главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

В.И. Молодин, Г. Парцингер, Д. Цэвээндорж. Замёрзшие погребальные комплексы пазырыкской культуры на южных склонах Сайлюгема (Монгольский Алтай). М.: «Триумф принт». 2012. В.И. Молодин, Г. Парцингер, Д. Цэвээндорж

Замёрзшие погребальные комплексы
пазырыкской культуры
на южных склонах Сайлюгема (Монгольский Алтай).

// М.: «Триумф принт». 2012. 566 с. ISBN 978-905055-02-7

 

Приложение XI.

 

Н.В. Полосьмак, Д.В. Поздняков

Институт археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск)

 

Мужской костюм из кургана Олон-Курин-Гол-10.

 

В не потревоженном «замёрзшем» погребении, каким оказалось захоронение мужчины в кургане могильника Олон-Курин-Гол-10, можно увидеть не только, как выглядел человек в костюме давно ушедшей эпохи, но и проследить, как одевались и как носились все составляющие этот костюм предметы одежды.

 

На мужчине надет комплект одежды, который можно назвать типичным пазырыкским костюмом. Комплект состоит из меховой шубы, шерстяных штанов, войлочных чулок, войлочного колпака с деревянными фигурками животных, закрытого войлочного горита с набором стрелкового оружия.

 

На сегодняшний день известно два мужских костюма из рядовых пазырыкских погребений (могильник Верх-Кальджин-II, курганы 1, 3) [1] и один — из погребения знатного мужчины (Ак-Алаха 1, курган 1) с плато Укок. [2] Есть материалы по костюму пазырыкских вождей из Пазырыкских и Катандинского курганов. Рассматриваемый комплект одежды, таким образом, является третьим, принадлежащим рядовому пазырыкцу, и первым, найденным за пределами Горного Алтая (рис. 1).

 

При всей бросающейся в глаза «типичности» этого нового костюма, он сугубо индивидуален, как каждая вещь, созданная ручным трудом. Кроме того, не надо забывать, что предметы одежды шили конкретному человеку. Значит, учитывались не только его рост (другие данные были практически не важны, поскольку все предметы одежды были свободного кроя, то, что сейчас называют free size), но и его личные качества. Ведь одежда во все времена, с одной стороны, обезличивала человека, манифестируя его принадлежность к определённой общности, с другой стороны — выделяла его внутри этой общности.

 

Вот и у этого нового костюма есть ряд важных и интересных особенностей, рассказывающих о совершенно конкретном человеке — мужчине X, примерно сорока лет, русоволосом, с сохранившейся довольно пышной шевелюрой, подстриженной на уровне мочек ушей, с татуировкой на груди (несколько геометрических линий — всё, что сохранилось), уважаемом воине-всаднике.

 

На мужчине были надеты штаны из грубой неокрашенной (отмечены только незначительные следы марены) шерстяной ткани. Это самые короткие из известных нам пазырыкских штанов. Учитывая, как они носились пазырыкцами, можно сказать, что этой длины было достаточно для того, чтобы штаны могли быть заправлены в длинные войлочные сапоги-чулки. Именно так, в длинных белых, с пришитыми на подошву вырезанными из красной шерстяной ткани следами, чулках с заправленными в них штанами он и был найден в погребении. Такой способ ношения штанов, вероятно, изображён на фигурах саков в Персеполе (восточная стена ападаны). Сходство усиливается тем, что саки несут в качестве дара такие же, как у пазырыкцев, сапоги-чулки.

(524/525)

 

В отличие от всех известных пазырыкских штанов, эти не имели следов носки. На них нет ни заплат, ни штопки. Складывается впечатление, что они были новыми. Это вполне возможно. Но не потому, что у пазырыкцев существовала традиция изготовления новой одежды для перехода в «иной» мир. Такой традиции в этой культуре не было, что убедительно доказывают все остальные известные комплекты одежды, обнаруженные в погребениях Укока, со следами штопки и заплатами. Причина в другом — шерстяные штаны были необходимой частью погребального костюма пазырыкских всадников. Это — дань традиции, которая сложилась далеко от Алтайских гор — на восточных окраинах Ахеменидской империи, в тех местах, откуда они пришли на Алтай. А шерстяные штаны, которые были у мужчины, к моменту смерти могли прийти в состояние полной негодности. Поэтому и потребовалось быстро сшить новые.

 

В течение дня (именно столько времени понадобилось мастерице для того, чтобы соткать кусок ткани, из которого были сшиты эти штаны) была изготовлена грубая шерстяная ткань полотняного переплетения. Все известные до сих пор пазырыкские штаны сшиты из более сложной для изготовления ткани саржевого переплетения, окрашенной в красный цвет уникальным набором красящих веществ (мареновыми красителями, кермесовой и карминовой кислотами). Известный и всесторонне изученный пазырыкский текстиль является уникальным артефактом высокой культуры крашения природными органическими красителями. Его главная особенность заключается в том, что он окрашен красителями, которые отсутствуют в природных источниках этого региона. Это заплатанная и заштопанная одежда — память о родине, часть костюма пазырыкцев, которая была изготовлена ещё до их прихода на Алтай.

 

Вряд ли шерстяные штаны оставались повседневной одеждой пазырыкцев на Алтае. Каждый день они могли носить кожаные штаны, более пригодные для жизни в горах, как это было у многих скотоводов-кочевников, проводивших много времени в седле. А штаны из шерстяной ткани оставались парадной и погребальной одеждой.

 

Вероятно, мастерица, ограниченная количеством ткани, как смогла, воспроизвела обычный для пазырыкских штанов крой — очень простой и один из самых распространённых в древних и традиционных культурах. Штаны оказались короче уже известных, как в длину, так и в верхней части (от пояса до мотни). Кроме того, штанины не были заужены к низу, как это было принято, судя по другим экземплярам.

 

При этом особенности фасона (кроя) не были нарушены. Все пропорции соблюдены. Кажущаяся короткой (9 см) верхняя часть штанов не намного короче, чем у других экземпляров. Так у штанов погребённого в кургане 1 могильника Верх-Кальджина II мужчины она 12 см, а в кургане 3 — 13 см. На теле мужчины штаны были обнаружены с верхним краем, отогнутым наружу, т.е., надо полагать, они были подвязаны ниже талии, возможно, кожаным шнурком, который не сохранился.

 

Что нового может рассказать эта находка? Во-первых, эти штаны, вероятно, пока единственная вещь, среди обнаруженных в пазырыкских могилах, сшитая из ткани, изготовленной в горах Алтая. То, что штаны не окрашены в красный цвет, как это полагалось у пазырыкцев, может подтвердить нашу точку зрения о том, что они не владели искусством крашения и не знали как использовать местные

(525/526)

красильные растения. [3]

 

Данное погребение ещё раз подтвердило, что в костюм пазырыкца не входила рубаха. Шуба надевалась на голое тело. Она являлась повседневной одеждой. Предназначенной для круглогодичной носки.

 

Шуба, обнаруженная на теле мужчины из могильника Олон-Курин-Гол-10 — наиболее хорошо сохранившиеся изделие. Кроме неё отреставрированы ещё две шубы из рядовых погребений пазырыкцев Укока (могильника Верх-Кальджин II, курганы 1 и 3 ), известна детская шуба из могильника Уландрык 1, курган 2, реконструированы две шубы из Второго Пазырыкского кургана. Фасон новой шубы повторяет уже известный по находке в кургане 3 могильника Верх-Кальджин 2 шубы «с хвостом». Для изготовления шубы использовался типичный для пазырыкцев набор меха — соболь, белка, домашняя грубошёрстная овца, конский волос. Шуба — одна из наиболее важных частей в системе жизнеобеспечения пазырыкцев. Как верхняя одежда она «отвечала» за саму жизнь человека.

 

Уже приходилось писать о том, что в пазырыкских могилах мы находим главным образом вещи, с которыми пришло на Алтая [Алтай] новое население и которые не имеют отношения к местной культуре. Эти вещи послужили одному-двум поколениям и ушли с ними в иной мир. Казалось бы, шуба изготовлена из меха животных (диких и домашних), обитавших на Алтае или входивших, как овцы и кони, в стада пазырыкцев. Но это не доказывает того, что шубы были изготовлены непосредственно на Алтае или на западе Монголии. Дело в том, что при отделке шуб, мех окрашивался редкими красными и синим красителями животного и растительного происхождения, которые происходят с территорий далёких от Алтая. А ареал обитания всех указанных животных, чей мех использовался для пошива шубы, гораздо шире, чем территория Горного Алтая и Монголии. Поэтому мы бы не стали категорически настаивать на местном (алтайско-монгольском) производстве тех шуб, которые стали известны нам благодаря открытию «замёрзших» могил.

 

Что касается фасона — то шуба с «хвостом» — это удачно найденное решение. У пазырыкцев такие шубы обнаружены не только в рядовых, но и в «царских» курганах. Нигде более такие шубы не встречены. Хвостатые одежды охотников и воинов можно увидеть на петроглифах Центральной Азии. Например, в хвостатой одежде изображены лучники в местонахождении Койбагара в Казахстане. Но насколько сопоставимы рисунки на скалах и реальные образцы одежды трудно сказать. Возможно, художник хотел показать что-то совсем другое, не похожее на «хвост» пазырыкских шуб.

 

Особенностью шубы из кургана могильника Олон-Курин-Гол являются пока не встреченные в рядовых погребениях наличие воротника и использование меха соболя не только для отделки, но и для покрытия верхней части шубы. [4] Кроме того наконец, обнаружена неплохо сохранившаяся аппликация из меха жеребёнка, следы которой находили на шубах из Верх-Кальджина, но разрушения не позволяли её воссоздать.

 

Колпак, обнаруженный на голове погребённого — очень не глубокий, он может прикрыть только макушку. Может показаться, что он тоже сделан специально для погребения, как и штаны, но традиционные культуры знают и более неудобные на вид головные уборы, которые носятся повседневно. Колпак-шлем обычной для

(526/527)

пазырыкцев формы, с деревянным навершием в виде головы птицы. Он сшит из двух одинаково вырезанных частей войлока и украшен типичным для культуры набором деревянных фигурок животных — олень и две лошадки, покрытые золотой фольгой.

 

Ещё одна важная часть снаряжения пазырыкского всадника, ставящая, на наш взгляд, точку в вопросе происхождения пазырыкского костюма, это горит — войлочное налучье и колчан (подробно о пазырыкском горите см. [5]), объединённые в одном изделии. Налучье и колчан были прикрыты сверху съёмным войлочным двухцветным (красно-белым) чехлом с пришитыми гроздьями кисточек на витых шерстяных шнурах. Этот тип закрытого горита известен по изображениям ассирийцев, персов, саков, согдийцев и скифов и является продолжением древнеиранской традиции в культуре пазырыкцев.

 

Костюм пазырыкца не имеет отношения к Алтаю. Ближайшие аналогии ему среди таких же реальных вещей находятся в Синьцзяне — это шерстяные штаны, войлочная обувь, колпаки (Например, на таких памятниках, как Субаши и Шампула). Но это сходство далеко не полное. Среди материалов из памятников Синьцзяна нет ничего похожего на пазырыкские шубы, а колпаки, даже похожие внешне, не имеют деревянных украшений. Пазырыкский костюм, как и костюм жителей оазисов Синьцзяна в IV-II вв. до н.э. — это перенесённый на местную почву иранский костюм. Новое «замёрзшее» погребение, открытое в Монголии, вновь подтверждает пришлый характер пазырыкской культуры в Алтайских горах и её иранские корни.

(527/528)

 

 

Рис. 1. Реконструкция костюма и снаряжения коня по материалам кургана № 1 могильника Олон-Курин-Гол-10.

(Открыть илл. в новом окне)

 


 

[1] Molodin 1996; Молодин 2000.

[2] Полосьмак 2001.

[3] Полосьмак и др. 2006.

[4] Молодин и др. 2009.

[5] Поздняков, Полосьмак 2000, 75-81.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги