главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Ѳ.А. Рязановскій. Демонологія въ древне-русской литературѣ. М.: Печатня А.И. Снегирёвой. 1915 (на обл. 1916) Ѳ.А. Рязановскій

Демонологія въ древне-русской литературѣ.

// М.: Печатня А.И. Снегирёвой. 1915 (на обл. 1916). 126 с. (Изъ записокъ XXXVII т. Императорскаго Московскаго Археологическаго Института имени Императора Николая II. 1914 г.)

 

Содержание (в издании нет)

 

Демонологія въ древне-русской литературѣ. — 3

 

I. Исторія Дьявола. — 14

II. Миѳологическія черты въ древне-русскомъ бѣсѣ. — 32

III. Общія представленія о Дьяволѣ и бѣсахъ въ древне-русской литературѣ. — 48

IV. Бѣсы-мучители. — 61

V. Бѣсы-искусители. — 73

VI. Борьба съ бѣсами. — 100

VII. Бѣсы въ эсхатологіи. — 113

 

[заключение]. — 125-126

 

 

 

 

 


 

[заключение]   ^

 

Мы, наконецъ, выполнили свой планъ, теперь можемъ отложить въ сторону перо и оглянуться на проделанную нами работу, чтобы видѣть, къ какимъ результатамъ привело насъ наблюденіе надъ собраннымъ нами матерьяломъ.

 

Вопреки авторитетному заявленію Ѳ.И. Буслаева, что «въ византійскомъ и др.-русскомъ искусствѣ чёртъ, собственно говоря, мало интересенъ и довольно однообразенъ», онъ оказался очень веселымъ типомъ, проникающимъ во многіe уголки древне-русскаго быта, и, во всякомъ случаѣ, научно интереснымъ.

 

Интересъ его въ тѣхъ наслоеніяхъ, которыя исторически накопились на др.-русской демонологіи. По этой части мы пришли къ слѣдующимъ тезисамъ:

 

1) Др.-русскій бѣсъ въ своей литературной первоocновѣ восходигъ къ Библіи и преимущественно къ книгамъ Новаго Завѣта; зависимость его отъ Библіи не столько логическая, сколько творчески-психологическая.

 

2) Библейская демонологія была зерномъ, изъ котораго развилась демонологія первохристіанская съ ея матеріа-

(125/126)

лизаціей демоновъ и отождествленіемъ ихъ съ языческими богами. Вліяніе этой демонологіи на др.-русскую — болѣе косвенное.

 

3) Въ органической связи съ первохристіанской демонологіей стоитъ демонологія византійская. Ея вліяніе на др.-русскую прямое: большая часть демонологическихъ сказаній въ др.-русской литературѣ заимствована изъ византійской литературы.

 

4) Такъ какъ литературной посредницей между Византіей и Русью была Болгарія, то на др.-русской демонологіи оказалось ещё богомильское наслоеніе; 1) оно есть лишь въ апокрифахъ и его нельзя преувеличивать.

 

5) Но въ др.-русской демонологіи есть и свои оригинальныя черты. Др.-русскіе бѣсы, какъ и въ первохристіанствѣ, представляютъ изъ себя не что иное, какъ «богомерзкую погань», т.е. славянскіе языческіе образы, перешедшіе въ бѣсовъ.

 

Точно также и содержаніемь оригинальныхъ др.-русскихъ демонологическихъ вѣрованій являются вѣрованія лр.-русскаго язычества. Это, какъ мы видѣли, вѣрованія въ оборотничество, въ чародѣйство, въ зелейничество и пр., характерныя для всякой анимистической религіи.

 

6) Наконецъ, съ XVII в. начинается вліяніе на др.-русскую демонологію демонологіи западной, съ одной стороны, а съ другой она принимаетъ своеобразныя черты въ раскольничьей литературѣ. 2) Эти вліянія мы только наметили.

 

Въ общемь, демонологія въ др.-русской литературѣ есть отраженіе живой народной вѣры и, какъ отраженіе живой народной вѣры, изукрашена всѣми цветами поэзіи.

 

1) Cлѣды богомильства можно усматривать также и въ апокрифахъ, гдѣ дьяволъ заявляетъ, что земля принадлежитъ ему, какъ небо Богу.

2) Для примера см., напр., житіе инока Епифанія въ Хр.Чт. 1889 г. I, стр. 218-219 или стр. 216-217.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки