Б.Л. Рифтин
Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае
(Устные и книжные версии «Троецарствия»).
Отв.ред. Е.М. Мелетинский.
[ аннотация: ]
Книга Б.Л. Рифтина посвящена изучению взаимосвязей фольклора и средневековой литературы Китая. В ней анализируются народные книги, их роль в становлении исторической эпопеи — «Троецарствия» Ло Гуань-чжуна (XIV в.), а также влияние книжной эпопеи на поздний устный сказ. Особое внимание автор уделяет проблемам поэтики и стилистики средневековой литературы, подробно описывает народных рассказчиков разных веков, их репертуар, исполнительское мастерство, структуру устного повествования.
Содержание
От редколлегии. — 5
Предисловие. — 7
Часть I. У истоков книжной эпопеи. — 11
Бяньвэнь эпохи Тан (VII-X вв.). — 11
Тема Троецарствия в историографии и устных преданиях. — 21
Династийная история Чэнь Шоу. — 24
Предания о героях Трех царств. — 34
Комментарии Пэй Сун-чжи. — 39
Сказания о Троецарствие в эпоху Тан. — 43
Развитие устного сказа в эпоху Сун (X-XIII вв.). — 50
Народная книга о борьбе Трёх царств. — 57
О жанре пинхуа. — 57
Идейная основа народной книги и изображение персонажей. — 62
Буддийские идеи. — 63
Отражение религиозного синкретизма. — 68
Элементы народного мировоззрения. — 70
Эпические мотивы. — 74
Эпические ситуации. — 92
Внешний облик персонажей. — 98
Изображение эмоций героев. — 116
Изображение действий персонажей. — 120
Изображение мыслей персонажей. — 122
Прямая речь персонажей. — 124
Повествование в народной книге. — 144
Художественное время. — 144
Влияние устного сказа. — 157
Конструкция эпизода и типы действий. — 163
Инородные вставки в повествовании. — 169
Народная книга и драма. — 174
Часть II. Книжная эпопея и поздний прозаический сказ. — 179
Становление книжной эпопеи. — 179
Первая историческая эпопея и её автор. — 180
Идеология автора книжной эпопеи. — 185
Метод Ло Гуань-чжуна. — 200
«Троецарствие» как произведение письменной литературы. — 225
Поздний прозаический сказ. — 251
К проблеме определения позднего прозаического сказа. — 251
Сведения о позднем прозаическом сказе. — 257
Сказ по «Троецарствию» и его современные исполнители. — 260
Организация повествования и членение его во времени. — 270
Сопоставление текста эпопеи и сказа. — 272
Планы изображения в сказе и эпопее. — 292
Сравнение вариантов сказов между собой и с ранней народной традицией. — 302
Усиление эпического начала в позднем сказе. — 311
Инородные вставки в повествовании. — 320
Прозаические вставки. — 320
Стихотворные вставки. — 329
Язык устного сказа. — 351
Сочетание элементов устной речи и книжного языка. — 351
Использование тропов и других языковых приёмов. — 358
Языковые слои сказа и стиль исполнения. — 366
Исполнительское мастерство. — 370
Правила исполнения. — 370
Приемы изображения эмоций. — 377
Звуковое оформление сказа и роль паузы. — 379
Рассказчик и его аудитория. — 382
Приложения.
Таблица I. Описание Лю Бэя в династийной истории, народной книге и книжной эпопее. — 394
Таблица II. Описание Цао Цао в династийной истории и книжной эпопее. — 400
Таблица III. Эпизод «Лечение болезни» (сопоставление текста книжной эпопеи и поздних устных вариантов). — 405
Таблица IV. Эпизод «Встреча в Гучэне» (сопоставление текста народной книги, эпопеи и поздних устных вариантов). — 422
Словарь профессиональных терминов, употребляемых рассказчиками прозаических повествований — пинхуа. — 433
Библиография. — 442
Summary. — 473
наверх
|