главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Е.А. Миклашевич, Л.Л. БовеГравировки на скалах Хакасии:
|
|
|
Рис. 1. 1 — Сульфатные Горы. Выявление гравировок окуневской культуры с помощью искусственного бокового освещения при ночной съёмке; 2 — Мёртвый Лог. Прорисовка «долгополых фигур» (таштыкская культура?) по увеличенной фотографии.(Открыть Рис. 1 в новом окне) |
Рис. 2. Мёртвый Лог. Гравировки окуневской культуры на труднодоступной плоскости. 1 — применение прямоугольника для корректировки искажений, возникающих при съёмке под углом; 2 — прорисовка плоскости, полученная по описанной в статье методике.(Открыть Рис. 2 в новом окне) |
плоскости, чтобы была видна каждая фигура; как получить адекватную прорисовку тонких рисунков, если даже самый тонкий фломастер даёт на целлофане линию более толстую, чем иные из резных линий древнего художника; как разобраться в хитросплетениях линий в случае палимпсестов и выделить фигуры из многослойных композиций.
Успешное решение поставленных задач связано в первую очередь с применением фотосъёмки и предполагает следующие условия: 1) правильное освещение плоскости, позволяющее наилучшим образом выявить рельеф; 2) качественная фотоаппаратура, позволяющая зафиксировать резко и контрастно все особенности скальной поверхности равномерно по всему кадру; 3) возможность сильного увеличения полученного изображения.
Правильное освещение плоскости означает боковой свет, при котором только и «проявляются» резные линии. Он может быть естественным солнечным в определённое для каждой плоскости время суток или же искусственно созданным: а) путём ночной съёмки с постоянным источником света (рис. 1, 1); б) при помощи выносной аккумуляторной вспышки, синхронизированной с затвором фотокамеры. Методика фотосъёмки наскальных рисунков с помощью выносной вспышки и возможности её применения описаны А.К. Солодейниковым (2013. С. 77-80), и мы, пользуясь случаем, выражаем ему благодарность за практические советы по её применению в нашей работе на памятниках Хакасии.
Качественная фотоаппаратура означает профессиональные или полупрофессиональные зеркальные цифровые камеры с матрицей 15×23, а ещё лучше 24×36 мм. Наилучшие результаты дало использование полноматричной Nikon D800E с функцией шумоподавления.
Возможность сильного увеличения достигается следующим образом. Съёмка плоскости осуществляется последовательно небольшими фрагментами в ортогональной проекции с минимально возможной дистанции. На этапе камеральной обработки эти фрагменты (кадры) монтируются в программе Photoshop в единое изображение, имеющее высокое разрешение и линейные измерения, превосходящие реальные размеры плоскости в несколько раз. Тем самым получаются цифровые отображения плоскостей, которые при сильном увеличении на экране монитора позволяют рассматривать даже едва заметные линии, мельчайшие детали рисунков, технологические нюансы, что не всегда возможно увидеть на оригинальной скальной поверхности.
Далее в графическом редакторе проводится дальнейшая обработка изображения, например, повышается его контрастность и т.п. Линии рисунков прослеживаются и прорисовываются поверх фотографии отдельным слоем. Отметим, что при сильном увеличении невозможно видеть на экране фигуры целиком и поэтому приходится прорисовывать резные линии «механически». Что из них получается, можно понять, лишь уменьшив всё изображение (рис. 1, 2). В результате «следования» по линиям создаётся графическое воспроизведение плоскости — прорисовка, на которой показаны не только гравировки, но и особенности скального субстрата. Цифровая форма прорисовок на основе фотоизображения имеет огромные преимущества перед традиционной: возможности масштабирования, разделения на слои, адекватной передачи толщины линий и особенно мелких деталей, возможность проверки точности прорисовки и её коррекции и т.д. К сожалению, печатные варианты и фотомонтажа, и прорисовок дают лишь некоторое представление о качестве получаемой документации; для исследовательской работы главное значение имеют электронные версии.
Выявление почти исчезнувших линий — это лишь одна из актуальных задач. Иногда не меньшие трудности связаны с документированием и глубоких гравировок. Как быть, например, если нет возможности снять изображения в ортогональной проекции? Некоторые плоскости находятся высоко на обрывах, либо на горизонтальных поверхностях, либо наклонены под отрицательным углом близко к земле, или же не имеют достаточно широкой площадки перед ними. В этих случаях невозможно снять плоскость целиком иначе как под большим углом, а часто под углом приходится осуществлять и съёмку отдельных фрагментов. Между тем даже небольшое отклонение от ортогональной проекции при съёмке даёт существенное искажение рисунка. Фрагменты плоскости, снятые под разными углами, практически невозможно смонтировать в приемлемое для прорисовывания изображение.
В подобных случаях помогает использование фотокамеры с поворотным экраном. Фотограф смотрит не в видоискатель, держа камеру под углом к плоскости, а относит камеру на вытянутых руках так, чтобы она была ориентирована параллельно плоскости, и определяет границы кадра на поворачиваемом под нужным углом экране.
В более сложных случаях с плоскости делается контактная копия — достаточно обобщённо прорисовать контуры фигур и границы изобразительной поверхности на прозрачный материал либо сделать лёгкую натирку на папиросную бумагу так, чтобы проявились
хотя бы основные ориентиры. Копия затем сканируется частями и монтируется в единое цифровое изображение, которое даёт отображение основных линий без проекционных искажений. Далее на эту основу можно монтировать фотографии отдельных фрагментов плоскости. Снятые под углом, они, конечно, будут давать сильные искажения, но их можно корректировать с помощью специальных функций программы, «подгоняя» изображение по отсканированной контактной копии. После корректировки всех фрагментов получаем цифровое фотоотображение плоскости, по которому осуществляем прорисовку описанным выше способом.
Другой приём заключается в том, что на плоскости закрепляется прямоугольник или квадрат с разметкой (рис. 2, 1), затем она фотографируется целиком или фрагментами. На получившихся фотографиях этот прямоугольник ясно покажет, насколько сильные искажения возникают при съёмке под углом. При последующей цифровой обработке фотографии «выравниваются» до тех пор, пока искажённый прямоугольник не приобретет правильную форму и пропорции. Соответственно вместе с ним будут скорректированы и проекционные искажения всей плоскости. Если эта операция была проделана с единым кадром всей плоскости, который не будет достаточно чётким для выявления деталей, то далее на полученной основе монтируются кадры отдельных участков с корректировкой искажений каждого из них. После этого можно работать с полученным изображением по описанной выше схеме (рис. 2, 2). Разумеется, наилучшее решение даст сочетание всех перечисленных приёмов.
С помощью описанных технологий документирования нами были выявлены и зафиксированы гравированные изображения разных эпох на таких памятниках, как Сулек I-VII, Печищенская писаница, Сульфатные горы, Мёртвый Лог, Изырых-Тас, Нижняя Тёя, Пора-Тигей, которые существенно обогатили источниковую базу наскального искусства Хакасии.
Список литературы. ^