главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл: 1980. И.У. Самбу

Могильник скифского времени в Енисейском каньоне.

// Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл: 1980. С. 65-70.

 

В 1972 г. 4-й отряд СТАЭ завершил исследование могильника скифского времени в урочище Чинге-Аксы Улуг-Хемского района, на котором обнаружены также курганы гуннского времени и поминальные сооружения. [1]

 

Погребальные памятники скифского времени могильника Чинге I по обряду захоронения и характеру сопроводительного инвентаря можно подразделить на следующие типы:

 

1) Каменные сооружения часто неправильной формы, под которыми на древнем горизонте или на небольшой глубине находятся до пятнадцати погребений в каменных ящиках из четырёх плит. В тех случаях, когда в погребении захоронен взрослый, боковые стены, крышка ящика дополнялись плитами. Детские погребения находились за пределами основной насыпи, под камнями крепиды или кольца. Положение погребённых на левом боку с подогнутыми ногами. Все эти курганы оказались сильно потревоженными в древности, в детских погребениях инвентарь отсутствовал.

 

В одном из курганов (№1) указанного типа найдено бронзовое зеркало с центральной дужкой. Оно лежало у крепиды. В другом кургане — рядом с погребённым были найдены бусы из мягкой породы камня.

 

Большой интерес представляет костяной гребешок из копытца животного с изображением горного барана и двух хищников, вцепившихся в тело животного (Рис. 1). Аналогичную художественную резьбу мы находим во втором Башадырском [Башадарском] кургане на Алтае. [2] Роговые гребни с изобра-

(65/66)

Рис. 1.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

жением животных, выполненными в скифо-сибирском зверином стиле, были обнаружены в 1970-1971 гг. при раскопках курганов могильника Хемчик-Бом III, относящихся к VII-VI вв. до н.э. [3]

 

2) Несколько курганов (диаметром от 8 до 15 м), образующих цепочку, вытянутую строго с юга на север. Кое-где прослеживаются ограды с западной стороны, а с восточной они разрушены в недавнем прошлом при сооружении оросительной канавы.

 

Ограда каждого кургана с западной стороны местами врезается между курганами, отделяя их друг от друга. На наш взгляд, первоначально были сооружены ограды отдельно для каждого кургана, но по мере возникновения новых захоронений они пристраивались и в конечном итоге образовалась общая ограда подчетырёхугольной формы.

 

Эти курганы, как правило, содержат лишь одну погребальную яму, в которой погребены по три человека, только в двух случаях зафиксировано два скелета, но место для третьего костяка было свободно и сопроводительный инвентарь находился на месте, где можно было предполагать погребение.

 

Могилы представляют подквадратные ямы, заполненные смешанным грунтом с камнями и глубиной от 2,5 до 3 м. На дне этих ям обнаружены деревянные срубы-камеры из трёх венцов, ориентирующиеся сторонами по странам света бревенчатым полом и потолком-перекрытием. Размеры их от 1,6×1,3 м до 2,5×3,0 м.

 

Ориентация погребённых головами на СЗ (с небольшим отклонением). Лежат они на правом боку с подогнутыми ногами, под головами камни — «подушки». В середине погребённых лежал скелет мужчины-воина с богатым сопроводительным инвентарём. [4]

(66/67)

 

Подобные погребальные сооружения исследованы почти во всех районах Тувы. [5]

 

Могильник Чинге II, полностью раскопанный нами, оказался совершенно не потревоженным грабителями. Поэтому получены полные комплекты сопроводительного инвентаря. Среди них мы встречаем уникальные вещи, в частности бронзовый крюк для подвешивания колчана с изображением головы горного козла (рис. 2), бронзовая бляха, изображающая фигуру горного козла. Подобного типа крюк, выполненный в виде головы козерога, известен из кургана могильника Кок-Эль в Дзун-Хемчикском районе. [6]

 

Не менее интересны фигурки кошачьих хищников из листового золота (12 шт., курган №4), которые имеют аналогии в стилистических особенностях с находками из Куйлуг-Хемма [-Хема] 1; [7] в литой бронзовой бляхе, изображающей тигра, из кургана в устье р. Алдын-Ишкин [8] и в резных рисунках на колоде из Башадырского [Башадарского] кургана. [9]

 

В инвентаре Чингенских курганов представлены образцы оружия. Среди них кинжалы с рубчатыми ручками, сердцевидными перекрестьями. Они делятся на три типа: 1) с изображением животных на ручке — в одном случае головы двух грифонов, 2) с орнаментом на рукоятке, 3) без орнамента.

 

Распространение кинжалов, характерных для скифского временя, чрезвычайно обширно.

 

Наряду с массивными кинжалами, были найдены по три, иногда четыре (курганы №№6, 9, 2) ножа, часть которых находилась в одних ножнах с кинжалами, широко известными в памятниках Тувы рассматриваемого времени.

 

Среди них — пластинчатый нож с изображением головы волка на ручке (К-6). Изображение морды волка с оскаленными зубами встречается на Алтае, но на других предметах — в одном случае волчьи головы вырезаны на кнутовище нагайки, в другом — вырезанная из рога барельефная голова волка украшала конскую упряжку. [10]

 

Часто рядом с ножами и кинжалами в кургане Чинге находились четырёхгранные оселки (точильные бруски) с отверстием для подвешивания.

(67/68)

 

В каждом погребении находилось по чекану. Из пяти чеканов два имеют втоки уплощённой формы. Они друг от друга отличаются лишь по размеру. Своеобразным был чекан-секира с плоским обушком и секирообразной ударной частью (рис. 3). Чингенские чеканы более крупные, чем аналогичные находки из других районов Тувы.

 

В курганах найдены трёхгранные наконечники стрел — №2 (6 шт. бронзовых, 3 костяные).

 

У пояса женских скелетов вместе с другими вещами находились в кожаном или войлочном мешочке однотипные плоские, с дужкой на оборотной стороне большие и маленькие бронзовые зеркала.

 

Во всех погребениях костные остатки превратились в белую пыль. Известно, что в таких случаях пол погребённого определяется по сопроводительному инвентарю. К тому же почти полностью отсутствовали керамические сосуды, которые важны для определения возраста археологических памятников. Только в одном случае у головы одного из погребённых (курган №5) находились мелкие крошки обломков керамического сосуда, которые при высыхании превратились в красноватую глину.

 

Тем не менее, путём сравнения с другими памятниками, в частности, с курганом №48 могильника Кок-Эль, можно установить датировку данного памятника. Обряд захоронения Чингенокого памятника полностью совпадает с Кок-Эльскими (внешний вид, глубина, бревенчатый сруб, положение и ориентировка погребённых). Тот факт, что в Кок-Эле и на Чинге найдены подвески колчана с изображением головы горного козла, также подтверждает синхронность памятников. Между Кок-Элем и Чинге много общего, например — пластинчатые ножи с петлёй, кинжалы с сердцевидными перекрестьями, четырёхгранные шилья с округлой головкой.

 

Чингенский памятник имеет известные аналогии среди памятников в Казылгане, Озен-Ала Белиге, [11] Саглы-Бажи II, Кузленги, [12] Баш-Даг [13] и др. Основные же их варианты, безусловно, представлены в Центральной Туве. Таким образом, комплекты Чингенского могильника в целом можно датировать V-IV вв. до н.э.

 

3) Памятники позднего периода скифского времени также имеют наземные каменные сооружения. Коллективные (до 5 чел.) и одиночные погребения сооружены на неболь-

(68/69)

Рис. 2.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

 

шой глубине (до 2 м). Иногда встречаются по центральной оси, цепочкой на СЗ два погребения. Ориентация срубов и голова погребённых условные. В одном случае — на север, в двух случаях на запад с разной степенью отклонения на север. Положение погребённых остаётся, как и во втором типе. Инвентарь резко отличается от раннего скифского периода, но почти идентичен с предыдущим периодом. Возможно, памятники в древности подвергались ограблению, прежде всего из-за небольшой глубины захоронения. Здесь иногда встречаются захоронения-впускники под насыпью или прямо в камнях погребения XVII-XIX вв. (курган 22), затем на незначительной глубине погребение, относящееся к гунно-сарматскому времени (там же), с характерным для того времени обрядом и инвентарем (железо, керамика с арочным орнаментом). Этот тип памятника датируется V-III вв. до н.э.

 

Открытие в каньоне Улуг-Хема неграбленного могильника Чинге II позволяет говорить о высокой культуре кочевников на разных этапах скифского времени этой территории и ещё раз подтверждает обитаемость Енисейского каньона в то время.

 

Данные, полученные при исследовании Чингенского могильника, хорошо согласуются по обряду захоронения и вещам с материалами предшествующих исследований памятников этого типа и углубляют знания о погребальном обряде племён, населявших в скифское время территорию Тувы.

 

Кроме того, находки на р. Чинге в равной степени перекликаются с известными материалами соседних территорий. Это лишний раз подтверждает тесную этнокультурную связь между населением данных районов.

(69/70)

Рис. 3.

(Открыть Рис. 3 в новом окне)

 


 

[1] В составе археологического отряда, кроме автора, работали: археологи С. Ельников, О. Прудко, художник Т. Хлудов, лаборант М. Твардовская.

[2] С.И. Руденко. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.-Л., 1960, с. 46, рис. 21.

[3] См: А.Д. Грач, Ю.И. Трифонов, Г.В. Длужневская, И.У. Самбу. Работы Саяно-Тувинской экспедиции. АО 1970 г. М., 1971, с. 180-181.

[4] Во всех раскопанных курганах этого типа одинаковый по количеству и характеру инвентарь. Поэтому приводим инвентарь одного кургана.

[5] Л.Р. Кызласов. Этапы древней истории Тувы, ВМУ, серия IX; история 1964, №4; С.И. Вайнштейн. Памятники казылганской культуры. Труды ТКАЭЭ, т. II, М., 1966; М.X. Маннай-оол. Тува в скифское время. М., 1970.

[6] С.И. Вайнштейн. Памятники казылганской культуры. Труды ТКАЭЭ, т. II, М.-Л., 1966.

[7] А.Д. Грач. Итоги и перспективы археологических исследований в Туве. КСИА, вып. 118, М., 1969, рис. 6.

[8] М.X. Маннай-оол. Новые материалы скифского времени в Туве. УЗ ТНИИЯЛИ, вып. XI, Кызыл, 1964.

[9] С.И. Руденко. Указ.соч., рис. 21, 23, таб. XXVI-XXXI.

[10] С.И. Руденко. Указ.соч., рис. 143, б. 48, табл. 1, 2, 3.

[11] С.И. Вайнштейн, В.П. Дьяконова. Уникальные находки из раскопок древних курганов Тувы. УЗ ТНИИЯЛИ, вып. VIII, Кызыл, 1960.

[12] А.Д. Грач. Могильник Саглы-Бажи II и вопросы археологии Тувы скифского времени. СА, 1967, №3.

[13] М.X. Маннай-оол. Указ.соч., с. 50.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки