главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Д.Г. СавиновГуманитарная археология./ Методическое пособие. СПб: «ЭлекСис». 2019. 94 с. ISBN 978-5-6040317-7-3
[ аннотация: ] Методическое пособие посвящено раскрытию содержания того направления археологии, которое может быть определено как гуманитарная археология. Подробно рассматривается вопрос о соотношении археологии и других гуманитарных дисциплин, в первую очередь, истории, этнографии и искусствознания. Обосновывается понятие культурогенез как важнейшей сферы изучения археологических источников, а также предлагается ряд методических приёмов в этой области знания: принцип «скользящей» хронологии, соотнесение таксономического уровня понятий археологии с иными видами общностей и др. Адресуется обучающимся в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре исторических факультетов — всем, определяющим своё место на пути археологических исследований.
См. файл на twirpx.com. Содержание (развёрнуто)
Предисловие. — 3
I. Некоторые замечания общего характера. — 5II. Археология и история. — 8III. К рассмотрению основных понятий археологии. — 18IV. Археология и этнография. — 27V. Археология и другие смежные науки. — 32VI. Культурогенез. — 38VII. К методике археологической интерпретации. — 45
Вместо заключения. — 52
Таблицы [I-VIII]. — 53Приложение. Опубликованные ранее тезисы докладов по теме «Гуманитарная археология». — 63[Об этническом определении археологических памятников в эпоху средневековья. — 65][Палеоэтнография как самостоятельное направление культурно-исторических исследований. — 68][О трёхмерности культурного пространства. — 71][О теории хозяйственно-культурных типов применительно к археологическим источникам. — 75][Изобразительный пласт как форма существования и изучения наскального искусства (по материалам Центральной Азии и Сибири). — 78][Понятие историко-генетического слоя (ИТС) применительно к археологии. — 81][К определению сакрализованного пространства. — 85][К определению системы координат древней/традиционной культуры (по археологическим и этнографическим источникам). — 89][Школа «культурных кругов» как теория образования культурного пространства. — 90]
Принятая аббревиатура. — 92
Предисловие. ^
Данное пособие представляет собой итог теоретического осмысления конкретного археологического материала, в течение многих лет находящегося в сфере научных интересов автора, а также многолетнего опыта чтения лекционных курсов по таким предметам как «Основы археологии», «Основы археологии и этнографии», «История первобытного общества», «Основы археологии и история первобытного общества» на историческом факультете Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета (ныне Институт истории СПбГУ). Показательно, как со временем меняются местами составляющие их дисциплины, что свидетельствует о достаточно близком (во всяком случае, сопряжённом) наполнении и общей стратегии изучения фактического материала. Во всех этих курсах, независимо от формулировки, так или иначе присутствуют археологические материалы, базовое значение которых в изучении ранних периодов человеческой истории и культуры очевидно. Они единственные «современники» тех отдалённых событий, к которым обращаются специалисты в поисках истоков современной цивилизации.
Основной, сравнительно небольшой текст данного пособия написан довольно давно. Позже пришла идея пополнить его уже опубликованными работами из этой области знания (в Приложении), а также некоторыми графическими таблицами. Но не было уверенности, заслуживает ли это отдельного издания в виде методического пособия: ведь сказанного в нём или слишком мало, или слишком много, если самостоятельно развивать те или иные высказанные положения. Однако, скорее всего, эта публикация всё же имеет смысл и может оказаться небесполезной как изложение в краткой и доступной форме сложившихся у автора представлений о главном предназначении нашей общей любимой науки — археологии.
Пособие предназначено для учащихся высших учебных заведений, независимо какого уровня обучения — бакалавров и магистров, специализирующихся по археологии, имеющих начальное археологическое образование и достаточно знакомых с фактическим материалом в области своих научных изысканий. Важно, чтобы оно попало «в руки» человека, увлечённого избранной специальностью, ибо археология это очень увлекательный, но отнюдь не престижный и не прибыльный вид занятий.
Теоретическая направленность данной работы — «гуманитарная археология» — носит концептуальный характер. В настоящее время исследования ранних этапов развития человеческой культуры всё больше опирается на различного рода методы естественно-научных дисциплин, что вполне объяснимо и оправдано в общих условиях научного и технического прогресса, значительно увеличивающих и углубляющих возможности познания археологических источников. Вместе с тем, эта «процедурная» сторона археологии, при всём значении и результативности различного рода междисциплинарных исследований, ни в коей мере не должна заменять (а тем более подменять) гуманитарного содержания археологии. В русле данного направления в разные годы был сделан ряд докладов автора, тематическая выборка из которых (всего девять, в хронологическом порядке, без списков литературы) помещена здесь в качестве Приложения. В отдельных случаях в них произведены минимальные сокращения применительно к данному изданию. Фактологическим обоснованием для этих работ, как и всего Пособия в целом, послужили материалы по археологии и культурогенезу Центральной Азии и Южной Сибири, в первую очередь находящиеся в сфере научных интересов автора. Но методологическое значение их может быть использовано значительно шире, применительно и к другим областям археологии.
Какие-то сведения в предлагаемом издании, учитывая профессиональную подготовку читателей и пользователей, могут показаться тривиальными, но они были необходимы для «вхождения» в данную тему. Кое с чем, и это вполне естественно, могут быть не согласны коллеги-археологи. Многое могло быть расширено; некоторые вопросы изучения культуры как наиболее очевидные опущены. Намеренно не приводятся Список литературы и примеры из конкретных областей архео- логии: пусть каждый примеряет «на себя». Кроме того, это заняло бы слишком много места и могло бы «перевесить» остальную часть изложения.
Основная цель данной работы — не передача знания по археологии (об этом написано уже очень много), а археологическое мировоззрение, которым хотел бы поделиться автор. Отдельные разделы настоящей работы изложены чисто теоретически, другие как будто имеют рекомендательный характер. Однако это ни в коей мере не является призывом к их применению на практике, что возможно только в тех случаях, когда к этому «подводит» сам археологический материал.
Вместо заключения. ^
Конечно, каждому из разделов настоящего Пособия, тем более с приведением конкретных примеров, можно было бы уделить значительно больше внимания, но их общий смысл от этого бы не изменился. В завершение же хотелось бы сказать только одно: берегите гуманитарные основы археологии! Все приведённые выше материалы и соображения показывают, что многоэтажное здание археологии — это наш общий «дом», средоточие бесценного человеческого опыта и своего рода материализованной памяти множества поколений… В этом «доме» ещё много неопознанных мест, «переходов», скрытых «ступеней», по которым ещё можно пройти, а также возможностей осмысления уже имеющихся материалов. Продвижение по нему впрямую зависит от состояния и степени изученности раскрываемых при этом источников, помогающих этот «дом» заселить. А это требует не только заинтересованности и трудолюбия, но и широкого спектра знаний и хорошей профессиональной подготовки. Хочется пожелать успехов и новых открытий на этом пути! Как говорится:
Per angusta ad augusta
(Через трудности к достижению цели)
Принятые аббревиатуры. ^
АК — археологическая культураАО — археологическая общностьИГС — историко-генетический слойИЭО — историко-этнографическая областьИПО — история первобытного обществаКИО — культурно-историческая общностьКХГ — культурно-хронологический горизонтКЭО — культурно-экологическая областьЛВК — локальный вариант археологической культурыХКР — хозяйственно-культурный районХКТ — хозяйственно-культурный типЭГ — этнографическая группаЭКА — этнокультурный ареалЭКО — этнокультурная общностьЭСО — этносоциальная общность
|