главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки

Н.В. Полосьмак. «Стерегущие золото грифы» (ак-алахинские курганы). Новосибирск: 1994. Н.В. Полосьмак

«Стерегущие золото грифы»

(ак-алахинские курганы).

// Новосибирск: 1994. 125 с. ISBN 5-02-030738-6

 

Введение.

 

Вероятно, в период между второй половиной VI в. до н.э. и первой четвертью V в. до н.э. Аристеем Проконесским была написана эпическая поэма «Аримаспея» [Иванчик, 1989, с. 48]. В ней наряду с другими народами, населявшими окраину ойкумены, упоминались «стерегущие золото грифы». Благодаря в основном Геродоту и другим античным авторам, которые по-своему пересказывали Аристея, это определение в греческом искусстве получило воплощение в образе фантастического существа — грифона с телом льва, змееподобной шеей, крыльями, орлиной мордой с перепончатым гребнем и ушами. Образ орлиноголового грифона в греческом искусстве появился не позже VI в. до н.э. [Погребова, 1948, с. 62 ], но только в V в. до н.э. грифон стал персонажем часто изображаемого, особенно в вазовой росписи, рассказанного Аристеем Проконесским мифического «варварского» сюжета о борьбе аримаспов со «стерегущими золото грифами», показанными мифическими свирепыми чудищами. Отметим, что и сегодня преобладает эта идущая от древних греков оценка «стерегущих золото грифов» как мифических чудищ — персонажей одного из вариантов широко распространённого, особенно у кочевых народов, фольклорного сюжета (см., напр., [Куклина, 1985, с. 170]).

 

Аристей Проконесский в своей поэме в ряду вполне реальных, как сейчас установлено, народов упомянул «стерегущих золото грифов». И только образность этого выражения заставила отнестись к ним иначе, чем ко всем другим. И.В. Шталь пишет: «...создаётся впечатление, что и одноглазые люди, аримаспы, и “стерегущие золото грифы” Аристея Проконесского и Геродота — эпическое клише, сохранившееся в греческих текстах и явившееся калькой с иного “варварского” языка.

 

Преобразование грифов (грифоны) и аримаспов из людей, племенного множества в чудищ (аримаспы) и чудовищ (грифоны) можно считать результатом опосредованной передачи богатырского эпоса о борьбе героя-эпонима, культурного героя племени, с чудовищем (тотем соседнего племени) или, в более позднем варианте героического эпоса, о борьбе двух племён, имеющих изначальные наименования и эпическую наружность по герою-эпониму и по тотему племени» [1989, с. 140].

 

«Стерегущие золото грифы» являются, на наш взгляд, фольклорным или скорее мифическим персонажем реального народа, современника Аристея Проконесского. Что же это был за народ и где находилось место его локализации? Из данных самих античных источников трудно извлечь точную информацию даже о предполагаемом направлении следования Аристея Проконесского: лежал ли его путь к северу от Скифии через области от Северо-Восточной Европы до Зауралья или на восток, вглубь Азиатского материка. Как доказывает Н.Л. Членова [1983, с. 47-63], Аристей не проник дальше Южного Урала, где локализованы ею аримаспы, а прототипами мифических персонажей грифов «якобы стерегущих золото» были сокол и ястреб. В пользу этой точки зрения, впервые высказанной Б.Н. Граковым [1971, с. 55, 58], свидетельствуют зеркала «ольвийского типа», найденные на Южном Урале, климатические условия, географическая ситуация, наличие месторождений золота, а также сохранившиеся предания башкир об одноглазых великанах, духах-хозяевах ветров и т.п. Её разделяют и подкрепляют новыми доводами, относящимися в основном к «поразительным аналогиям античным источникам о заскифских странах в эпосе народов Северной Европы и Урала», Г.М. Бонгард-Левин и Э.А. Грантовский. «У нас не остаётся сомнений в том, — пишут они, — что все эти народы и страны (перечисленные в «Аримаспее». — Н.П.) не могли находиться на востоке до Центральной Азии и Китая, а помещались к северу от Скифии. Их определенно следует связывать с областями от Северо-Восточной Европы до Зауралья» [1983, с. 35]. Пока не найдены убедительные аргументы против высказанного М.И. Ростовцевым предположения о том, что Аристей достиг в конце своего путешествия Китая [1989, с. 192]. По мнению Дж. Болтона, Аристей мог закончить жизнь в Китае, где находилась тогда, с его точки зрения, страна гипербореев [Bolton, 1962, р. 152]. Исходя из этого можно предположить, что аримаспы проживали в приалтайских степях, а грифы — на Алтае. Иную точку зрения на расселение народов, перечисленных

(6/7)

Аристеем и Геродотом, высказывает Р.Б. Исмагилов. С исседонами он связывает культуру плиточных могил Забайкалья, а со скифами — носителей восточно-иранской культуры оленных камней. «Под Рипейскими горами скифов и греко-римских авторов, — пишет он, — скрывается Саяно-Алтайская (включающая Монгольский Алтай) горная страна, а под Восточным (Северным) морем — озеро Байкал» [1992, с. 20].

 

Пока не обнаружены «материальные» свидетельства в виде находок греческого происхождения, которые могли бы обозначить так далеко на востоке путь Аристея или его информаторов, но есть удивительные параллели в греческой и китайской мифологии. В этой связи следует отметить, что между двумя крайними точками — греческими и древнекитайскими государствами — простирались обширные евразийские степи, населённые номадами, не оставившими письменных источников. Кочевники — создатели собственной мифологии, воплотившейся в образах древнего искусства, были связующим звеном между двумя великими цивилизациями Востока и Запада и дополняли эпические предания, мифологию, искусство их народов своими «варварскими» сюжетами, в основе которых лежали представления скифо-сармато-сакского цикла иранской мифологии, уходящей корнями в индоевропейскую мифологию.

 

О самом Аристее в античных источниках имеется много легендарных рассказов. Например, о его душе, покидающей тело и летающей, подобно птице, «обозревая всё внизу — землю, море, реки, города, народы... затем душа, вернувшись оживляла его тело, и оно рассказывало о разных вещах, которые душа видела и слышала в различных местах» (Цит. по [Бонгард-Левин, Грантовский, 1983, с. 96]). Этот рассказ может быть свидетельством того, что сам Аристей, вероятнее всего, никогда не предпринимал столь далёкого путешествия, а его повествование — это поданная как путешествие души в состоянии транса, собранная, переосмысленная и изложенная под влиянием ионийской историко-географической литературы в русле представлений грека информация центрально-азиатских кочевников. Предполагаемый период жизни Аристея совпадает «с рубежом, разделившим две скифские культуры в последней трети VI в. до н.э.» [Алексеев, 1992, с. 109]. В самом конце VI и первой четверти V в. до н.э. в степной зоне Причерноморья уже появляются воинские погребения с сопроводительным инвентарём, который, по мнению А.Ю. Алексеева, является инновацией для этого района, связанной с очередным «кочевническим импульсом из Центральной Азии» [Там же, с. 109].

 

Для того чтобы написать «Аримаспею», необязательно было предпринимать опасное путешествие. Те, о ком писал Аристей, двигались со своей культурой, эпосом, мифологией из глубин Азии, от северных границ Китая. Среди них могли быть и создатели пазырыкской культуры. Уже со второй четверти V в. до н.э. сказывалось влияние этой культуры, распространявшееся на запад от её ареала. Одной из примет этого можно считать появление у скифов деталей узды, полностью отсутствовавших в предшествующее время. «В сочетании с пластинчатыми налобниками они составляют новую для Скифии этнографическую деталь, являясь, видимо, фрагментами несохранившихся полностью конских масок, маскирующих коня под оленя, единственные аналоги которым пока известны лишь в алтайских курганах V в. до н.э.» [Там же, с. 109]. В Филипповском кургане (вторая половина V в. до н.э.) в Оренбургской области обнаружены золотые украшения, некоторые из них по композиционным схемам имеют аналоги среди предметов искусства из пазырыкских курганов [Королькова (Чежина), 1992, с. 98-99]. Кроме того, скифский погребальный обряд, описанный Геродотом, соответствует даже в деталях тому, что мы видим в «княжеских» пазырыкских курганах (см., напр., [Руденко, 1952, с. 44, 130, 134-135, 231-232, 236, 243-246]). На протяжении всей раннескифской и скифской истории новое население двигалось, по мнению большинства исследователей, с востока на запад.

 

Часть «варварских» мифов, вошедших в греческие эпические поэмы и ставших сюжетами греческого искусства, могла принадлежать, вероятно, номадам, в разное время приходившим с азиатских просторов. Пазырыкцы, чья культура распространялась до современных северных границ Китая, не избежали опосредованного влияния греческого искусства. Впервые это отметил С.В. Киселёв, проследивший связь между изображениями пазырыкских грифонов с зубчатым гребнем и их древнегреческим прототипом. Сам зубчатый гребень был перенесён на грифона с изображения гиппокампа, а дата появления таких грифонов на Алтае — не ранее рубежа IV-III в. до н.э. [Киселёв, 1951, с. 347]. Мнение С.В. Киселёва разделяет А. Азарпей, увидевший в образе грифона с перепончатым гребнем связующее звено между греческим и сибирским искусством [Azarpay, 1959, р. 313-339]. Недавно эту точку зрения, отвергнутую когда-то С.И. Руденко, повторила Труди Кавами. Она считает, что «пазырыкские грифоны... были изготовлены не греками, но ремесленниками, работавшими по греческим образцам, а их изображения могли являться личным или клановым тотемом похороненных в 1-м и 2-м Пазырыкских курганах людей» [Kawami, Trudy S., 1991, p. 18]. Образ фантастической птицы, грифона, запечатлённый в пазырыкском искусстве, оказался чуть ли не единственным связующим звеном между греческим миром и миром горноалтайских всадников.

 

Теперь остановимся на таком аспекте проблемы определения и локализации народов, перечисленных Аристеем, как археологическая атрибутация

(7/8)

«стерегущих золото грифов». Если взглянуть на все, существовавшие в раннем железном веке археологические культуры, то носители только одной из них, пазырыкской, могут претендовать на отождествление со «стерегущими золото грифами» Аристея, что неоднократно и делалось. Например, С.И. Руденко писал: «В Горном Алтае, а возможно и западнее, до бассейна р. Ишима, обитали легендарные “стерегущие золото грифы”. Таким образом, название племён, проживавших в середине I тыс. до н.э. в Горном Алтае, не были известны древним автором, кроме легендарного их наименования» [Руденко, 1952, с. 18].

 

Грифы как мифический персонаж и художественный образ были у многих древних народов (ассирийцев, египтян, хеттов, греков, персов, бактрийцев, парфян) и имели в каждом регионе свою специфику. Только на Алтае найдены грифоны почти всех видов. Нет ни одной археологической культуры, в которой с такой последовательностью и в таком количестве, как в пазырыкской культуре, разрабатывался бы образ фантастического существа, называемого греками грифоном. Его воплощения, обнаруженные в Башадарском и Туэктинских курганах (VI в. до н.э.), представляют уже законченный тип алтайского орлиноголового грифона [Баркова, 1987, с. 13-18]. Восприятие и использование изображений грифонов различных типов (персидского и греческого) на Алтае произошло именно потому, что здесь у местного населения уже существовал образ собственной мифической птицы. Его создателями могли быть предшественники пазырыкцев, проживавшие в Горном Алтае в VIII-VI вв. до н.э.

 

Рождение образа орлиноголового грифона в пазырыкском искусстве непосредственно связано с образом орла. Изображения орла известны главным образом по материалам VI в. до н.э. из курганов Центрального Алтая [Там же, с. 9]. Полные фигурки этой птицы происходят из Башадарского и Туэктинских курганов, но головки орла, которые JI.Л. Баркова выделяет в особый (II) тип голов хищных птиц, обнаружены на многих памятниках широкого географического и временного диапазона. В последние годы орлиные головки найдены в могильниках на юге Алтая. Как нетрудно заметить, алтайский орлиноголовый грифон — тот же самый орёл, хищная птица, по типологии Л.Л. Барковой, с хохолком, гривой и звериными ушами. * [сноска: * Следует отметить, что и в скифском искусстве «очень рано мы находим изображения, где традиционный образ реальной хищной птицы наделяется известными фантастическими элементами» [Погребова, 1948, с. 67].] Когда-то М.П. Грязнов назвал такое существо с ушами, гребнем, хохолком мифическим орлом. Это наиболее верное определение алтайского орлиноголового грифона, передающего прежде всего образ фантастической птицы. В 1-м Туэктинском кургане — раннем памятнике пазырыкской культуры — есть только одно изображение орлиноголового грифона с «вывихнутым» телом крылатого тигра, выполненное в алтайском стиле. Несколько известных по Пазырыкским курганам изображений орлиноголовых грифонов с телами хищников семейства кошачьих и львиных грифонов сделаны под сильным влиянием переднеазиатского искусства. Скорее всего, птицей-прообразом фантастического существа — алтайского орлиноголового грифона — стали не грифы, хотя они и водились в высокогорных районах Алтая, а самый крупный из орлов — беркут, именно его черты прослеживаются в изображениях алтайских грифонов. По мнению Ю.А. Зуева, культ орла контаминировался в представлениях древних с грифом. Исследователь считает: «...настойчивое повторение грифо-орлиного варианта тотемизма на Саяно-Алтае, по крайней мере с VI в. до н.э. до XIII в. и значительно позже, убеждает в мысли, что в данном случае мы встречаемся не с тотемом одного рода, а с божеством, общим для всех киргизских племён» [1970, с. 80].

 

Образ грифона в пазырыкском искусстве может быть трактован как образ мифологизированного орла. Их трудно разделить, хотя попытки сделать это и предпринимались [Кубарев, Черемисин, 1984, с. 88-95]. Как считал Л.Я. Штенберг, «причина культа такой птицы, как орёл, совершенно ясна, если представить себе психологию примитивного человека: уже одна сила этого могучего пернатого внушает особое к нему отношение. В глазах примитивного человека эта сила превосходит силу самых крупных четвероногих хищников, ибо какое же четвероногое животное способно с такой молниеносной быстротой спуститься с вышины небес, схватить в свои когти ягнёнка или другую живую добычу и унести ее ввысь?» [1936, с. 409]. «Иногда беркут нападает и на более сильных животных, — пишет А.Э. Брэм, — и рассказы о том, что орёл этот уносил маленьких детей, вовсе не принадлежит к числу басен. Случалось, что он бросался и на взрослых людей. Во всех горах, где только водится беркут, он чрезвычайно опасен для мелкого скота, так как, несмотря на присмотр пастухов, орёл, побуждаемый голодом, похищает ягнят и козлят» [1992, с. 244]. Эти длинные цитаты помогают понять, почему именно орёл-беркут, а не какая-то другая птица стал объектом почитания древних скотоводов. Со временем здесь, на Алтае, именно орёл-беркут стал мифическим персонажем алтайцев. «Шаманы, — пишет Л.П. Потапов, — называли эту птицу суйла-ханом и считали духом, помогающим им доставлять жертву на небо или в подземный мир, причём представляли беркута с конскими глазами» [1983, с. 107]. Как видим, это был уже не совсем беркут.

 

Пазырыкцы очень часто изображали своих фантастических птиц с миндалевидными глазами. Фантастические птицы-грифоны существовали в сознании пазырыкцев и в их искусстве. Вероятно, считалось, что ими был населён мир мёртвых, поэтому попасть туда умершим «помогали» мно-

(8/9)

начисленные изображения грифонов на погребальной утвари. В качестве примера следует назвать четыре бронзовые фигурки грифонов, украшавших колоду в кургане Берель. На «небесные» пастбища, в кочевнический «рай» отправлялись после смерти пазырыкцы [Иванов, Топоров, 1980, с. 530]. Там их встречали ожившие персонажи собственной мифологии — грифы, основной функцией которых, как мы знаем, была охрана золота, но какого? Во всяком случае представляется, что грифы хранили золото пазырыкцев, являясь, видимо, гарантами их благосостояния.

 

В пазырыкской культуре золото играло особую роль. «Пазырыкское время на Алтае, — писал С.В. Киселёв, — представляется каким-то золотым веком, когда золото было доступно, в различных, правда, количествах, всем группам населения» [1951, с. 358 ]. Нужно заметить, что пазырыкское золото — это тонкая золотая фольга, которая придавала блеск деревянным, кожаным, войлочным, бронзовым, железным изделиям. Пазырыкское золото невесомо. В погребениях не было найдено ни одного литого изделия из золота. Описывая убранство шибинских погребенных, С.В. Киселёв отмечал, что «при всём блеске золота оно часто граничило с бутафорией» [Там же, с. 336 ]. Это замечание относится и к находкам из всех исследованных пазырыкских погребений, и «царских», и рядовых. Может быть, предполагалось, что в ином мире эти облаченные в золотую фольгу вещи станут золотыми? Пока остаётся неясным, клали ли вообще золотые литые вещи в погребения пазырыкских вождей. Во всяком случае, в единственном неразграбленном кургане на Ак-Алахе, где были похоронены далеко не рядовые члены общества, обнаружена только золотая фольга...

 

Как бы то ни было, но реалии культуры (деревянные фигурки грифонов и золотая фольга, покрывающая все предметы) позволяют искать на Алтае истоки варианта мифа о фантастической птице, охраняющей золото. Разнообразное использование образа грифона в пазырыкской культуре свидетельствует о связанной с ним богатой мифологической традиции, не сводящейся только к роли грифона как охранника золота. Наверняка были и другие веские причины, по которым у пазырыкцев сформировалось особое отношение к этим фантастическим существам. Мы вряд ли можем сейчас достоверно установить, какие именно мифические сюжеты легли в основу почитания грифов пазырыкцами. Единственной подсказкой могут служить образы искусства — зримое воплощение мифа. Вспомним прекрасные деревянные навершия головных уборов из 2-го Пазырыкского кургана: морда грифона, в пасти которого находится голова косули. Как трактовать этот сюжет? Только как обычную в скифском искусстве сцену «терзания» хищником травоядного или здесь заложен и другой смысл?

 

По этнографическим данным в основе почитания алтайцами птиц, в частности беркута, лежит предание о том, что «он (беркут) однажды спас их сородича, попавшего в беду. Последний некоторое время жил в гнезде беркута, питался мясом косуль, приносимых беркутом, а затем был спущен им на землю» [Потапов, 1983, с. 107]. Этот сюжет является, вероятно, одним из вариантов широко распространённого в Северной и Южной Америке, Западной и Южной Сибири мифа о разорителе орлиного гнезда. Он может объяснить почитание грифона пазырыкцами как участника акта спасения, вскормившего основателя рода. В сюжете на деревянных навершиях может быть заключена память об этом мифическом событии.

 

Другой мифический сюжет, может быть, связан с тем, что пазырыкские грифоны гривой и чёлкой, моделировкой шеи очень напоминают коней с птичьей мордой. Возможно, этот синкретический образ и возник от слияния образов коня и птицы (орла-беркута). Изображения коне-грифонов встречаются чрезвычайно редко: известно всего четыре фигурки из 1-го Туэктинского кургана. Это как бы вариация на тему алтайского грифона, когда образ ещё не канонизировался, существовала только идея фантастического слияния образов двух существ — коня и птицы. Другой вариант коня-грифона — существа с телом копытного и мордой птицы — представлен в татуировке на теле мужчины из 2-го Пазырыкского кургана и вырезан на деревянной пластине из Катандинского кургана. Есть и металлические аналоги этим изображениям: предметы из могильника Сигоупань в Северном Китае [Ордосские бронзы, 1986, с. 356], верхнеудинская золотая застёжка, хранящаяся в Эрмитаже [Руденко, 1960, с. 304], бронзовая застёжка из Ордоса [Артамонов, 1973, с. 148] и некоторые другие изделия (рис. 1). Неудивительно, что пазырыкцы пытались придать похожий вид коням, сопровождавшим знатных погребенных, с помощью различного рода сложных масок и приставных рогов оленя или чаще козерога. Как считалось, благодаря этим фантастическим существам, которыми становились «замаскированные» кони, умерший мог скорее попасть на «небесные пастбища», находившиеся где-то высоко на заоблачных, недоступных человеку вершинах гор. Образ этого синкретического существа (мифического орла или грифона) осенял все стороны жизни пазырыкцев: он присутствовал на одежде, оружии, конской упряжи, сосудах, украшениях. Это был манифестируемый символ народа: он — это мы, мы — это он. В пазырыкском искусстве грифон всегда выступал победителем. Его образ стал эмблемой, символом пазырыкской культуры. Он значил в жизни пазырыкцев больше, чем любой другой, был ключевым. Хотя вполне допустимо, что так было не весь период существования пазырыкской культуры и не на всей территории её распространения.

(9/10)

Рис. 1. Изображения фантастических животных.

 

Материалы из ак-алахинских курганов подчеркивают лейтмотив «грифоньей» темы в пазырыкском искусстве. На Укоке изображений грифов, выполненных в алтайском стиле, собрано больше, чем в любом другом месте. Возможно, когда-нибудь мы узнаем самоназвание пазырыкцев, поскольку есть вероятность существования у них письменности. Ну а пока по ключевому образу их мифологии пазырыкцы по праву могут считаться «стерегущими золото грифами», как их называли греки.

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки