главная страница / библиотека / обновления библиотеки
С.С. МиняевК хронологии сюннуских памятников Забайкалья.// Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. Л.: 1975. С. 47-48.
1. Археологические памятники сюнну (хунну) принято датировать концом III-I вв.до н.э. — временем господства сюнну в центральноазиатских степях. Эту дату, которая основывается, в первую очередь, на сведениях письменных источников, распространяют и на сюннуские памятники Забайкалья и Северной Монголии. Между тем, письменные источники дают возможность более точно определить время появления сюнну в указанных регионах.
2. Связано это со следующими событиями. В 140 г.до н.э. на ханьский престол вступил император У-ди, начавший решительную борьбу с сюнну. Военные действия протекали с переменным успехом, но в 123-119 гг. до н.э. в результате удачных походов Вэй Цина и Хо Цюй-бина сюнну потеряли Ордос. Чтобы оградить себя от нападений ханьских войск, по совету перебежчика Чжао Синя, сюнну отошли «далее на север через пустыню» и «южнее пустыни уже не было ставок их правителей». В 112 г.до н.э. ханьские войска, дойдя до местности Фуцзюйцзин (верховья р. Орхон), вернулись обратно, «не встретив из сюнну ни одного человека».
Таким образом, первое появление сюнну к «северу от пустыни» (т.е. в Забайкалье и Северной Монголии) относится, по сведениям письменных источников, к 123-119 гг.до н.э. и связано с потерей исконных сюннуских земель в Ордосе. В письменных источниках нет сведений о пребывании сюнну в указанных регионах ранее 123 г.до н.э.
3. Датирующий материал из сюннуских памятников Забайкалья и Северной Монголии подтверждает данные письменных источников. Наиболее точную дату дают монеты «у-шу», найденные в погребениях Иволгинского и Дырестуйского могильников, а также на поселении у с. Дурёны. Хотя период отливки этих монет был довольно длительным (118 г. до н.э. — 581 г. н.э.), тем не менее время первого выпуска монет «у-шу» (118 г. до н.э.) определяет terminus post quem для погребений, где найдены такие монеты. Поскольку погребения с монетами не отличаются по обряду и инвентарю от остальных погребений названных выше могильников, представляется возможным определить 118 г. до н.э. как terminus post quem для Иволгинского и Дырестуйского могильников в целом.
4. Менее точным, но достаточно надёжным датирующим материалом являются обломки бронзовых зеркал, найденные почти во всех сюннуских памятниках. Эти обломки зеркал позволяют определить terminus post quem для могильника в Ильмовой пади — I в. до н.э., для могильников Эдуй, Бурдун, Черемуховая падь, Ноин-Ула (курган 25) — I в.н.э. Курган 6 в Ноин-Уле датирован А.Н. Бернштамом 13 г. н.э. Обломок зеркала I в.н.э. найден на поселении у с. Дурёны. Зеркала, датируемые более ранним временем (конец III-II вв. до н.э.) известны только на Иволгинском городище. Кроме того, могильник этого городища, как сказано выше, можно датировать не ранее 118 г. до н.э. Поэтому в целом Иволгинский комплекс следует датировать не ранее конца II в. до н.э.
5. Таким образом, совокупность сведений письменных источников и археологического материала показывает, что сюннуские памятники Забайкалья и Северной Монголии могут быть датированы временем не ранее 123 г. до н.э. Для большинства памятников наиболее вероятной ранней датой представляется I в. до н.э.
наверх |