческих мастерских, находящихся на Боспоре или в других пунктах Северного Причерноморья. Рассматривая возможности этой гипотезы с точки зрения стиля скульптуры, относящейся, несомненно, к боспорскому производству, автору понадобилось подробно изучить и пластический декор «золота скифов».

 

Оказалось, что ряд скульптурных фигур на сосудах и украшениях имеет, бесспорно, идентичные черты. В изображениях лошадей отмечаются сходные пропорции, аналогичные повороты голов, трактовка шеи, проработка хвоста и гривы (фриз серебряной амфоры из кургана Чертомлык, чаша и гребень из кургана Солоха). В фигурах людей это — характерные большие головы с недлинными волосами, зачёсанными назад и трактованными широкими прядями; гладкие кафтаны с «верёвочкой» по отвороту и анаксириды с гравированным орнаментом, драпированные узнаваемыми диагональными складками (фриз амфоры из кургана Чертомлык, чаша и гребень из кургана Солоха, гривна из кургана Куль-Оба). В этом очевидны приёмы одной и той же школы.

 

Судя по этим признакам, фризы амфоры из Чертомлыка, чаши и гребня из Солохи, гривны из Куль-Обы выполнялись по восковым моделям и матрице одного торевта. Поскольку именно в золотом гребне он наиболее полно выразил себя как скульптор, мы назвали его «Мастером Солохского Гребня». Наряду с общими приемами, позволяющими идентифицировать его работы, он обладал и более широким арсеналом средств. Стремясь разнообразить облик своих персонажей, он показывал скифов и бородатыми, и безбородыми, с различными причёсками. Различаются между собой и фигуры лошадей, представленные в пространстве одного фриза. Многие сюжеты вещей на «скифские» темы не поддаются точному определению. Это относится и к большинству работ «Мастера гребня», предпочитавшего динамичные сцены войны или охоты. Атрибуция одному мастеру нескольких вещей, найденных в курганах скифской знати, надеемся, послужит в дальнейших исследованиях и спорах по определению их хронологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки