главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

С.И. Руденко. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. М.-Л.: 1962. С.И. Руденко

Культура хуннов и Ноинулинские курганы.

// М.-Л.: 1962. 206 с.

 

Глава V.

Средства передвижения.

 

Основным средством передвижения хуннов в рассматриваемую эпоху была верховая лошадь. По имеющимся находкам устройство конской узды было вполне определённо. Узды были ременные и состояли из оголовья, ремня переносья, вероятно, налобного и подшейного. В местах перекрестия ремней они скреплялись

(48/49)

бронзовыми обоймами с отверстиями для прикрытия ременных скрещений (табл. XXI, 5, 7). Удила были железные двусоставные с большими кольцами (табл. XXI, 8; рис. 27, и). Роговые, как и железные, псалии имели пары отверстий для продевания в них развилок нащёчных ремней (рис. 43, а, б). Уздечные ремни нередко украшались бронзовыми круглыми бляхами (табл. XXI, 1-4, 6, 9 и 10; XXII, 2). К кольцам удил с одной стороны привязывался конец ременного повода, а с другой стороны конец ремня чумбура. Другой конец повода при помощи прикреплённого к нему рогового блока (табл. XXII, 5) свободно передвигался по ремню чумбура между кольцом удил и узлом, завязанным на чумбуре на некотором расстоянии от удил.

 

Рис. 43. Уздечные псалии из курганов Ноин-Ула (2/3 нат.вел.).

а — псалия роговая. Дэрестуйский могильник; б — псалия железная. Курган №6.

(Открыть Рис. 43 в новом окне)

 

Такая система точно установлена для узд у населения Алтая скифского времени, [1] а наличие рогового блока, подобного алтайским, найденного в одной из могил Ильмовой пади, указывает на ту же систему устройства и в хуннской узде. Короче говоря, конские узды хуннов, по-видимому, ничем не отличались от хорошо нам известных узд племён Алтая скифского времени.

 

Что представляли собой верховые сёдла хуннов, мы не знаем. Во всяком случае, они не имели ни деревянной основы, ни стремян, так как ни то, ни другое при раскопках не обнаружено. Они, по всей вероятности, были подобны алтайским, состоящим из двух кожаных подушек, набитых оленьей шерстью или травой. Седельные подпруги затягивались при помощи роговых пряжек, подобных алтайским.

 

Такие пряжки при одной и той же грушевидной форме были по крайней мере трёх типов: пряжки цельные с двумя железными кнопками (табл. XXII, 9), пряжки с одной бронзовой или железной кнопкой и прорезью для подпруги (табл. XXII, 4) и, наконец, пряжки с прорезью для подпруги, кнопкой у прорези (кнопка выпала и на фотографии видно только отверстие от кнопки) и круглым отверстием на узкой стороне пряжки для ремня, которым пряжка прикреплялась к седлу (табл. XXII, 7). У последней пряжки чётко видна сглаженность наружного края отверстия для продевания ремня — результат длительного пользования ею.

 

Плоские конические ворварки, изображения которых можно видеть на табл. XXII, 1, 3, характерны для алтайских сёдел. Там они прикреплялись к передним и задним лукам седельных подушек. В отверстия таких ворварок продевался ремень.

 

Подпружных седельных ремней при раскопках не обнаружено. У хуннов могли быть и плетёные шерстяные подпруги, подобные плетёному шерстяному «поясу», изображённому на табл. XII, 2.

 

Деревянные конструкции, которые, на мой взгляд, правильно определены исследователями Ноинулинских курганов как основы седла, являются основами вьючных, а не верховых сёдел. Они состоят из двух пар связанных между собой

(49/50)

передних и задних лук, соединённых между собой тремя или четырьмя квадратными в разрезе деревянными палочками (табл. XXIV, 3). Каждая лука, как сказано, состоит из двух дощечек толщиной около одного сантиметра, связанных между собой кручёными сухожильными шнурами. В этих дощечках на месте скрепления их между собой сделан вырез с таким расчётом, чтобы после соединения их общая толщина не превышала толщину дощечки. В целом луки представляют собой дугу с закруглёнными концами, отстоящими один от другого на 50 см. Для соединения передней и задней лук продольными палочками в них проделаны круглые или квадратные отверстия по паре в каждой половине луки или в одной половине два отверстия, а в другой — одно.

 

Рис. 44. Часть деревянного обода колеса телеги. Баллодовский курган (2/5 нат.вел.).

(Открыть Рис. 44 в новом окне)

 

Поверхность деревянной основы вьючных сёдел покрывалась своеобразным толстым «протобархатом» на кожаной основе с длинным шерстяным ворсом, который подробно будет описан в следующей главе.

 

Под вьючные сёдла несомненно подкладывались толстые войлочные потники или шкуры, поверх которых лежал чепрак. Такие войлочный потник и чепрак найдены в Ноинулинском кургане №6, в том, в котором были обнаружены и деревянные основы вьючных сёдел.

 

Войлочный потник состоит из двух совершенно одинаковых полотнищ размером 57×65 см. Войлок гладкий белый (пожелтевший от пребывания в могиле), катаный, но не простёганный. По краям потник обшит полоской грубой шерстяной ткани гроденаплевого переплетения. Цвет ткани — выцветшая марена. Ширина полоски с лицевой стороны потника 5 см, с обратной 1.5 см.

 

Чепрак размером 65×65 см изготовлен из толстой кожи (табл. XXIII, 1) на подкладке из грубой шерстяной ткани. Ткань эта киперного переплетения со счётом нитей 8×18 в 1 см2 (табл. XXIII, 2), причём нити основы много тоньше нитей утка. Кожаная поверхность данного чепрака была покрыта чёрным лаком с расписанными на нём узорами.

 

Вьючился, по всей вероятности, преимущественно, если не исключительно, крупный рогатый скот.

 

Весьма оригинален сохранившийся в Ноинулинском кургане №6, по-видимому, нагрудник от конского седла. Нагрудник (табл. XXIV, 1) этот представляет собой очень прочный и туго сплетённый из конского волоса шнур, квадратный сантиметр в сечении (табл. XXIV, 2), от которого вниз спускается бахрома длинных конских волос. К седлу этот нагрудник привязывался особым шнуром, также сплетённым

(50/51)

из конского волоса. Бахрома этого нагрудника служила не только его украшением, но и защищала грудь лошади от укуса слепней и других насекомых.

 

Ту же цель — защиту от укусов комаров и мух имела и мухогонка, найденная в Ноинулинском кургане №1 (табл. XXIV, 4). Это деревянный стержень, вроде кнутовища нагайки, с конским хвостом на конце.

 

Был у хуннов и колёсный транспорт. Китайские источники упоминают об обозе в войске хуннов, о посылаемых им китайцами четвериках упряжных лошадей и о подарках хуннов китайским императорам четвериков лошадей.

 

У хуннов были, по-видимому, два типа колёсных экипажей — лёгкие двухколёсные китайские повозочки и массивные, вероятно четырёхколёсные, телеги.

 

Рис. 45. Часть деревянного обода колеса телеги. Курган №24. Ноин-Ула (1/2 нат.вел.).

(Открыть Рис. 45 в новом окне)

 

От массивных телег сохранились ничтожные части, но и они представляют большой интерес. Прежде всего обращают на себя внимание бронзовые наосьники двух типов: с язычком у наружного края и без язычка. Первые из кургана №25, больших размеров, длиною около 11 см, с диаметром части, прилегающей к колесу, 14 см, сравнительно изящно оформленные (табл. XXIV, 5).

 

Вторые, из кургана №6, меньших размеров (с отверстиями 6.5 и 8.5 см), массивные, оформлены проще (табл. XXIV, 6). Судя по втулкам этих наосьников. концы осей, на которые они одевались, были небольшого диаметра, около 4 см. Надетые на оси наосьники закреплялись железными чеками, для чего в наосьниках проделывались соответствующие отверстия. В одном из наосьников (табл. XXIV, 6) сохранилась чека. Поскольку имелись чеки, колёса таких колесниц были съёмные, и вращались они на неподвижных осях. Остатки ободьев колёс настолько незначительны, что точно их размеры определить не удалось. О том, что колёса у этих повозок были большие, сомневаться не приходится. Их ободья были солидные, в поперечном разрезе 3×5 см, со сквозными отверстиями для спиц 1×3,3 см (рис. 44 и 45). В тяжёлые повозки, по всей вероятности, впрягались быки. Об этом, между прочим, упоминают китайские источники. Ввиду отсутствия больших рек и озёр у хуннов не было нужды в плавучих средствах передвижения. К тому же они, видимо, не занимались в сколько-нибудь значительных размерах рыболовством. Поэтому у них, вероятно, не было лодок. В Хоуханьшу сообщается, что северными хуннами «для переправы отложившихся из южных поколений приготовлены были лодки из лошадиных кож». [2] Это, по всей вероятности, были плоты с деревянным помостом на надутых воздухом лошадиных кожах.

 


 

[1] С.И. Руденко, 1953, стр. 151, рис. 89.

[2] Н.Я. Бичурин, 1950, ч. I, стр. 125 (Хоуханьшу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги