● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Р.И. Рубинштейн. У стен Тейшебаини. М.: «Советский художник». 1975. Р.И. Рубинштейн

У стен Тейшебаини.

// М.: «Советский художник». 1975. 132 с.

 

Также см. на сайте annales.info.

Содержание

 

От составителя. — 4

 

карта ]. — 6

 

Введение. — 7

 

1. Гибель крепости Тейшебаини. — 8

2. На раскопках Кармир-блура. — 15

3. Загадки Кармир-блура. — 39

4. Страна Биайни-Урарту. — 46

5. Искусство «страны Биайни». — 77

 

Примечания. — 124

Библиография. — 125

Список иллюстраций. — 128

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

От составителя.   ^

 

Это издание открывает серию книг о советских учёных-археологах, реставраторах, искусствоведах. В них рассказывается о трудной и увлекательной работе археологов, полной романтики и неожиданных открытий. С волнением приступает к работе каждый участник экспедиции — что подарит ему сегодня земля, откроет ли тайны прошлого? А может быть, место раскопок выбрано неудачно, там, где ничего нет и не было?

 

Но вот из открытых раскопов начинают поступать памятники. Не так уж часто их находят в полной сохранности. Но даже и в таких случаях их нужно очистить от солей, патины, глины и земли, не повредив при этом поверхность, зачастую очень хрупкую. Здесь начинается работа реставраторов, очень трудная, кропотливая, тонкая и тщательная. Но зато какую радость приносит она тому, кто из мелких осколков собрал великолепный сосуд из глины или стекла, кто из кусков камня восстановил древнюю скульптуру или очистил фрагменты штукатурки с росписью и сложил из них многоцветную фреску, некогда украшавшую стены дворца, храма или гробницы. И вот уже живёт второй жизнью памятник, созданный давным-давно.

 

Как важно учёному, посвятившему свою жизнь изучению искусства и его истории, подержать в руках древний подлинник. Иногда памятники далёкого прошлого открывают источники современных причудливых орнаментов и необычных форм сосудов, украшений, скульптур. И оказывается, что археологи нашли недостающие звенья той исторической цепи, которая связывает время возникновения искусства и современность. Ведь именно археолог отыскивает

(4/5)

следы прошлого, открывает исчезнувшие цивилизации.

 

Обо всём этом в популярной и интересной форме рассказывается в книгах, посвящённых советским учёным и их открытиям. Все факты в них изложены на основании последних данных науки. Для тех, кто захочет углубиться в проблемы и изучить более широко материал, помещённый в книге, имеются ссылки на источники и список литературы по данному вопросу. И кто знает, может быть, кто-нибудь из молодых читателей, ещё не определивший своего пути в жизни, захочет стать археологом или искусствоведом. Ведь ещё так много памятников скрыто в недрах земли на просторах нашей Родины, ещё много есть загадок и нерешённых проблем в истории искусства.

Р. Рубинштейн

(5/6)

 

На территории царства Урарту было расположено три озера — Севан, Ван и Урмия. Крепость Тейшебаини находилась на месте Кармир-блура.

(Открыть карту в новом окне)

 

 

(6/7)

 

 

Введение.   ^

 

Если соединить прямыми линиями три озера — Севан, Ван и Урмию, то получится большой треугольник, занимающий Армянское нагорье. Теперь все эти озера находятся в трех различных государствах: Севан — в СССР, Ван — в Турции, Урмия — в Иране. В IX веке до н.э. всю эту территорию занимало древнее царство Урарту, страна Биайни, как называли её сами урарты, или Наири в ассирийских текстах. Страна Урарту существовала недолго — до начала VI века до н.э. В VIII-VII веках до н.э. это было могущественное государство, которое соперничало с великой Ассирийской державой. Урарту, как и многие страны древнего Востока, было военно-рабовладельческим государством. Бесконечные войны приносили большую добычу и множество военнопленных — рабов. Это давало возможность Урарту поддерживать высокий уровень земледелия.

 

Культура и искусство Урарту имеют важное значение не только для истории древнего мира, но и для истории Советского Союза, так как его значительная часть занимала территорию Закавказья в районе озера Севан. Но интерес к этому древнейшему государству определяется не только территориальным признаком. Ведь культура народов, живущих на землях Советских республик Закавказья, имеет прямую связь с культурой Урарту, с его искусством, с его архитектурой и оросительными сооружениями, некоторые из которых созданы в глубокой древности и продолжают действовать до сих пор. Кроме того, Урарту было звеном, которое связывало культуры древнего Востока с Причерноморьем и Кавказом.

 

Одним из наиболее ярких и полноценных памятников древнего Урарту является крепость Тейшебаини, воздвигнутая в VII в до н.э. на холме Кармир-блур в окрестностях современного Еревана.

 


 

Библиография.   ^

 

Б.Б. Пиотровский. Ванское царство. М., 1959.

Б.Б. Пиотровский. Искусство Урарту. Л., 1962.

Б.Б. Пиотровский. Кармир-блур. Л., 1970.

Г.А. Меликишвили. Урартские клинообразные надписи. «Вестник Древней Истории», 1953, №1-4.

И.М. Дьяконов. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту. «Вестник Древней Истории», 1951, №2-3.

К.Л. Оганесян. Раскопки урартского города Эребуни. — «Советская археология», 1960, №3.

А.А. Аджян, Л.Т. Гюзальян, Б.Б. Пиотровский. Циклопические крепости Закавказья. «Сообщения Гос. академии истории материальной культуры». Л., 1931, №1-2.

Е. Akurgal. Urartische Kunst. Ankara, 1959.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки