главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
Количество голов у Змея |
Номера сказок |
||||||||||
124 |
125 |
128 |
131 |
138 |
139 |
140 |
155 |
162 |
171 |
176 |
|
3 |
× |
× |
× |
|
× |
|
× |
|
× |
|
|
5 |
|
|
|
× |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
× |
× |
|
|
× |
× |
× |
|
× |
|
|
7 |
|
|
|
× |
|
|
|
|
|
× |
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
× |
9 |
|
× |
|
|
|
× |
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
× |
× |
× |
× |
× |
|
|
Таблица I (окончание).
Количество голов у Змея |
Номера сказок |
|||||||||
206 |
208 |
226 |
337 |
310 |
334 |
359 |
559 |
562 |
575 |
|
3 |
|
× |
× |
|
|
|
|
× |
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
× |
|
× |
|
|
|
× |
|
× |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
× |
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
× |
× |
|
|
× |
× |
Из приведённой таблицы следует, что чаще всего в сказках фигурируют трёх-, шести- и двенадцатиголовые Змеи, причём в четырёх из двадцати сказок они встречаются именно в этом сочетании — 3‒6‒12 (все остальные сочетания единичные).
Кроме Змея в одной из сказок (137) упомянуты Чуда-Юда (6‒9‒12-головые), а в сказке 562 — 3‒6‒9-головые Чудища. Поскольку не только многоголовая внешность, но и действия этих персонажей не отличаются от «змеиных», мы, по-видимому, вполне можем считать их теми же Змеями, названными сказочником для большого эффекта «Чудищами», «Чудами».
Вторая черта, отмеченная В.Я. Проппом, — огненные крылья. Они упомянуты всего в одной сказке (72). [6] В сказке 312 описываются гораздо более прозаические — бумажные крылья, на которых летает «поганый богатырь» Тугарин Змеевич — враг Алёши Поповича. Гро-
за помогает Алёше — мочит крылья «поганого», и Тугарин Змеевич «пал на землю и поехал по чисту полю». На чём поехал? Очевидно, на коне. В сказке 560 Змей-лютый, похищающий Василису золотую косу, выглядит так: «Конь его вихорь стрелою летит, пламенем пышет; с виду Змей — богатырь, а голова — змеиная».
Итак, в некоторых сказках Змей получает не только космические или собирательно-звериные черты, нужные наделённому сверхъестественной силой существу, превращающему героя сказки в богатыря-воина. В.Я. Пропп полагает, что такое «опрощение» Змея произошло из-за непонимания сказочником роли Змея в рассказе. Это вполне естественно. Роль «поглотителя» забылась. Зато вспоминался конкретный враг — всадник могучий и страшный, но всё-таки вполне реальный. Что делает этот сидящий на коне Змей? Он в сказке занят грабежом соседних стран и охраной границ своего государства. Вот что говорят по этому поводу Иван Быкович и Баба-Яга — герои одной из сказок (137): «Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост; слышал я, что там не одно Чудо-Юдо живёт». «Ай да Ванюша! За дело хватился; ведь они, злодеи, всех переполопали, всех разорили, ближние царства шаром покатили». [7] А далее следует описание того, как из реки «вылезает» на мост Чудо-Юдо: «...под ним конь споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, позади хорт ощетинился» — все почуяли, что хозяину их грозит гибель. Ясно, что Чудо-Юдо — обычный всадник, только голов у него 6 (но в сказке не сказано, что они змеиные!).
Не менее жизненными представляются мне и дела Змея в сказках 124-125, в которых он сватается за царевну, а отнюдь не похищает её «вихрем». В сказке 237 шестиглавый змей усыновляет героя, помогает ему — дарит кремень и огниво. «Выруби огонёк, прожги ковыль-траву, явится сизокрылый орёл», — учит он, а в сказке 233 Змей сидит в темнице, а Василий-царевич спасает его.
Разумеется, наряду с этими жизненными ситуациями в сказках присутствует и Змей — таинственный «поглотитель», о котором писал В.Я. Пропп, [8] «поглотитель», нагоняющий на героя сон, борющийся с ним и пытающийся проглотить его. Но постоянно образ волшебного существа снижается в сказках до образа воина-всадника — врага русского героя.
Прежде чем приступить к историческим аналогиям, напомним также, что в ряде сказок вместо Змея, подменяя его, действует Кощей — единый образ, скрывающийся под разными названиями. Кстати, Змей именуется иногда и Змеем Змеевичем (163), и Царём Змиуланом (164), и Зилантом Змеулановичем (578), и Змеем Горынычем (209), и, как говорилось, Тугарином Змеевичем. Наконец, одна сказка (148) начинается уже как историческая повесть или легенда: «Около Киева появился змей, брал он с народа поборы немалые». [9] Победил его «народный ополченец» Никита Кожемяка, пропахал на нём борозду «от Киева до моря Кавстрийского» и затем утопил его в море. «Эта борозда и теперь видна; вышиною та борозда двух сажён..., а кто не знает, от чего эта борозда, — называют её валом». [10]
Итак, подведем итоги наших сведений о Змее.
1. Змей — Чудо-Юдо, многоголовый и мощный противник, иногда даже со змеиной головой.
2. Змей — всадник на прекрасном коне. Коня берёт в полон победитель Змея — герой сказки. На плече у змея — ворон, позади — собака.
3. Змей — грабитель близлежащих стран. Граница его государства — речка «Смородина».
4. Змей попадает в заключение (темницу) и в услужение герою (Змей Горыныч служит поваром). Бывает он и союзником-побратимом.
5. Змей выступает в сказках под весьма выразительными именами: Тугарин Змеевич («поганый богатырь») и Кощей Бессмертный.
6. Змей и русский народный богатырь делят землю валом, который известен и по сей день.
Я намеренно исключила из этого списка «змеиных признаков» те, на которые обратил особое внимание В.Я. Пропп, а именно признаки, рисующие Змея волшебным высшим существом — «поглотителем».
С кем же можно отождествить Змея-всадника? В какую эпоху был создан этот весьма выразительный образ?
Многочисленные («многоголовые») орды всадников на великолепных конях особенно активно тревожили южные границы X-XV вв. Тот факт, что со Змеем в сказке связан ковыль, является косвенным подтверждением степного происхождения этого персонажа.
Почему же всадники-враги выступают в роли Змея, а не другого животного? Мы не знаем, какой зверь был «поглотителем» в инициациях
славянских юношей. Скорее всего, это был какой-то собирательный образ и от него в сказках остались, вероятно, расплывчатые и жутковатые наименования: Чудо-Юдо, Чудище. Но даже если предположить, что «поглотителем» был Змей, можно думать, что вражеский всадник в русской сказке и «Змей-поглотитель» были отождествлены в то время, когда в южнорусской степи появился кочевой народ, как-то связываемый с образом Змея, бывшим, возможно, его тотемом.
У нас есть некоторые данные говорить о том, что народом этим были половцы-кипчаки. Л.Н. Гумилёв пишет, что в VII в. «кипчаки жили на Алтае в долине, называемой китайцами Чжелян, что является несомненной транскрипцией слова „джилян” — змея (отсюда Змеиная гора и город Змеиногорск)»... [11]
Интересно, что и на Северском Донце, где, как известно по русской летописи, находились половецкие городки-зимовища, [12] до сих пор стоит город Змиев, древний культурный слой которого, к сожалению, разрушен при строительстве укреплений XVII в. [13]
Б.А. Рыбаков в одной из своих ранних работ [14] уже отметил чрезвычайно важную для нашей темы деталь на одной из миниатюр Радзивилловской летописи, изображающей поражение половецкого войска в походе 1111 г. Там под ногами коней русских воинов извивается поверженный Змей, которого один из всадников поражает копьём, нацеленным в раскрытую пасть (см. рис.). Кстати, Б.А. Рыбаков подчёркивает, что победа над половцами была одержана у Сальницы поблизости от Змиева, [15] находящегося в 85 км от этой небольшой, высохшей сейчас речушки. [16] Во всяком случае, русские войска неизбежно должны были пройти в районе Змиева при продвижении в степи среднего Донца (на Сальницу).
Небезынтересно также вспомнить следующие строки Слова о полку Игореве:
«На следу Игореве ездит Гзак с Кончаком,
Тогда врани не граахуть,
Галицы помл”коша,
Сороки не троскоташа,
Полозие ползаша только...» [17]
Не сравниваются ли здесь половецкие князья с полозами-змеями?
Таким образом, связь Змея с половцами представляется очевидной. [18] Все остальные выделенные выше сведения о Змее не противоречат этому предположению. Всё, что делает Змей в русских сказках, чрезвычайно характерно для половца XI-XII вв.: он и грабитель, и пленник, он и слуга, он и побратим. [19]
Имя Тугарин Змеевич говорит само за себя: одноимённый ему отрицательный герой русских былин олицетворяет кочевника — врага русского богатыря. [20] Правда, в сказках имя это встречается всего один раз — в сказке об Алёше Поповиче, сюжет которой повторяет былинный сюжет. Однако это всё-таки сказка, хотя и относящаяся к так называемому богатырскому циклу. События некоторых сказок о Змее находят аналогии в былинах. Например, в былине «Добрыня и Марина» героиня — любовница Тугарина явно предпочитает его Добрыне. [21] Точно так же и в сказках о Змее-оборотне русские девушки предают своих женихов и братьев и уходят с обольстителем Змеем в его царство (200, 201, 204, 209 и др.).
Ещё более выразителен и образ Кощея Бессмертного, во многих сказках подменяющий Змея. Мы знаем, что Кощей — это несколько презрительное наименование половца. Имя это постоянно мелькает в былинах, иногда с отчеством Трапетович. [22] Прямо называет половца Кощеем и «Слово» в знаменитых строках: «То была чага по ногате, а Кощей по резане» или же: «Стреляй, господине, Кончака, поганого Кощея...» [23] Никакого сомнения при отождествлении половчина — Кощея, а следовательно, и половчина — Кощея-Змея быть не может.
Последнее «дело» Змея проведено по принуждению, но всё же совместно с Никитой Кожемякой (летописным героем 992 г.). [24] Вместе с Никитой Змей «пропахал» борозду, создал грандиозный вал, идущий (с перерывами) вдоль границы степи с лесостепью. Вал этот, вернее валы, и до настоящего времени называются Змеевыми. [25] Конец же X в. (княжение Владимира I) был заполнен стройкой, возведением крепостей и подновлением древних валов, укреплявших границу Руси против печенегов. [26] В сказке в отличие от летописи, не нуждающейся в точных датах, печенеги и половцы были перепутаны и события конца X в. перенесены в XI или XII в. Впрочем, и в те столетия шло активное укрепление русской юго-восточной границы, границы, шедшей параллельно р. «Смородине». Это река, неоднократно упоминаемая в былинах, как убедительно показал Б.А. Рыбаков, может быть только летописной р. Снепородом [27] — современной р. Самарой (левым притоком Днепра). [28] На ней и стояли, как говорят сказки, дозором Многоголовые Змеи, оберегающие свои вежи от русских дружин. Кстати, всадник-дозорный, вызванный на бой русским удальцом, всегда переходил реку вброд, так что образ Змея на коне, выхо-
дящего из воды, не может считаться даже художественным вымыслом — это точное описание действия. Конь у Змея спотыкается при выходе на берег перед боем с героем сказки. У казаков считалось дурной приметой, предвещающей гибель всаднику, когда конь, выходя на бой, споткнётся. Таким образом, даже эти мелкие подробности, даже недовольную воркотню Змея на своих коня, [29] во́рона и собаку можно объяснить вполне реалистически, если предположить, что образ Змея в сказке является олицетворением образа половца-всадника — беспокойного врага русских в течение 200 лет (середина XI — середина XIII в).
Итак, рождение или во всяком случае развитие образа Змея произошло в эпоху наивысшего расцвета древнерусской культуры. Всё в ту великую эпоху было ярко и выпукло. И сказители сказок не могли отклониться от действительности, не могли наполнять свои рассказы непонятными символами. Для того чтобы сказка нашла слушателей, её нужно было переработать, оживить новыми, легко объяснимыми образами. Таковым в первую очередь и явился злой и коварный Змей — половец, который прочно вошёл в устное народное творчество. О Змее не только рассказывали сказочники, им не только пугали малолетних детей, но о нём пели песни-былины. Некоторые из них были посвящены специально борьбе русского богатыря со Змеем. Сказка (богатырская и волшебная), естественно скованная старой формой — обязательным (последовательным) изложением хотя бы основных обрядов инициации, слила образ главного народного «злодея» — половца с основным сказочным образом Змея — «поглотителя», который, как правило, бывал побеждён смельчаком — героем сказки. Таким образом, ни одно животное в русской волшебной сказке не претерпело такой сильной трансформации и исторической конкретизации, какие испытал Чудо-Юдо — «поглотитель юношей» в период борьбы русского народа с половецким натиском XI-ХII вв.