главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

С.И. Руденко. Второй Пазырыкский курган. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1948. С.И. Руденко

Второй Пазырыкский курган.

Результаты работ экспедиции Института истории материальной культуры Академии наук СССР в 1947 г. Предварительное сообщение.

// Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1948. 64 с. + XXIX табл.

 

Ткани.

 

Ни одного цельного предмета из тканей не сохранилось, но более или менее значительные её куски дают представление о материале и технике ткацкого производства. Анализ материала тканей, красителей и техники производства тканей выполнен В.Н. Кононовым, и сообщённые им данные приводятся ниже. Анализ переплетения тканей выполнен А.С. Верховской.

 

Среди фрагментов тканей имелись два лоскута серого цвета. После того как с них были удалены загрязнения, ткань оказалась белой, некрашеной. Переплетение в этой ткани простое, полотняное; в двух направлениях на один квадратный сантиметр приходится в среднем 23×23 нитей. Позитив — фото-проекция ткани, при увеличении в два раза, дан на табл. XVII, 1. При определении химических свойств волокон пряжи этой ткани установлено их растительное происхождение. Точно определить производящее растение возможно будет лишь при проведении параллельных испытаний аналогичных по свойствам волокон. При наблюдении первоначальных волокон из этой ткани под микроскопом максимальная их толщина определяется в 25 μ (микрон). Так как для первоначальных волокон льна максимальная толщина принимается в 17 μ, для конопли 28 μ, для рами 30-40 μ, то считать волокна из данной ткани за волокна одного из этих растений нет оснований. При наблюдении под микроскопом у исследуемых волокон не удалось обнаружить присутствия анатомических особенностей, характерных для волокон льна, конопли и рами (узлообразные вздутия, утолщения, поперечные сдвиги). По толщине волокна эти ближе всего сродны с волокнами кендыря, у которого толщина волокон в среднем равняется 20-25 μ.

 

Волокна пряжи других обследованных образцов тканей, фетра (в частности с седельных покрышек), кружевного чехла с косы — шерсть, по всем признакам — овечья, и притом шерсть исключительно из пуха. Остевые волосы с пухом (грубая шерсть) найдены только в нитях основы многоцветной ткани боковых полос «дорожек». Под микроскопом обследованы волокна пряжи основы и утка всех типов тканей. Найден только пух, а максимальная толщина шерстинок только в редких случаях доходит до 50 μ. Главную массу шерсти составляют шерстинки толщиной от 12 μ до 27, а в некоторых нитях толщина шерстинок не превосходит 14 μ.

 

В конском захоронении найдена тонкая прямоугольная (8×53.5 см) дощечка, назначение которой не выяснено, обтянутая овечьей шкуркой с длинным белым руном. Обследование шерсти из этого меха показало, что она состоит исключительно из пуха, толщина шерстинок которого колеблется от 10 μ до 14 μ.

 

Таким образом, шерсть, употреблявшаяся для тканей и фетра, состояла только из пуха; малый диаметр его шерстинок, форма чешуек шерстинок, схватывание ими коркового слоя и налегание их друг на друга — всё ока-

(32/33)

залось аналогичным с пухом лучших культурных пород овец, дающих благородные шерсти, с шерстинками толщиной от 11 μ до 26 μ.

 

Качество шерсти в фетре и наличие упомянутой выше шкурки тонкорунной овцы с несомненностью указывают на то, что шерстяные ткани изготовлялись на месте, из местного сырья. Состояние обследованной шерсти даёт полную возможность на основании структуры шерстинок провести в дальнейшем сравнительное исследование по шерсти различных пород овец и, возможно, составить характеристику той породы животных, от которых получена шерсть для производства тканей, найденных при раскопках.

 

Переходим к обзору тех из шерстяных тканей, образцы которых подверглись изучению.

 

Луки сёдел обшиты лоскутами красной ткани линзовидной формы. Фрагменты этой же ткани найдены в погребальной камере. Сохранность её хорошая, пряжа — шерсть. Переплетение простое, полотняное. Число ниток на 1 кв.см в двух направлениях 17×11 (среднее). Прилагаемая фотопроекция в позитиве (табл. XVII, 2) увеличена вдвое.

Рис. 18. [ Схема переплетения ткани. ]

(Открыть Рис. 18 в новом окне)

 

В погребальной камере найдены две полосы: одна длиною 2.7 м (в колоде) и другая 2.5 м (вне колоды), обе шириною 15 см, плотной, красной ткани; пряжа — шерсть; на концах подрублены шерстяными нитками. Первоначальная окраска этих «дорожек» в значительной степени потеряла свою яркость. Переплетение ткани — саржевое (киперное). Схема переплетения дана на рис. 18; нити основы показаны светлыми, а уток — чёрными. Рисунок на ткани повторяется в виде диагональных рубчиков четырьмя нитями утка, которые на чертеже отмечены римскими цифрами. На чертеже дан поперечный разрез ткани, где нити основы обозначены чёрными точками. Ткань двухсторонняя. Нити утка плотно прибиты друг к другу так, что нитей основы совершенно не видно; это создает особую прочность ткани. На табл. XVII, 3 ткань увеличена в два раза.

(33/34)

 

На табл. XVII, 4, дано увеличенное вдвое изображение подобной же, но менее плотной красной ткани с диагональным рисунком, из погребальной камеры. Первоначальная её окраска значительно потеряла свою яркость. Пряжа — шерсть. Переплетение такое же, как и у предыдущего образца ткани (саржевое), но нити утка частью плотно прибиты друг к другу так, что нитей основы не видно, а частью между ними имеются промежутки, через которые видны нити основы. Такое расположение создаёт своеобразный рисунок.

 

Точно такое же, как и у двух предыдущих (саржевое) переплетение оказалось и у зелёной шерстяной ткани из погребальной камеры.

 

Ранее уже упоминалось о мохнатом коврике, значительные по размерам лоскуты которого обнаружены на дне колоды. Судя по фрагментам подобной же ткани, в камере таких ковриков было по крайней мере два, с цельными и разрезанными петлями ворса. Коврики эти были прямоугольной формы, сшитые из широких (42 см) полос внутри и узких (29 см) по краям По наружному краю и по соединительным между полосами ткани

Рис. 19. [ Схема переплетения ткани в поперечном разрезе. ]

(Открыть Рис. 19 в новом окне)

 

швам нашиты полоски фетра. Нормальная ширина этой ткани 42 см. Ширина коврика была не менее 82 см, длина же сохранившейся продольной части 120 см. Ткань эта окрашивалась в готовом виде, тёмный кофейный её цвет существенно отличается от первоначального коричнево-красного. Пряжа — шерсть. Переплетение ткани простое, полотняное, в котором нити утка, образующие ворс, выходили в виде петли, а затем или разрезались, или оставались неразрезанными. На рис. 19 дана схема переплетения ткани в поперечном разрезе, где нити основы показаны точками. Между нитями ворса имеются промежутки из тонких нитей утка, число которых достигает 30.

 

Длинные полосы плотной красной ткани, которые мы выше описали как «дорожки», по краям обшиты сравнительно узкими (9.5 см) полосками ткани с многоцветным орнаментальным ритмическим рисунком в двух вариантах, сравнительно мелкого и более крупного рисунка. Ткань эта, повидимому, ценилась и грабителями, которые оставили полосы плотной, красной ткани, а пришитые к ним полоски многоцветной ткани тщательно оборвали, так что остались сравнительно небольшие лоскуты. Переплетение в данной ткани простое, полотняное. Нити основы сравнительно крупные по диаметру, изготовлены из грубой некрашеной шерсти, состоящей из волоса и пуха. Нитями утка белыми (некрашеная шерсть), жёлтыми, красными, фиолетово-красными и синими выткан рисунок ритмичного орнамента (табл. XII, 2), сравнительно не крупный. Технику выполнения этого рисунка можно было бы назвать паласом или протогобеленом.

(34/35)

 

Помимо тканей, найдены нашитые на различные предметы, в частности на обувь, и в отдельных фрагментах, полосы (1-1.5 см шир.) плетёной шерстяной тесьмы, окрашенной в красный цвет.

 

Однако, помимо этого простого плетения, практиковалось и кружевное. Основная часть перерубленной женской косы была заключена в двойной кружевной чехол, окрашенный в яркокрасный цвет. Чехол состоит из двух цилиндрических вязаных сеток, на одном конце сведённых на конус и стянутых, вложенных одна в другую. Пряжа — шерсть. Первоначальная окраска потемнела. На прилагаемых фото-проекциях (в позитиве) можно видеть рисунок внутреннего чехла менее сложного плетения (табл. XVII, 5) и более сложный — наружного (табл. XVII, 6).

 

Для установления первоначальной расцветки окрашенной пряжи было произведено специальное её обследование, которое дало следующие результаты.

 

1) Белая — природная, некрашеная шерсть.

2) Жёлтая — в настоящее время изменившаяся в светлосерую.

3) Синяя — краситель типа индиго.

4) Зелёная — несколько потерявшая свою яркость, краситель по химическим свойствам аналогичен индиго.

5) Красная — красители пурпурин и ализарин:

а) яркокрасная,

б) красная,

в) тёмнокрасная, с фиолетовым оттенком.

6) Коричнево-красная — окраска «мохнатого ковра».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги