главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к содержанию
Г.С. ПлетнёваПервобытное искусство в собрании Эрмитажа.// Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1963. 68 с.
Искусство эпохи неолита и бронзы.
[ Введение. — 28 ]Петроглифы. — 30Глиняная посуда. — 37Голова лосихи. — 40Свайные поселения. — 41От камня к металлу. — 42Художественное ремесло в металле. — 43Расписные сосуды. — 45Трипольские статуэтки. — 47Трипольские жилища. — 49[ Майкопский курган. — 50 ]Бронзовые изделия Западной Грузии. — 56Бронзовые изделия Кобанской культуры. — 59Мегалитические постройки. — 61[ Заключение. — 65 ][ Введение. ] ^
Эпоха нового каменного века (неолит), начавшаяся для большинства народов с 8-6 тысячелетия до н.э., характеризуется более быстрыми темпами развития хозяйства и общественного строя.
Человек эпохи неолита повсеместно в совершенстве овладел новой техникой обработки доступных ему тогда материалов — камня, дерева, кости — шлифованием, пилением, сверлением.
Распространённейшие орудия охоты в этот период — копьё и лук. Для ловли рыбы изобрели гарпун, рыболовные крючки, а главное — сети и верши. А для того чтобы раскалывать и рубить стволы деревьев, строители эпохи неолита обладали значительным набором каменных орудий — острыми топорами и тёслами, долотом и молотком.
Огромным шагом вперед в жизни первобытного человека, в его борьбе за покорение сил природы был переход от охоты, собирательства и рыбной ловли (способов добывания пищи при палеолите) к разведению растений и приручению животных, что привело в дальнейшем к возникновению скотоводства и земледелия.
Главенствующая роль женщины в коллективном хозяйстве при общественном строе кровнородственных материнских родовых объединений, из которых состояли племена, достигает своего расцвета.
В эпоху неолита ледники, покрывавшие большую часть Европы, растаяли. Воды гигантскими потоками устремились к морям, образовав многие современные реки и озёра. Огромные пространства нашей страны — от Кольского полуострова до Заволжья, Среднего Урала и Зауралья — покрылись дремучими лесами. Изменилась и фауна: на смену животным ледниковой поры пришли олени, лоси и др.
В то время, как на севере Европы медленно исчезали ледники, в южных районах нашей страны (Средняя Азия, Закавказье, Молдавия и юг Украины) не было столь значительных колебаний природных условий. Различные географические зоны породили у племён неолита различные уклады хозяйственной жизни. На севере, в так называемой лесной полосе, обитали люди, которые летом ловили рыбу на озёрах и охотились с лодок. Остатки искусно сделанных лодок и разнообразных по форме вёсел сохранились до наших дней. Для зимней охоты употреблялись сани и лыжи.
Племена, населявшие южные степи, в силу природных условий превращались из охотников в рыболовов в земледельцев и скотоводов. Петроглифы. ^
Культура лесной полосы эпохи неолита в Эрмитаже наиболее полно представлена памятниками Карелии. Там, в районах восточного берега Онежского озера и впадения реки Выг в Белое море, тянется группа скал, покрытых многочисленными рисунками, которые насчитывают около 4 тысяч лет и известны под названием петроглифов, т.е. каменных письмен (зал 2, щиты и постаменты 19-21).
Кусок одной такой скалы с 58 изображениями на нем был привезён в 1935 году с берегов Онеги в Государственный Эрмитаж и выставлен в центре одного из залов (рис. 8).
Рассматривая рисунки на этом камне, трудно воспринимать их как единую композицию. Изображения людей и предметов размещены друг над другом. Кроме того, на камне видны узкие и длинные лодки, круги с лучами, человеческие фигурки в странных головных уборах, с символическими предметами в руках, наконец, животные — лоси. Некоторые из лосей уже поражены. Одно животное опрокинуто навзничь. В грудь другого глубоко вонзилось копьё или рогатина. Здесь же — плывущие попарно лебеди. Они как бы отвлекают людей от притаившегося выводка.
Если в рисунках Онежского камня не наблюдается определённого композиционного плана и известного порядка, то охват явлений реальной жизни в них значи- Рис. 8. Наскальные рисунки с Онежского озера.Государственный Эрмитаж. Ленинград.(Открыть Рис. 8 в новом окне)
тельно расширен по сравнению с палеолитическими наскальными рисунками. Гораздо больше рассказывается о жизни человека, его охоте. Показаны не только звери, но и птицы, не только человек, но и лук, копья, дротики, лодки.
Рассматривая онежские наскальные рисунки, мы видим, что образы людей, животных, птиц и разнообразные предметы — все они силуэтны, хотя техника резьбы оставалась прежней: выбивали рисунки каменными орудиями. Человеческие фигуры становятся всё более схематизированными, условными, они, как правило, пере- даны непомерно узкими и длинными, с широкой грудью и крупной головой. Плывущие лодки — тоже схематичны: изображение передано одним штрихом. Однако в передаче найден такой силуэт, который легко позволяет узнать их. Убедительно обрисована корма лодки. Она завершена головой оленя с большими рогами. А поскольку мы без труда узнаём именно лодку, то становится понятным и длинный ряд часто поставленных на одном уровне полосок: это — гребцы.
Среди многочисленных рисунков любопытно отметить сцену единоборства человека с лосем. Она выполнена теми же средствами неолитических изображений — силуэтным схематизированным рисунком. Но как ни условен самый очерк фигур, их движения приобретают очень осязательный характер. Единый ритм пробегает через обе фигуры. Охотник трактован в стремительном движении. Он весь изогнулся, напрягся и тянет животное к себе. Лось же передан статично.
Смертельно раненное животное и человек расположены в непосредственной близости от одного из кругов с лучами. В этом направлении повёрнуты их головы. А всё изображение помещено на скале, которая была обращена на запад — на заход солнца — и находилась поблизости от воды. В этом, вероятно, заключён свой смысл: вслед за уходящим в озеро солнцем люди как бы отправляли туда и жертвенных животных, посвящённых светилу.
Но какие моменты дают возможность предположить существование у первобытных онежцев космического культа?
Крупнейший исследователь этих рисунков В.И. Равдоникас обратил особое внимание на круги с лучами, помещённые на Онежском камне, и на основании изучения обширного этнографического материала предложил рассматривать их как символы луны и солнца.
Смелая гипотеза учёного вызвала большие споры. Теперь же такая расшифровка загадочных знаков находит все больше сторонников. Вопрос о первобытном мышлении — специальная тема, для освещения которой понадобилась бы книга, значительно большая по объему, чем предлагаемый очерк. Мы остановимся лишь в общих чертах на вопросе появления космического культа у древнего человека.
Для людей неолита мир оставался по-прежнему таинственным, чуждым. Но постепенно человек перестаёт быть в полном подчинении у природы. Он начинает задумываться над окружающими его явлениями, в первую очередь, над теми, которые больше всего вторгались в его жизнь и определяли её. Можно предполагать, что древний человек уже заметил неизбежность захода и восхода светила.
Однако первобытный уровень познания природы не позволял людям разобраться в закономерности чередования дня и ночи. А незнание вызывало страх, что зашедшее однажды солнце больше не появится, так как вокруг много таинственных злых сил, которые способны помешать восходу. И люди настойчиво искали путей, чтобы воздействовать на восход солнца.
В таких поисках человеческая мысль уходила в дебри сверхъестественного. Зачастую люди стремились придать загадочному Нечто человеческий облик, благодаря чему, думали они, будет легче воздействовать на явления природы. Так возникло представление о богах — олицетворении природных сил. Они воплощаются в виде идолов, изваянных из камня и дерева.
Но не всегда идолы имели человеческий вид. В жизни охотников лесной полосы важная роль принадлежала лосю или оленю. Они — главный источник существования, их мясо — пища, их шкура — одежда, их кости — орудия труда.
Занимая столь важное место в быту людей, эти животные не могли не найти своего отражения и в духовной культуре человека. Лось и олень становятся мифическими существами, занимают место на небесах, считаются у людей воплощениями небесных светил, прежде всего солнца. Наконец, пытаясь осмыслить явления природы, первобытный человек создал мифы, в которых солнце ездит по небу на лодке, а везут эту лодку лоси или олени.
Чтобы заставить зашедшее солнце показаться вновь, нужно расположить его в свою пользу просьбами-молениями, подарками, жертвами, а также повлиять на светило магическими действиями. Некоторые рощи и скалы становятся священными как места культовых действий.
По мнению одного из специалистов в области идеологии первобытного общества К.Д. Лаушкина, группа скал Онежского озера была грандиозным первобытным храмом солнца, где куполом являлось само небо, иконостасом — гранитные утёсы с изображениями на них, алтарем — горизонт с солнцем, а обряды выполнял, вероятно, колдун. В этом храме, как пишет К.Д. Лаушкин, и происходили поклонения заходящему светилу, и на поверхностях отшлифованных ледниками скал люди высекали символические изображения и жертвенных животных.
Теперь понятна сцена единоборства. Здесь, вероятно, запечатлён магический момент: человек приносил в жертву живого лося, а изображение этой сцены тоже отдавал на службу солнечному божеству, чтобы оно, обновив свою упряжку, могло и впредь беспрепятственно совершать свой путь по небу.
Итак, материалами искусства здесь по-прежнему оставались конкретные жизненные впечатления: охота, использование животных для езды и т.п. Но в силу изменившихся условий жизни художественные образы и сюжеты получили теперь более сложное выражение. Большую роль человек стал отводить изображениям символов солнца и символическим актам (жертвоприношениям). Памятники такого сюжетно-символического характера получили широкое распространение. А схематизация в неолитических рисунках, по-видимому, представляла собой результат определённого творческого замысла и была основной чертой стиля неолитического искусства. Поскольку охота сохраняет большое хозяйственное значение, охотничьи сцены продолжают часто встречаться в наскальных изображениях этой поры. Примером может служить скала Залавруга.
Скала Залавруга расположена в низовьях реки Выг при выходе её к Белому морю. Площадка скалы размером 6×10 м покрыта многофигурной композицией Рис. 9. Наскальные рисунки Залавруш [Залавруги]. Лыжники. Деталь.(Открыть Рис. 9 в новом окне)
повествовательного характера, представляющей коллективную охоту на оленей, в которой участвует вся община.
В центре — многовёсельные лодки с гребцами. Они сходны с изображениями на Онежском камне. Лодки движутся в том направлении, где показаны две группы оленей. На животных ведётся промысел. Сзади одной группы — человек с луком, который как бы гонит оленей. Слева помещены охотники-лыжники.
Каждый рисунок на камне Залавруги является целым рассказом с конкретным содержанием. А каждая сцена представляет собой законченное целое и в то же время часть общего плана, объединённого общностью сюжета и действия. Эти рисунки отличает не только повествовательная сложность. Художник пытается передать событие, действие посредством новых композиционных приемов. Так, в группе лыжников фигуры людей показаны в различных позах. Лыжники стоят, то опираясь на палку, то слегка согнув торс и наклонив голову. Фигуры, данные в том или ином положении и повторяющиеся через определённые промежутки, создают ритм, составляющий основу композиции (рис. 9).
Именно в период неолита композиция и ритм окончательно складываются в групповых сценах как элемент художественной формы.
Одним из значительных достижений людей нового каменного века было изготовление глиняной посуды. Овладели этим искусством и жители лесной полосы. Глиняная посуда. ^
Лепили сосуды ещё без применения гончарного круга. Днища таких сосудов делали округлыми (для того, чтобы ставить прямо в золу костра). Стенки покрывали сверху донизу узором из ямок, который наносили с помощью заострённых костяных палочек или зубчатых «штампиков». Затем этот простейший орнамент обогащали, комбинировали с изображениями человеческих фигур, животных, птиц (витрина 25). Таков узор на обломках глиняной посуды, найденных на стоянке близ Повенца, в Карелии. Рисунок состоит из волнистой линии, образованной ямками и комбинированной с изображениями водоплавающих птиц. Последние воспроизведены чрезвычайно схематично, но их можно узнать по изгибу шеи. В орнаментации глиняной посуды контурная линия утрачивает самостоятельное существование. Из многочисленных углублённых точек возникает силуэт. Он становится жёстким, геометризованным.
И здесь схематизм имеет строго продуманное значение. Древние представляли себе мир царством духов. Как разумное существо человек стремился установить в этом царстве какой-то порядок, прибегая к помощи все тех же священных животных и птиц.
В своих стремлениях создать порядок люди подразделяли всю вселенную на три космические плоскости: верхнюю — небесную, среднюю — земную, нижнюю — водную. Главное место во всем этом «устройстве» занимал небесный свод с солнцем, луной и звёздами, тесно связанный с водной стихией и окружающий землю. Смысл чередования дня и ночи (света и тьмы), лета и зимы (тепла и холода) человек усматривал в постоянной борьбе, постоянной смене их торжества друг над другом.
Заход светила, т.е. умирание солнечного бога, понимался как временное торжество злого божества — тьмы. Умирание солнечного бога осмыслялось как нисхождение его в царство мёртвых, якобы находящееся где-то за пределами воды. Дорога в это царство ведёт по воде. Следовательно, — размышлял человек, — водоплавающая птица является каким-то носителем небесных сил, причастных к солнечному богу. Птицы символизировали и небо, и водную стихию и, подобно рассвету, служили мостом между днём и ночью, между жизнью и смертью. А волнистая линия, изображавшаяся на посуде, была «водным мостом», по которому «следовали» эти птицы.
Введение орнаментальных узоров в керамику имело не только декоративную цель, но было обусловлено важными культово-магическими потребностями и воплощало первобытные представления об устройстве мира. Сами сосуды, на которых помещался этот орнамент, предназначались, вероятно, для приготовления и приношения священной, жертвенной пищи.
Со складывающимся религиозным ритуалом связана и скульптура малых форм — изображения животных, птиц, рыб, человека и фигурок символического характера. Все они — небольших размеров (от 2,5 до 7,5 см) и изготовлены из кремня. По своим сюжетам и особенно по приёмам изображения они очень близки к наскальным рисункам.
Фигура мифологического получеловека-полурыбы (рыбий хвост, плавник на спине и круглая человеческая голова величиной до 7 см) изготовлена из кремнёвой ножевидной пластины, острорежущие края которой обработаны с двух сторон.
Сама фигура очень схематизирована и по своим очертаниям и размерам близка к наконечникам стрел. Это обстоятельство позволило одному из видных исследователей таких кремнёвых изображений С.Н. Замятнину сделать вывод, что они были наконечниками обрядовых стрел, служащих для умерщвления жертвенных животных, и в то же время являлись персонификацией божества, которому приносилась жертва. Обрядовое Рис. 10. Голова лосихи из Шигирского торфяника.Государственный Эрмитаж. Ленинград.(Открыть Рис. 10 в новом окне)
назначение имели и фигурные каменные молоты с изображениями голов медведя, лося и т.п. Голова лосихи. ^
Одним из наиболее замечательных произведений этого рода является роговая рукоятка, которая завершается головой лосихи (рис. 10). Этот фрагмент орудия найден в Шигирском торфянике и ныне хранится в Эрмитаже.
В естественной форме рога неолитический скульптор нашел сходство с мордой лося и выявил это сходство, подчеркнув очертания длинной, вытянутой головы животного, его массивную верхнюю губу (витрина 8).
Подчёркивая только основные, без мелких подробностей, те зримые черты, какие были необходимы для создания образа животного, художник использовал ту же технику, которая применялась при изготовлении неолитических орудий, — полировку материала. Благодаря мягкой игре скользящих бликов света, появившихся от полировки, усилилась художественная выразительность изделия. Как бы воочию виден блеск лосиной кожи. Зверь насторожился, уши навострились, трепетно раздуваются ноздри. Магический смысл изделия сочетается с художественной выразительностью. Скульптор воспользовался такими средствами, как ритм массы, ритм линий, моделировка, светотень. Свайные поселения. ^
Дальнейшее развитие в эпоху неолита получает и строительство. В лесной полосе наряду с ранее существовавшими посёлками из землянок стали возникать новые, так называемые свайные поселения. Эти оригинальные сооружения рыболовов и охотников, обнаруженные в Шигирском торфянике (близ Свердловска), теперь широко известны. Благодаря консервирующему действию торфа здесь всё хорошо сохранилось. В основу деятельности «архитекторов» неолита легли конструкции жилищ, известных ещё людям древнекаменного века. Шигирские поселения представляли группу прямоугольных жилищ, стены которых были бревенчатыми или плетёными из веток тростника, с глиняной обмазкой. Двускатная крыша покрывалась берёстой.
Дома делились на две части; в меньшей находился каменный очаг. Каждое жилище сооружалось на специальной платформе, сложенной из тонких брёвен. Выше шёл настил из тростника и мха, обмазанных глиной. Сама платформа покоилась на кольях и сваях, вбитых в дно озера или в болотистый его берег. Между собой дома соединялись бревенчатыми настилами. С берегом их связывали мостки. От камня к металлу. ^
В лесной полосе, в богатых месторождениями металла районах Прикамья и Приуралья, появляются во II тысячелетии до н.э. изделия из совершенно новых материалов — серебра и меди. Таковы тёсла, кинжалы, топоры, серпы, серебряные браслеты, различные украшения, найденные близ деревни Турбине, Свердловской обл. (зал. 2, витрина 11).
Золото, серебро и медь были первыми металлами, которыми начал пользоваться человек. Но несовершенство тогдашней металлургии, а также непригодность в самородном виде этих металлов для изготовления орудий труда (без соответствующего сплава они вязки) были причиной того, что камень и кость сохраняли для человека по-прежнему большое значение. Они оставались важными материалами для изготовления стрел, скребков, ножей, костяных шильев и проколок (тоже найдены у деревни Турбино).
И всё-таки человек вступил в век металла. Освоение техники выплавки меди, техники сплава её с оловом (бронза) привело к тому, что в дальнейшем металл всё более становился основным материалом для изготовления орудий. Камень, наоборот, всё более отходит на второй план. Наступил бронзовый век, век господства металла.
Начало этой знаменательной эпохи в истории человечества для лесной полосы учёные относят к середине II тысячелетия до н.э. Художественное ремесло в металле. ^
Наконечники стрел, копий, лезвия ножей и топоров, клиновидные тёсла (кельты), бронзовые подвески и браслеты свидетельствуют о том, что с применением бронзы расширяется производство металлических изделий (витрина 11).
В художественном литье бронзы лесной полосы значительное место занимают идолы, представлявшие местные божества или духов предков. Один из самых знаменитых — в виде фигуры сидящего человека — был найден на берегу Галичского озера, у села Туровского Костромской обл. (рис. 11).
В этой скульптуре очень ярко проявились, с одной стороны, новые особенности искусства эпохи бронзы, а с другой — здесь как бы заканчивается линия развития неолитического искусства. Мы видим тот же приём, что и в наскальных рисунках: тонкая талия, широкие плечи, большая голова. Плечи, грудь, руки, ноги хорошо моделированы. Замечается стремление запечатлеть их крепкими, мускулистыми. Такая передача обнажённого тела свидетельствует о более развитом пластическом чувстве.
Привлекает внимание голова идола. Овальное лицо с выступающими скулами увенчано головным убором. Высокий широкий лоб резко отделён надбровными дугами, из-под которых смотрят чуть скошенные глаза. Прямой и длинный нос и больших размеров раскрытый рот придают этому облику грозный и свирепый вид. Это подчёркивается и самими бликами золотистой бронзы, поверхность которой отшлифована. Блики играют на Рис. 11. Идол из Галичского клада.Государственный Эрмитаж. Ленинград.(Открыть Рис. 11 в новом окне)
скулах, мерцают в уголках глаз. Мы видим несомненные стремления подчеркнуть индивидуальные черты: выступающие скулы, широкие брови, четырёхугольный подбородок. Следовательно, в этой скульптуре есть отдалённые предпосылки портретного изображения. Металл, в принципе, не изменил общего облика культуры людей. В хозяйстве их по-прежнему господствовал рыболовческо-охотничий уклад. А далеко на юге неолитические племена вырываются в своем развитии вперёд. Они поднимаются здесь на следующую, более высокую ступень — занятие земледелием и скотоводством.
О первых земледельцах европейской части нашей страны рассказывают памятники, найденные в районах Киевской области, на Днепре, у современного Триполья. Археологи назвали трипольцами не только эти племена, но и земледельцев и скотоводов большой области, про- стиравшейся от Припяти до низовьев Днепра, Буга, Днестра, а также древнейших жителей Балканского полуострова. Единая культура, объединившая эти племена, вошла в науку под названием «трипольской» (первая половина III — II тысячелетий до н.э.).
Неизвестно, как называли себя жители этих мест и на каком языке говорили они пять тысяч лет назад, но проводившиеся здесь раскопки позволили археологам выяснить, что период расцвета трипольской культуры падает на середину III тысячелетия до н.э. и представлен одним из самых больших поселений этого времени, обнаруженным на месте нынешнего села Владимировка в верхнем Побужье, а также находками в районе села Поливанов Яр на Днестре. Расписные сосуды. ^
Большого совершенства в этот период в трипольской культуре достигает производство керамики (рис. 12). Свойства глины как весьма пластического природного материала были по достоинству оценены древними гончарами. Их посуда сделана ещё без применения гончарного круга, но обожжена более тщательно. Стенки сосудов иногда настолько тонки, что их можно сравнить со скорлупой яйца страуса. Трипольские мастера работали смело, уверенно, изобретательно, придавая своим изделиям формы больших кувшинов с узкими горлами, глубоких мисок, двойных сосудов (похожих но форме на бинокль). Сосуды служили для хранения зерна, масла, воды (зал 3, витрина 6). Большое разнообразие форм изделий из глины указывает на усложнение быта неолитических земледельцев. Рис. 12. Трипольский расписной сосуд.Государственный Эрмитаж. Ленинград.(Открыть Рис. 12 в новом окне)
Но ещё ярче керамика свидетельствует о творческой деятельности древнеземледельческих племён. Мастера стремились придать сосудам красивую форму, умели и украшать их. Сосуд красили или покрывали коричневой обмазкой. На подготовленную таким образом поверхность наносили узор в виде ленты, расположенной то полосой, то сложной спиралью, то концентрическими кругами. Этот геометрический орнамент покрывает всю поверхность изделия и гармонирует с самим предметом, с его формой.
Образующая узор лента наносилась краской, цвет которой зависел от цвета обмазки. Сосуд, покрытый коричневой обмазкой, украшался белой широкой лентой. Внутри её проводились параллельные тонкие линии светло-коричневого цвета. На сосудах с красной обмазкой орнамент часто выполнялся чёрным цветом. Контрастное сопоставление цветов с применением ленточного узора делало трипольскую керамику нарядной и декоративной. Трипольские статуэтки. ^
Из глины изготовлялись не только различные сосуды. Она была основным материалом и для скульптуры малых форм, представляющей собой маленькие глиняные модели жилищ, или изображения животных, или женские фигурки. Одна из таких статуэток изображает сидящую женщину (зал 3, витрина 11). Вся фигура украшена орнаментом, вероятно передающим одежду. Трактовка тела носит упрощённый, схематический характер. Сама фигура лишь очень отдалённо, по общим своим очертаниям, напоминает человека. Пропорции тела характеризуются неестественно удлинёнными формами. У фигуры нет, в строгом смысле слова, ни рук, ни ступней, не проработана детально голова, изображённая в виде выступа с горбатым носом.
С возникновением земледелия боязнь неурожая, засухи, града вызывала у людей прежнее чувство зависимости от сил природы. При таких обстоятельствах образ прежней женщины-прародительницы приобрёл несколько иные функции: великой богини Земли. А через её образ, полагал первобытный земледелец, можно магическим путём влиять на стихийные силы природы, чтобы вызывать их благотворное действие и тем самым обеспечить себе лучший урожай. Примешивание хлебных зёрен в глину некоторых фигурок подтверждает тот факт, что женские статуэтки были связаны именно с культом земли, с культом плодородия.
Переход общества к земледелию и скотоводству определил и культовые обряды. Теперь немалое место занимает почитание быка. Поэтому в мелкой пластике трипольцев фигурка быка встречается очень часто. Для статуэтки характерна обобщённость форм.
Но это обобщение не исключает ритмического характера форм, развитого скульптурного чутья. Древний скульптор выделил рога как наиболее отличительную черту в облике животного, верно передал мощную, полную жизни голову, подчеркнув раздутые, словно трепещущие ноздри.
Среди произведений скульптуры малых форм известны глиняные изображения жилищ. На одном из них, найденном в поселении Коломийщина II, очень чётко изображена двускатная крыша, на которой краской нанесён узор, окна круглые, а стены раскрашены.
Некоторые подобные изображения передают и внутреннее убранство: очаги, лежанки, даже посуду. Женская фигурка в одном из таких «жилищ» напоминает многие трипольские статуэтки.
Все эти воспроизведённые жилища оказались особенно ценными при сравнении их с остатками самих сооружений. Археологи воссоздали картину трипольских поселений. Большой интерес представляет архитектурно-планировочное решение дома. Трипольские жилища. ^
Трипольские жилища, прямоугольные в плане постройки, покрывались двускатной крышей, имели прямоугольные двери и круглые окна. Обычно такие дома площадью от 6 до 160 кв.м с одним, двумя или тремя помещениями тщательно отделывались изнутри (щит 1).
Стены сооружались на каркасе из толстых кольев и плетня, обмазанных снаружи и изнутри толстым слоем глины. Пол делался из обожжённых глиняных плит, уложенных на глиняный раствор. Очаги имели полукруглую форму. Рядом с печами, вдоль стен, находились вылепленные из глины выступы, на которые ставили сосуды. В некоторых случаях посередине дома помешался крестообразный жертвенник — тоже из глины. А около печей, у жертвенников, в каждом трипольском доме находились статуэтки, о которых мы упоминали выше. Пёстрые, многоцветные росписи, состоящие из геометрических орнаментов, покрывали стены, пол и жертвенник дома, а сама цветовая контрастность этих росписей свидетельствует об учёте такого момента, как освещение дома. Для жилых построек трипольского периода характерна утилитарность. Однако строительное искусство впервые связало здесь между собой живопись и скульптуру и простейшие приспособления для домашнего хозяйства.
На поселении Владимировка мы сталкиваемся ещё с одним новым явлением — комплексной архитектурной планировкой. Об этом свидетельствует организованное расположение многочисленных жилищ посёлка несколькими концентрическими кругами. Входы обращены к центру поселения. В центре находилась обширная площадка. Здесь стояло одно или два больших сооружения. Сюда, по-видимому, собирались обитатели посёлка для обсуждения общинных дел.
Размещение жилищ по кругу создавало определённую замкнутость и укреплённость поселения, что иногда дополнялось искусственными оборонительными сооружениями, рвами.
Владимировка находится на юге бассейна реки Буг, по которой с глубокой древности осуществлялась связь с Причерноморьем и со странами восточного Средиземноморья. Посёлок прекратил существование во второй половине II тысячелетия до н.э. Его упадок по причине неизвестного нам внутреннего кризиса характеризует и местная керамика, плохо обожжённая, одноцветная по росписи. [ Майкопский курган. ] ^
Племена, населявшие в III тысячелетии до н.э. Кавказ, тоже были осёдлыми земледельцами и скотоводами. Памятники их материальной культуры отличаются от трипольских многими особенностями. Скотоводство и мотыжное земледелие создавали большую материальную базу для общественного развития. У кавказских племён довольно быстро происходил переход от матриархального рода к отцовскому, патриархальному.
Возникновение и упрочение патриархально-родового строя повлекло за собой рост власти родовых и племенных вождей. И поскольку они заседали в племенном совете, ведали культом богов и выполняли священные жертвоприношения, на вождей начали смотреть как на носителей божественной силы.
Почитание вождя было столь велико, что для него после смерти воздвигали курган — огромное сооружение для загробной жизни. Люди думали, что вечное существование духа их вождя обеспечит благоденствие всей общине. На оформление его могилы обращали особое внимание. Примером тому может служить захоронение около города Майкопа, на Северном Кавказе, относящееся к концу III тысячелетия до н.э. Сам по себе этот курган не очень велик, высота его достигала всего 10 м. Зато под насыпью археологи обнаружили большое и сложное сооружение: разделённый на три части бревенчатый сруб, как бы дом из трёх комнат. Сверху, с потолка, сруб был перекрыт брёвнами. В самой большой комнате «погребального дома» находилось тело вождя.
Умершего вождя соплеменники снабдили пищей и лучшей одеждой. В загробный мир его сопровождало огромное количество самых разнообразных вещей: диадемы (головные уборы из золота), кольца из золотой проволоки, ожерелья из замечательных бус — золотых, серебряных, сердоликовых, а также золотые и серебряные сосуды.
Над телом вождя был, вероятно, сооружён погребальный балдахин. Ткань, к сожалению, не сохранилась. Но учёные сделали интересную попытку реконструкции этого покрывала. Предполагают, что ярко окрашенная шерстяная ткань балдахина поддерживалась четырьмя стержнями. На каждом — серебряная или золотая фигурка быка (зал 4, витрина 9). Ткань становилась ещё более красочной от многочисленных нашивных бляшек в виде колец и фигурок львов и быков (рис. 13).
Нашивные бляшки, по всей вероятности, располагались на ткани горизонтальными поясами. Фигурки животных изображались очень лаконично. Художник подчёркивал только наиболее характерное: силу и гибкость зверей. Лаконизм изображения не помешал мастеру поразительно свободно создать впечатление движения каждого животного (рис. 13, а).
Здесь мы встречаемся с правильной и строгой композицией. Ритм чётких поясов, одинаковый масштаб фигур животных с одним и тем же направлением их движения создавали величественное впечатление. Простотой форм и объёмов, ясностью пропорций и умелой передачей самого движения мастер создаёт впечатление монументальности изображений животных, несмотря на их небольшой размер.
Применение балдахина, а также украшения — фигурки быков — отражают влияние культуры древнего Востока. Наиболее близким очагом, откуда на Кавказ распространялась эта культура, была Малая Азия. Такому влиянию способствовал торговый обмен, о чём свидетельствуют найденные в Майкопском кургане бусы из сердолика, бирюзы, лазурита, горного хрусталя — все малоазийского происхождения.
Зато серебряные сосуды, найденные в том же Майкопском кургане, вероятно, являются работой местных мастеров (рис. 14). [Прим. сайта: есть, однако, и другое мнение.]
На одном из них — животные, которые трактованы в таком же монументальном стиле, как и звери на бляшках от балдахина. На другом, в отличие от первого сосуда, представлена качественно новая композиция, характерная особенность которой — введение многих подробностей (рис. 14, а).
По верхнему краю сосуда мастер изобразил ломаную, неправильную линию горных вершин, напоминающих очертания Кавказского хребта. С гор стекают реки, образующие озеро. Они помещены на тулове сосуда. И
здесь же — фигуры двух быков, лошади, барана, свиньи, козла, львов и медведя, который лакомится финиками с пальмы.
Следовательно, вместо торжественных процессий, на сосуде из Майкопа мы видим вереницу животных. Среди них преобладают домашние животные — богатство и благосостояние скотоводов и земледельцев. Горы, реки, озеро, деревья, служащие объединяющим мотивом композиции, свидетельствуют о самом важном завоевании в искусстве эпохи бронзы — появление пейзажа. В пейзаже сочетался вид сверху с видом в профиль. Реки, впадающие в озеро, изображены как бы с птичьего полёта, горы художник показал с другой точки зрения. Сочетание вида на предмет сверху с видом сбоку в дальнейшем принесёт свои плоды: появится понимание перспективы.
Хозяйственное развитие и рост политического значения вождей ускоряли распад первобытнообщинных отношений внутри племени. В Майкопском кургане этот процесс отражён не только богатством погребения самого вождя, но ещё и тем, что в том же «погребальном доме», в двух других меньших «комнатах», были похоронены люди, но без пышности. Это — простые члены племени, которых, может быть, даже умертвили, чтобы они могли сопровождать вождя в загробный мир и там служить ему так же, как и при его жизни.
Многочисленные предметы из металла в кургане говорят о том, что уже в глубокой древности на Кавказе появилась металлургия и что техника обработки меди, золота и серебра там освоена очень рано. Развитие такого производства было обусловлено обилием рудных месторождений.
Наибольший расцвет металлургии и металлообработки на Кавказе относится к началу I тысячелетия до н.э. Он хорошо прослеживается на материалах так называемых Кобанской и Колхидской культур. Бронзовые изделия Западной Грузии. ^
Племена Колхидской культуры обитали в Западной Грузии и в Абхазии. Люди в большом количестве производили здесь высококачественную бронзу. Из неё изготовляли разнообразные технически и художественно совершенные изделия: ритоны, топоры, наконечники копий и различные украшения (зал 4, витрина 9).
Техника литья из металла вообще очень сложна. Делают модель изделия из воска. Затем её облекают в глиняную форму. И в этой оболочке-форме оставляют несколько отверстий. Расплавленная в тиглях бронза вливается через отверстия в формы, из которых путём нагревания удалён воск. Когда же металл застынет, оболочку разбивают.
Стремясь подчеркнуть свойства металла после отливки изделия, мастера широко применяли проковку литых стержней. И когда мы смотрим на длинные булавки, выкованные из тонких бронзовых пружинящих спиралей, мы вправе сказать, что материал как бы диктовал свои условия мастеру, так как округляя и вытягивая спираль, художник подчинял конструкцию вещи свойствам металла. Расчеканивая поверхность изготовляемой вещи узкими продольными гранями или полируя её до зеркального блеска, художники сочетали яркие блики поверхности изделия с орнаментальным узором, который состоял из чисто геометрических фигур (спирали, зигзагообразные линии, елочка, кресты, диски) или из изобразительных элементов (рыбы, пресмыкающиеся, птицы, животные).
Таков, например, большой бронзовый ритон (обрядовый рог для питья). Простой и чёткий геометрический орнамент окантовывает верх ритона, а поверхность изделия покрыта изображениями. Следует отметить, что орнаментальный узор исполнен гравировкой, но уже не резцом, как при палеолите, а гравировальной Рис. 15. Гравированное изображение на бронзовом ритоне.Государственный Эрмитаж. Ленинград.(Открыть Рис. 15 в новом окне)
иглой (рис. 15). Эта техника придала орнаменту эффектность.
Гравировка в кавказских бронзовых изделиях занимает вообще большое место, и так же, как при палеолите, все изображения выполнены углублённой контурной линией. Очертания контура, как правило, подчи- нены очертаниям самого предмета. А силуэт заполнен то ёлочками, то точками, то спиралями. Весь этот подчёркнуто плоскостный узор с ритмической повторяемостью затейливых изгибов вносит оживление в композицию, создаёт особый художественный эффект, специфический для кавказской бронзы.
Большое умение кавказских мастеров использовать пластичность металла, овладение художественной обработкой бронзы позволяют считать, что в это время развивалось профессиональное ремесленное производство, которым были заняты специалисты — литейщики, кузнецы.
Накоплению богатства в руках власть имущих способствовало не только развитие обмена, но и войны, которые велись для захвата пастбищ с целью расширения скотоводства, а также для захвата скота и прочего имущества других племён, в том числе рабов. Об этом свидетельствуют находки оружия, изготовленного кавказскими мастерами, — боевых секир, кинжалов. Особенно изысканную форму имеют боевые топоры — длинные, узкие, изогнутые. Бронзовые изделия Кобанской культуры. ^
Своеобразной художественной обработкой характеризуются и бронзовые памятники (витрины 1-10) так называемой Кобанской культуры, обнаруженные главным образом в могильнике в Северной Осетии, близ аула Кобан.
В художественном литье кобанской бронзы большое место занимают украшения: широкие пластинчатые пояса, пряжки, фибулы (застёжки), браслеты, булавки, Рис. 16. Бронзовая пряжка.Государственный Эрмитаж. Ленинград.(Открыть Рис. 16 в новом окне)
разнообразные бляшки и привески. Этим украшениям местные мастера придавали форму фигур животных, птиц или людей.
Такова, например, пряжка в виде бегущей лошади (рис. 16). Упругое, изогнутое тело животного преувеличенно вытянуто и выдержано в одной плоскости. Изображая мчащуюся лошадь, мастер превращает её стремительный силуэт в узор: декоративность пряжки подчёркивают разнообразные треугольники, линии и полоски, нанесённые на поверхность фигуры животного.
Очень интересна и одна из бронзовых булавок, относящаяся к Кобанской культуре. Мы воспринимаем её узор как нарядную орнаментальную вязь. В основе здесь лежит сюжетное изображение: две собаки нападают на оленя. Эта группа животных предназначена для украшения предмета, и поэтому художник старался придать композиции бо́льшую декоративность: мастер наметил очертания животных силуэтом, контуры кото- Рис. 17. Бронзовая булавка.Государственный Эрмитаж. Ленинград.(Открыть Рис. 17 в новом окне)
рого плавно переходят в головку булавки (рис. 17).
Итак, в эпоху бронзы декоративное искусство уже достигает большого совершенства, которое будет сохранено и ещё более развито мастерами позднейших времён. Мегалитические постройки. ^
По мере того как люди совершенствовали свою технику, постепенно развивалось и строительное искусство. К известным уже нам строительным материалам — глине и дереву — теперь прибавился камень.
Народы Кавказа воздвигали в эпоху металла грандиозные каменные сооружения, получившие название мегалитических (буквально, большекаменных). Наиболее распространенными из этих построек являются дольмены, строившиеся из гигантских каменных плит, вес которых достигал десятков тысяч килограммов (рис. 18).
Возведение таких построек (щит 10-11) для первобытной техники — сложнейшая задача. Дольмены обычно представляли собой прямоугольное сооружение из нескольких вертикально поставленных плоских плит, горизонтально перекрытых одной, иногда двумя-тремя
глыбами. Стены и потолки дольменов иногда покрывались орнаментом — рельефным или нарисованным красками. Сами дольмены были коллективными родовыми усыпальницами.
Дольменам часто сопутствуют менгиры — огромные каменные глыбы, вертикально врытые в землю. Высота их различна — от 1 до 20 м. Менгиры располагаются параллельными рядами и образуют как бы аллею столбов. Некоторые имеют рельефные изображения.
Особый интерес представляют менгиры с рельефными изображениями рыб или такие же камни, сами имеющие грубую форму рыб. Это так называемые камни-вишапы (рис. 19), обнаруженные на Кавказе.
Но такие камни с рельефными изображениями найдены не только на территории Кавказа. Они часто Рис. 20. Менгир из Минусинской котловины.Государственный Эрмитаж. Ленинград.(Открыть Рис. 20 в новом окне)
встречаются и в так называемой Минусинской котловине (Южная Сибирь) и датируются приблизительно первым тысячелетием до н.э.
Один из гранитных менгиров, находившийся в целой аллее подобных столбов, представляет собой стелу, посредине которой изображён человек с грубо обозначенными чертами лица: нос и брови намечены в невысоком рельефе, а глаза — в виде выдолбленных углублений. На плоском туловище передан орнаментальный мотив — стилизованные рога барана, выполненные графической резьбой (рис. 20). Но как ни груб для современного восприятия этот каменный идол, он знаменует новую ступень в развитии первобытного искусства.
Божество плодородия, страж богатств человека (пастбищ, источников), получает своё выражение в больших, величественных образах, изваянных в камне. Следовательно, эти менгироподобные камни являются предшественниками мо- нументальной скульптуры и в будущем послужат формой для герм. [ Заключение. ] ^
Ранние памятники первобытного искусства, возникшего около 40-30 тысяч лет до н.э., свидетельствуют о своём сугубо практическом назначении. Создавая изображения животных, человек ставил себе цель — сделать успешными поиски пищи.
Но несмотря на то, что изображения служили средством магического воздействия, рисуя животных, человек познает главный объект своей трудовой деятельности. Смысл этого занятия диктуется настоятельной) потребностью осознать окружающий мир.
Эта древнейшая, ещё не расчленённая форма познания более всего близка к той, которую мы называем художественным творчеством: эмоциональное познание.
Изобразительными средствами служили природные минеральные краски, а первоначальная техника рисунка, и пластики — контурное изображение. Потом появляется штриховка. Внутреннее поле заливается краской, и приемы изобразительного искусства обогащаются моделировкой. В эпоху позднего палеолита встречаются, хотя и редко, многофигурные композиции, сцены охоты.
Все эти разного рода изображения — начало графики, живописи, пластики — в эпоху неолита получили своё окончательное оформление: основной чертой стиля, стала схематизация образа. Композиция и ритм окончательно складываются в групповых сценах как элемент художественной формы.
В эпоху палеолита главный объект изображений как в живописи, так и в пластике — животные, причём преимущественно такие породы, которые служили предметом добычи. В искусстве неолита, а тем более бронзового века, изображения человека занимают всё большее место: первобытный идол постепенно превратился в человеческий образ.
В эпоху позднего палеолита зарождаются элементы будущего прикладного искусства, которое при неолите и в бронзовый период было одной из основных и ведущих форм художественного творчества. Но введение орнаментальных узоров в предметы прикладного искусства преследовало не столько декоративную цель, сколько было обусловлено важными культово-магическими потребностями, служило средством воздействия древнего человека на солнце, воду, землю и зверей — на всё то, что он обожествлял. С другой стороны, эти примитивные представления людей, которые они использовали в прикладном искусстве, дают возможность проследить зарождение мифологического мышления.
На самой заре человеческой культуры можно отметить наличие сооружений, первоначальной целью которых был утилитарный характер. В эпоху неолита и бронзы начинается художественное оформление жилищ, что постепенно поднимало строительное дело до уровня искусства. А выработанные строительные конструкции и приёмы явятся исходными для дальнейшего архитектурного творчества разных народов.
Именно в процессе труда, в первую очередь при изготовлении орудий трудовой деятельности, человек не только познавал свойства предметов и явлений, не только осваивал их форму, цвет и т.д., но научился искусственно воспроизводить нужные ему формы по заранее выработанному в его воображении плану. А отсюда дальнейший шаг — от простого восприятия явлений природы к их творческому преломлению в образах и к воспроизведению этих образов в материальной, всеми ощутимой форме: в рисунке, красочном пятне или в пластическом искусстве.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к содержанию