главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Б.Б. Овчинникова. Тюркские древности Саяно-Алтая в VI-X веках. Свердловск: УрГУ. 1990. Б.Б. Овчинникова

Тюркские древности Саяно-Алтая в VI-X веках.

// Свердловск: УрГУ. 1990. 223 с. ISBN 5-7525-0086-9

 

Оглавление

 

Предисловие.3

Введение. (Рис. 1-3)6

 

Детали одежды. (Рис. 4-5)19

Наборный пояс. (Рис. 6-8)23

Украшения. (Рис. 9-11)44

Многофункциональные орудия, предметы быта и обихода.54

Вооружение. (Рис. 12-15)65

Сбруя верхового коня. (Рис. 16)86

 

Заключение.129

Литература.140

Список сокращений.149

 

Приложение 1. (Табл. 1-22)150-182

Приложение 2. (Рис. 17-53)183-221

 

 


 

Предисловие.   ^

 

Древние племена Сибири и Центральной Азии на протяжении многих тысячелетий не только прошли длительный, насыщенный историческими событиями путь, создали значительные культурные ценности, но и оказали большое влияние на судьбы соседних регионов. Это определило большой интерес исследователей к истории Сибири в течение ряда столетий. Изучение восточных районов нашей страны, начавшееся ещё при Петре I, активизировалось после Октябрьской революции, что выразилось в небывалом расширении диапазона исследований.

 

В настоящее время широта изучения районов Сибири и Центральной Азии обусловлена развёртыванием здесь социалистического строительства и прогрессирующим освоением природных ресурсов. Проведённые в последние годы в зонах новостроек Сибири археологические исследования требуют своевременного осмысления новых материалов и введения их в научный и культурный оборот. В результате целенаправленного изучения удалось выявить новые комплексы памятников, что даёт возможность проведения разностороннего аналитического исследования материальной культуры древних обитателей этого региона.

 

Среди племён, населявших северные окраины Центральной Азии, ведущее место в эпоху сложения здесь государств принадлежало тюркам-тугю (тукюе), создателям могущественного объединения — Тюркского каганата.

 

По письменным источникам известно, что термин «тюрк» первоначально, в V-VI вв. был самоназванием южных алтайцев (Кызласов Л.Р., 1979, с. 142), он встречается в китайских хрониках VI в., а позже — в орхонских надписях VIII в. Этноним «тугю» известен как китайская транскрипция слова «тюрк» (Бичурин, 1950; Liu Mau-Tsai, 1958; Кюнер, 1961). Как и другие общности, тюрки-тугю состояли из смешения разных родов, возглавляемых родом Ашина

(3/4)

(Бичурин, с. 221). Известия о них содержатся также в сведениях о посольствах древних тюрков в соседние государства, связанных с их активным участием в торговле (Бичурин, с. 240; Ecsedy, 1968, р. 131-133).

 

Географическое положение нового объединения — на перепутье между дальневосточным и средиземноморским регионами — действительно, обусловило посредничество тюрков в торговле шёлком с древнейших времён, что способствовало включению его в систему политических и экономических отношений таких крупнейших государств того времени, как Византия, Сасанидский Иран, Индия и Китай (Кляшторный, 1964, с. 21). Известно, что тюркская государственность непосредственно включала в себя элементы культуры этих великих цивилизаций. Тюрки развивают свою поистине специфическую культуру с характерной устойчивостью общих черт на довольно широких пространствах у разных этнических групп тюркской языковой семьи, что наиболее наглядно проявляется в остатках материальной культуры.

 

Древности саяно-алтайских тюрков служат основным источником по изучению древних племён Южной Сибири и Центральной Азии, свидетельством исторической связи традиционной культуры и быта современных народов с культурой и бытом племён, обитавших здесь с первых веков нашей эры. Особого могущества достигли тюркоязычные племена, заселявшие эту обширную территорию в VI-X вв. в период сложения здесь новой цивилизации. Основную часть территории составили северные районы Центральной Азии, включающие Горный Алтай, Туву, Хакасско-Минусинскую котловину и Северную Монголию.

 

Объектом нашего изучения явились материалы, полученные из раскопок памятников именно этих регионов, причем из погребений, совершенных по обряду захоронения человека с конём (двумя-тремя) либо бараном, и курганов-кенотафов. Всего учтено более трёх тысяч предметов из 192 погребений человека с конём VI-X вв. с 51 памятника Саяно-Алтая *. [сноска: * На основании выявленных погребений автором составлена карта их распространения с указателем и краткой аннотацией (см. рис. 2 ниже).]

(4/5)

 

В процессе работы привлечены по возможности все доступные материалы как дореволюционных исследований, так и советского периода. Изучены археологические коллекции памятников рассматриваемого периода, а также архивные материалы, хранящиеся в фондах Государственного Исторического музея, Государственного Эрмитажа, местных музеев Тувы, Хакасии, Горного Алтая, Красноярского края, архивов кафедр и археологических лабораторий Московского, Уральского, Томского университетов и архивов Института археологии АН СССР и его Ленинградского отделения. И тем не менее автор не претендует на исчерпывающую характеристику всех известных на сегодняшний день древностей этого периода. Выбор определялся целью выделения основных категорий вещей, характеризующих материальную культуру древних тюрков-тугю Саяно-Алтайского нагорья в VI-X вв.

 

Основной базой явились материалы из раскопок В.В. Радлова, С.И. Руденко, С.А. Теплоухова, В.П. Левашевой, Л.А. Евтюховой, С.В. Киселёва, А.Д. Грача, А.А. Гавриловой, С.И. Вайнштейна, Л.Р. Кызласова, Ю.И. Трифонова, Б.Б. Овчинниковой, Д.Г. Савинова, Г.В. Длужневской, В.А. Могильникова, В.Д. Кубарева и др.

 

Данная монография во многом бы проиграла без материалов, полученных в 1965-1981 гг. Саяно-Тувинской археологической экспедицией ЛОИА АН СССР, в составе которой работал Свердловский отряд Уральского университета. Всем сотрудникам этого отряда, а также А.М. Мандельштаму и Э.У. Стамбульник автор приносит свою благодарность.

 

Хочется выразить особую признательность Г.В. Длужневской и Ю.И. Трифонову за оказанную помощь, за любезно предоставленную возможность ознакомиться с неопубликованными материалами и разрешение частично опубликовать их. Большая профессиональная помощь и внимание в ходе работы оказаны Л.Р. Кызласовым, ценные замечания и предложения были высказаны Б.И. Маршаком, М.А. Дэвлет, В.В. Генингом.

 

Рисунки к работе выполнены студентками Свердловского архитектурного института Н. Верхоланцевой и Е. Мошкиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки