главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

С.И. и Н.М. Руденко. Искусство скифов Алтая. М.: ГМИИ. 1949. С.И. и Н.М. Руденко

Искусство скифов Алтая.

// М.: ГМИИ. 1949. 92 с.

 

Орнаментальные мотивы в искусстве алтайских скифов.

 

Уже давно сложилось представление, будто в изобразительном искусстве скифские артисты оперировали исключительно животными орнаментальными мотивами. Недаром термин «звериный стиль» стал синонимом «скифского искусства». Правда, геометрических форм в их декорировке мы не знаем, но волют, своеобразных завитков в различных комбинациях и других элементов, может быть в условной трактовке тех же животных образцов, у них немало. Алтайские артисты, как мы видели, знали и персидскую розетку и персидскую же или античную пальметку. Поэтому и этот элемент, а возможно, и некоторые их собственные элементы растительного происхождения входили в репертуар их декоративных мотивов.

 

Простую пальметку мы видели в геральдической комбинации двух оленей в подвесках из Пазырыкского кургана (табл. VIII, рис. 1). В виде более сложной пальметки оформлен хвост птицы с нагрудной фалары из того же кургана (табл. XIII, рис. 1). Вспомним лотосовидное оформление верхней части человеческих масок-подвесок (табл. XI, рис. 2). Пальметка была в ходу на Алтае не только в комбинации о другими изображениями, как это мы часто видим у западных скифов, [97] но и как самостоятельный орнаментальный мотив. В Пазырыкском кургане был найден целый набор конской упряжи, состоящей исключительно из пальметок (рис. 28), как самостоятельных подвесок (табл. XV, рис. 3), и как декорировка псалий (рис. 28). Этот вариант пальметки — веер лепестков между двумя спирально завивающимися стебельками — мы знаем и в Передней Азии, и в Западной Скифии.

 

Среди различных деревянных резных подвесок, украшавших конскую сбрую из Пазырыкского кургана, некоторые оформлены в виде двух противопоставленных пальметок с узлом между ними (табл. XV, рис. 1 и 2). Последние, впрочем, могут рассматриваться как условные, сильно схематизированные изображения двух противопоставленных оленьих голов, рога которых оформлены как пальметки. Последнее тем более вероятно, что преобразование оленьих рогов в своего рода пальметку нередко наблюдается и в искусстве западных причерноморских скифов.

 

(65/66)

(66/67)

(67/68)

Таблица XV.

Рис. 1 и 2. Двойные пальметки. Рис. 3. Пальметка. Рис. 4. Столбики и пальметка. Рис. 5. Завитки.

(Открыть в новом окне)

Таблица ХVI.

Рис. 1. Накладка из берёсты. Рис. 2. Фалара с верёвочным орнаментом. Рис. 3. Накладка на луку седла. Рис. 4. Псалии с розетками. Рис. 5. Орнамент.

(Открыть в новом окне)

Таблица XVII.

Рис. 1-5. Кожаные аппликации, накладки на переднюю луку седла. Рис. 6-9. Накладки на потфеи.

(Открыть в новом окне)

 

(68/69)

Рис. 28. Манекен осёдланной лошади.

(Открыть в новом окне)

 

Так называемые беспредметные мотивы в искусстве алтайских скифов чаше всего встречаются там, где узором надо покрыть сравнительно небольшую площадь: на узких костяных или деревянных пластинках, на полосках, вырезанных из кожи. Иногда это — вырезанные из дерева фалары или украшения псалий, где бортик оформлен в виде верёвочного орнамента (табл. XVI, рис. 2) или дана розетка (табл. XVI, рис. 4).

 

Как правило, такого рода орнаментом покрыты накладки, вырезанные из кожи или берёсты из Берельского кургана (табл. XVI, рис. 1 и 3) или костяные накладки на передние луки сёдел (рис. 29), ремни потфеи, небольшие костяные пластинки из Шибинского кургана (рис. 30), украшения личного и конского убора. Так декорированы и кожаные рога одной из конских масок из Пазырыкского кургана (рис. 31).

 

Чтобы дать представление об орнаментальном стиле и разнообразии мотивов вырезанных из кожи аппликаций на луках сёдел и на ремнях потфеи,

(69/70)

приводим наиболее характерные изображения из Пазырыкского кургана (табл. XVII).

 

Особо следует остановиться на том мотиве, который был использован в художественном оформлении катандинского плаща (кандиса). Это —

 

Рис. 29. Накладка на переднюю луку седла.

(Открыть в новом окне)

Рис. 30. Костяные накладки и подвеска.

(Открыть в новом окне)

 

замечательная меховая одежда, верх которой шит из небольших кусочков горностаевого меха по типу инкрустации. Мех окрашен в зелёный и красный цвета. Узор полотнищ инкрустированного меха (табл. XVI, рис. 5) представляет собой по красному полю зелёные дуги и золотые угольники, расшитые золочёными деревянными пуговицами и полосками золочёной кожи. [98]

 


 

Примечания.   ^

(Заглавия работ, упомянутых в примечаниях, даны в списке литературы.)

(87/88/89)

[ . . . ]

 

[97] Отчёт Археологической Комиссии, 1876, стр. 126, рис. 60; Известия Археологической Комиссии, 1905, том 14, рис. 39.

[98] Изображения катандинского кандис и предполагаемое первоначальное его оформление приведено в статье Видоновой, 1938; табл. 1, 2 и 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги