● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.М. Плоских. Иссык-Куль: путешествие в историю. Фрунзе: «Кыргызстан». 1981. В.М. Плоских

Иссык-Куль: путешествие в историю.

// Фрунзе: «Кыргызстан». 1981. 76 с.

 

Содержание

 

Вместо введения. — 3

 

Глава первая. Следы первобытного человека. — 8

Глава вторая. Наскальная галерея. — 17

Глава третья. В поисках клада. — 28

Глава четвёртая. Подводные тайны. — 40

 

Заключение. — 58

 

Приложение. Каталог археологических памятников Прииссыккулья. — 62

 

Иллюстрации. — 63-74

 

 

 

 

 

 

 

 


«Историческое дело осуществляется не только тогда, когда оно совершенно [совершено], но когда оно описано и передано последующим поколениям».

Стефан Цвейг.

Вместо введения.   ^

 

Заоблачным морем, жемчужиной Тянь-Шаня, аквамарином в серебряной оправе гор и другими столь же лестными эпитетами называют озеро Иссык-Куль. «Иссык-Куль» в переводе с киргизского означает «горячее озеро». Под таким названием оно впервые встречено в анонимном географическом сочинении X века «Худуд ал-Алам» («Границы мира»). Однако в разные времена и у разных народов озеро имело и другие названия: «Темир-нор» — железное озеро, «Туз-куль-нор» — солёное, «Джит-куль» — душистое, «Же-Хай» — тёплое и т.д. Западная Европа впервые с ним познакомилась по Каталонской карте XIV века. Русские топографы нанесли озеро на карту лишь в первой четверти XVIII века.

 

До установления Советской власти в Средней Азии киргизский народ не имел своей письменности и потому события его самобытной истории не оказались зафиксированными ни в летописях, ни в других подобных им источниках. Лишь фольклорные материалы в виде монументального эпоса «Манас» да легенд доносят до нас эхо давно минувших веков.

 

Но память человеческая зыбка, в ней лишь отдельные примечательные вехи жизни народа, перемежаемые фантастическими сценами из мифологии, перекликаются с историей. Обращаясь к прошлому Иссык-Куля, нет-нет да и вспомнишь одну характерную притчу известного средневекового географа Мухаммеда Казвини:

 

«...Однажды я проходил по улицам весьма древнего и удивительно многолюдного города, — повествовал седой мудрец, — и спросил у встретившегося жителя: «Давно ли основан этот город? — Действительно, это весьма древний город, — отвечал он, но мы не знаем, с какой поры он существует, да и наши предки ничего не знали об этом, по крайней мере они нам ничего не могли сказать об этом».

 

Пятьсот лет спустя я снова проходил по этому же самому месту и не заметил ни малейших следов когда-то бывшего здесь города. Я спросил у крестьянина, косившего траву на месте прежней столи-

(3/4)

цы: «Давно ли она разрушена?» — «Чудной вопрос я слышу от тебя, старик, — отвечал он. — Эта земля никогда ничем не отличалась от той, какою ты её теперь видишь». — «Но разве прежде не было здесь когда-то большого и богатого города?» — сказал я. — «Никогда, — отвечал он, — никаких городов здесь не было, по крайней мере мы их не видели, да и отцы наши никогда нам об этом не говорили».

 

Через пятьсот лет я снова возвратился на это место и нашёл уже здесь море. На недалёком расстоянии от берега стояли разбросанные там и сям бедные и невзрачные рыбацкие хижины. Увидев на берегу толпу рыбаков, расправлявших свои неводы, я подошёл к ним и спросил их: «Давно ли эта земля покрылась водой? — «Тебе ли об этом спрашивать, — сказали они, — это место всегда было таким же морем, как и теперь».

 

Спустя ещё пять веков я снова пришёл сюда же и опять нашёл громадный цветущий город. Последний был ещё многолюднее и ещё богаче и роскошнее постройками, чем тот, который я видел в первый раз. И когда осведомился о времени его происхождения, то жители его с нескрываемой гордостью и самодовольством отвечали: «Начало нашего города теряется в глубокой древности, так как мы сами не только не знаем давно ли он существует, но и наши предки, так же, как и мы, ровно ничего не знали об этом».

 

Притча эта как нельзя более подходит к истории Прииссыккулья. Чьи могилы разбросаны по Иссык-Кульской котловине? Какие поселения существовали в древности по берегам озера? Почему горное море время от времени выбрасывает то глиняные черепки, то битые кирпичи необычной формы, а то металлические вещи, вроде того огромного медного котла, который местные киргизы отправили как диковинку кокандскому хану? Почему в тихую погоду сквозь толщу хрустальной воды иногда чудятся любознательному наблюдателю то полуразрушенные стены, то остатки домов, то очертания башен, зализанные волнами?

 

Иссык-кульским «бумом» можно назвать вспыхнувший в последние годы интерес к озеру. Иссык-Куль становится всесоюзной курортной зоной и сотни тысяч отдыхающих каждое лето нежатся на его золотистых пляжах.

 

Создан Иссыккульско-Чуйский территориально-производственный комплекс, объединивший творческие усилия учёных и производственников. Он предусматривает всестороннее научное исследование края в целях рационального использования водных ресурсов для орошения, гидроэнергетики, хозяйственно-промышленных и бытовых нужд, для разведки и добычи богатейших полезных ископаемых Тянь-Шаня.

 

В экологическом плане уже ведутся исследования о взаимоотношениях между живыми организмами и человеком, а также их с окружающей средой, решаются проблемы охраны флоры и фауны.

 

Историки изучают и реконструируют общественно-экономические, культурные и политические события далекого прошлого, исследуют и современность. В воссоздании былой истории края первостепенное значение приобретают археологические раскопки. На Иссык-Куле они

(4/5)

Исторические памятники Прииссыккулья.

(Открыть карту в новом окне)

(5/6)

укладываются всего в какие-то четыре десятилетия, тогда как существование человека на этой территории определяется десятками тысяч лет. К тому же первые шаги в организации и проведении раскопок предпринимались непланомерно. Да и сами археологические памятники территориально разбросаны и датируются хронологически так же бессистемно. Сохранились они выборочно, только из того материала, который не поддаётся или слабо подвержен разлагающему влиянию времени.

 

И всё-таки удивительная Иссык-Кульская котловина богата историческими памятниками. Начиная от палеолита — древнекаменного века — здесь одна культура сменяла другую на протяжении тысячелетий. От находок древнейших галечных орудий — чопперов, от стоянок неандертальца следы человеческой деятельности ведут через века к мощным сако-усуньским курганам, к тюркским каменным изваяниям, к крупным средневековым поселениям.

 

Вот уже почти четверть века производит в Прииссыккулье раскопки памятников истории и занимается их изучением археолог Дмитрий Фёдорович Винник. Ему принадлежит заслуга выявления в котловине свыше 100 средневековых поселений, сотен курганных могильников, сбор десятков каменных изваяний, проведение поисков бронзовых кладов и т.д.

 

Но не только побережье, сам Иссык-Куль является кладовой тайн для историка. Уже обнаружены на дне озера остатки развалин тимуридского города и кирпичного завода. В этом опять-таки заслуга Д.Ф. Винника, в течение трёх лет проводившего подводные археологические исследования на Иссык-Куле.

 

По крупицам воссоздается картина исторического прошлого. Составив его мозаику, попытаемся совершить свое путешествие в глубь веков примечательного, благодатного и во многом уникального горного края и его жемчужины — озера Иссык-Куль. Путешествие в историю — не есть бегство в прошлое. Оно непременно связано с настоящим. История мертва, если не видит перед собой современника.

 

Перекличка поколений, знание творений предшественников побуждают к действиям, направленным на дальнейшее познание мира и преобразование общества, которое по мере своего развития само становится историей. А.М. Горький подчёркивал: «...Знать прошлое необходимо, без этого знания заплутаешься в жизни и можешь снова попасть в то грязное, кровавое болото, из которого вывело нас и поставило на широкий прямой путь к великому счастливому будущему мудрое учение Владимира Ильича Ленина. Он учил: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которое выработало человечество».

 

Документальное путешествие в прошлое полно тайн и приключений, так же как и воображаемый маршрут в будущее. Только если будущее мы можем как-то запрограммировать, а с появлением марксистско-ленинской методологии и научно обосновать, то на прошлое мы не имеем никакого влияния. Оно уже совершилось. И объективно нам неподвластно. Зато субъективно...

(6/7)

 

Сколько писателей, учёных, почти столько и представлений о прошедших эпохах. Даже строгий летописец и тот небеспристрастен, волен описывать только те факты, которые сам считает важными, интересными, полезными. Но другой летописец отобрал бы, может быть, другие факты и события, или другие детали из тех же событий. И в нашем представлении прошлое открылось бы с другой стороны, возможно, прямо противоположной.

 

Предлагаемая книга не является строго историческим исследованием, в хронологической последовательности повествующим о прошлом края. Она рассказывает о современных экспедициях и работе учёных по выявлению памятников старины, о поисках следов первобытного человека и древнейших наскальных рисунках, о мифических и действительных кладах, о курганах и остатках средневековых поселений, о подводной экспедиции, исследовавшей затонувшие памятники давне минувших культур.

 

Словом, книга позволяет совершить увлекательное путешествие в прошлое Прииссыккулья.

 


 

Заключение.   ^

 

Иссык-Кульскую котловину называют уникальным археологическим музеем под открытым небом. Нам действительно хотелось бы видеть её в качестве музея со всеми его атрибутами: охраной и изучением памятников, их описанием и показом для посетителей, музея, как хранителя исторического прошлого и пропагандиста современной социалистической действительности. Ведь музеи представляют ни с чем несравнимую возможность для непосредственного контакта человека с историей.

 

По подсчётам учёных, общее количество так или иначе зарегистрированных археологических памятников в Иссык-Кульской области достигает примерно 1500. Но на самом же деле их значительно больше. Здесь встречаются почти все виды памятников, характерные для каменного, бронзового и железного веков. Здесь и стоянки под открытым небом, и пещеры первобытного человека, погребения и клады оружия и орудий труда эпохи бронзы, наскальные гравюры и настенные пещерные росписи, курганные могильники и тайники с различными драгоценностями сако-усуньского времени, каменные скульптуры и рунические письмена древних тюрков, развалины городских центров осёдлого населения и средневековые поселения, скрытые водами Иссык-Куля, горнорудные выработки и остатки старой ирригационной сети, фортификационные памятники XVIII-XIX вв. и культовые сооружения киргизов. Иными словами, в Прииссыккулье представлены все периоды истории и все виды памятников, расшифровкой и исследованием которых занимаются археологи и историки, востоковеды, этнографы, лингвисты и другие учёные республики.

 

Изучение иссык-кульских памятников началось ещё в дореволюционный период. Такие видные учёные своего времени, как П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Ч.Ч. Валиханов, И.В. Мушкетов, В.В. Бартольд, краеведы А.М. Фетисов, Ф.В. Поярков, Н.Н. Пантусов и другие впервые информировали научную общественность, главным образом через публикации на страницах журналов Русского Географического

(58/59)

Общества, о наскальных рисунках, курганах, каменных изваяниях, надписях, городищах и подводных развалинах Иссык-Куля. Но эти исследования носили эпизодический характер, зарегистрированные памятники никем не охранялись. Наиболее ценные из находок вывозились в областные или краевые центры, в частности, в Верный (Алма-Ата), Ташкент, и почти все оказались потерянными для науки. На местах памятники беззастенчиво разрушались: каменные изваяния использовали под фундаменты строящихся домов, средневековые кирпичные стены разбирались для новых построек, были случаи прямых грабительских раскопок курганов. Наиболее ценные находки и монеты оседали а собраниях коллекционеров и были недоступны для учёных.

 

Коренным образом изменились обстоятельства в советский период. Невозможно без волнения читать первые ленинские декреты об охране памятников, регистрации музейных и частных собраний.

 

Вот строки одного из первых представительных воззваний, пронизанных революционным пафосом тех лет.

 

«Граждане! Старые хозяева ушли; после них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит всему народу.

 

Граждане! Берегите это наследство; берегите картины, статуи, здания — это воплощение духовной силы вещей и предков ваших. Искусство — это то прекрасное, что талантливые люди сумели создать даже под гнётом деспотизма и что свидетельствует о красоте, о силе человеческой души. Граждане! Не трогайте ни одного камня; охраняйте памятники, здания, старинные вещи, документы — всё это ваша история, ваша гордость. Помните, что всё это — почва, на которой вырастает ваше новое народное искусство!»

 

С первых же дней Советской власти в нашей стране были заложены основы государственной охраны памятников истории и культуры. Уже в апреле 1918 г. В.И. Лениным был подписан декрет Совета Народных Комиссаров «О памятниках республики». На органы Советской власти были возложены обязанности по организации, учёту и сохранению всех видов памятников, имеющих музейное значение, а через год В.И. Ленин подписал декрет об учреждении Российской академии истории материальной культуры, главной из функций которой стала «научная охрана памятников». Таким образом, в СССР охрана культурного наследия стала делом не отдельных меценатов, а всего народа.

 

Заложенные В.И. Лениным основы государственной службы охраны памятников истории и культуры в настоящее время закреплены рядом правительственных постановлений, Законом СССР и Законами союзных республик «Об охране и использовании памятников истории и культуры». В Киргизии обеспечение сохранности, учёт и регистрацию памятников осуществляют Министерство культуры республики и исполкомы местных Советов народных депутатов, содействуют государственной службе охраны памятников многочисленные ячейки Добровольного общества охраны памятников истории и культуры. Изучением памятников занимаются научно-исследовательские учреждения, в основном Институт истории АН Киргизской ССР.

(59/60)

 

Уже в первые годы Советской власти поездки ученых в Иссык-Кульскую котловину сопровождались проведением широких разведочных работ и планомерными раскопками памятников. Полученный при этом археологический материал использовался для изучения истории края. Известный востоковед П.П. Иванов в 1926-1927 гг. составил первую археологическую карту Прииссыккулья, нанеся на неё 100 памятников, относящихся к различным историческим периодам. Через два года археологи М.П. Грязнов и М.В. Воеводский раскапывают крупные курганы в окрестностях г. Пржевальска и села Чельпек. На многие годы единичные находки из этих курганов стали как бы эталоном усуньской культуры древних кочевых племён, населявших не только Прииссыккулье, но и другие обширные пространства Средней Азии и Казахстана.

 

В 1937 году экспедиция Киргоспединститута под руководством Б.М. Зима обследует наскальные изображения и курганные могильники, несколько позже Семиреченская экспедиция под руководством А.Н. Бернштама изучает городище средневековой области Верхний Барсхан на южном берегу Иссык-Куля. И, наконец, с 1950-х годов экспедиции под руководством научного сотрудника Института истории Киргизской Академии наук Д.Ф. Винника регулярно из года в год проводят разведочные поиски и раскопки всех видов памятников на территории Иссык-Кульской котловины, дающих возможность проследить исторический процесс за несколько сот тысячелетий. Составлена полная археологическая карта Прииссыккулья, составляется свод памятников Иссык-Кульской области, который включает археологические, исторические, архитектурные и мемориальные достопримечательности края с древнейших веков до настоящего времени.

 

Однако для гарантированной охраны памятников археологии и их изучения в соответствии с современными требованиями науки всего этого недостаточно. Необходимо проводить более широкие работы по консервации и реставрации памятников и по превращению их на базе археологических и этнографических раскопок в музеи под открытым небом.

 

К сожалению, ещё нередко приходится сталкиваться с фактами отсутствия охраны памятников на местах. Интенсивное строительство и освоение новых земель, мелиорация и прокладка оросительных систем, строительство водохранилищ и промышленных объектов — необходимые и столь важные хозяйственные мероприятия — при формальном отношении к делу отдельных руководителей могут привести к безвозмездной утрате уникальных памятников и ценнейших исторических материалов. Хозяйственники и представители исполкомов местных советов даже зачастую могут не знать, о каких «буграх» идёт речь, когда уничтожаются под ножом бульдозера или лемехом грейдера очередной курган или тепе — остатки поселения.

 

Разрушены курганы на местности, прилегающей к селениям Бозтери, Комсомол, Корумды, Темировка, Григорьевка, Семёновка и другим. В книге уже говорилось о покрытых копотью костров красочных рисунках эпохи камня и бронзы в пещере Ак-Чункур.

(60/61)

 

Погибли наскальные рисунки при строительстве Чолпон-Атинского аэропорта, но основная угроза им сейчас с другой стороны — от туристов и других всевозможных любителей увековечить память о своём невежестве непосредственно на древних наскальных рисунках. Ещё весной 1972 г. Д.Ф. Винник привозил группу кинематографистов с оператором К. Орозалиевым снимать наскальные рисунки для цветного фильма о памятниках истории и культуры Киргизстана. Осенью следующего года многие рисунки были уже отмечены свежими автографами туристов.

 

Место скопления наскальных рисунков к северу от Чолпон-Ата — главного курортного центра Иссык-Куля — давно пора объявить заповедным. Наиболее ценные экземпляры, конечно, целесообразнее всего транспортировать в музеи, в частности для этого может быть использован музей под открытым небом по дороге Фрунзе — Иссык-Куль — археолого-архитектурный комплекс Бурана. Но целесообразнее создать собственный аналогичный музей, например в Чолпон-Ата, на базе биологической станции Академии наук Киргизской ССР. Именно сюда свозить из окрестностей каменные изваяния и эпиграфические памятники. Здесь место и уникальным экземплярам наиболее древнего, первобытного искусства — наскальным рисункам.

 

Создание музеев под открытым небом — вот та большая задача, которая может быть решена лишь совместными усилиями Министерства культуры, исторических научных учреждений, Общества по охране памятников истории и культуры и местных органов власти.

 

Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры» значительно повысил требования к изучению, пропаганде и использованию историко-культурного наследия прошлого. Организована и развивается археологическая служба на новостройках, на качественно новом методологическом уровне исследуются археологические объекты, историко-культурные памятники. Необходимость охраны памятников старины закреплена высшим законом страны — новой Конституцией СССР.

 

Охрана памятников истории и культуры — дело не только общественных организаций, но и гражданский долг каждого, так как памятники — это объекты истории, истории древних жителей долины — частицы человечества. Они представляют собой историко-культурное наследие прошлого, бесценное богатство современности и их сохранение диктуется задачами будущего. Эти памятники составляют прекрасное дополнение к естественным богатствам края, имеют непроходящее научное и культурное значение. Служат делу патриотического воспитания людей и их духовному обогащению.

 

Совершая путешествие в прошлое, в историю родного края, мы старались ни на минуту не забывать о современности и как можно зорче всмотреться в будущее.

 

В этой преемственности культур — преемственность поколений.

 

(61/62)

 

Приложение

КАТАЛОГ

исторических памятников Прииссыккулья.   ^

 

№№

п.п.

Наименование

Время

Местоположение

1.

Коллекция орудий каменного века

свыше 100 тыс.лет

Стоянка Боз-Бармак, терраса Саламат-Булак (у г. Рыбачьего)

2.

То же

50 тыс.лет

Стоянка Тоссор

3.

Пещерная живопись

3-8 тыс.лет

Ак-Чункур

4.

Наскальные рисунки

2 тыс.лет — XIX век

Южные склоны Кунгей Ала-Тоо, северные склоны Терскей Ала-Тоо

5.

Курганные могильники

VII в. до н.э. — VIII в. н.э.

Тору-Айгыр, Чолпон-Ата, Курменты, Джеты-Огуз, Чельпек, Туура-Суу

6.

Каменные изваяния тюрков

VI-IX в.

Чон-Койсу, Чон-Урюкты, Джеты-Огуз, Тамга, Туура-Суу

7.

Клады

V в. до н.э. — XIII в.

Чельпек, Барскаун, Курменты.

8.

Горнорудные промыслы

VIII-XIX вв.

Сары-Булун, Сары-Джаз, Курменты.

9.

Средневековые поселения

IX-XVI вв.

Тон, Туура-Суу, Каджисай, Барскаун, Тюп, Корумды, Чолпон-Ата, Тору-Айгыр.

10.

Подводные археологические памятники

XII-XVI вв.

Тору-Айгыр, Чирпыкты, Чоктал, Чолпон-Ата, Чон-Аксу, Кой-сары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки