главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Скифы. Хазары. Славяне. Древняя Русь. Международная научная конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения профессора Михаила Илларионовича Артамонова. Санкт-Петербург, 9-12 декабря 1998 г. Тезисы докладов. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1998. И.Н. Медведская

О скифском вторжении в Палестину.

// Скифы. Хазары. Славяне. Древняя Русь. Международная научная конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения проф. М.И. Артамонова. ТД. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1998. С. 41-43.

 

Роль скифов в политической жизни Древнего Востока и их военная мощь была преувеличена Геродотом, а роль киммерийцев значительно преуменьшена. Древневосточные же источники, хотя и не отражают значительной роли евразийских кочевников в политической жизни региона, всё же время от времени отмечают лидирующую роль киммерийцев. Об этом же, очевидно, свидетельствует сохранение в аккадском языке, уже после ухода с исторической арены киммерийцев и скифов, этнонима гимиррайя, который становится передачей нового этнонима саки. Библия, очевидно, тоже отразила память о лидерстве киммерийцев, назвав Гомера отцом Аскеназ (Бытие 10: 3; 1 Парал. 1: 6).

 

После первоначальных воинственных акций киммерийцы приспособились к жизни среди ведущих государств региона. Их начинают

(41/42)

использовать в качестве наёмников или союзников. Так было в Ассирии и Финикии (Тире), где засвидетельствован наём киммерийцев в воинские подразделения. Так было в Урарту и во Фригии, где киммерийцы в качестве союзников принимают участие в военных операциях. В Иране в 670-е гг. киммерийцы вместе со скифами становятся союзниками Манны и Мидии в их сопротивлении Ассирии. Антиассирийские действия кочевников здесь заключались в грабеже ассирийских отрядов, посылаемых за сбором дани, а в ходе мидийского восстания конца 670-х гг. киммерийцы участвовали в осаде ассирийских крепостей (участие скифов в восстании не засвидетельствовано).

 

В свете этого представляется маловероятным вторжение самостоятельно действующих скифских отрядов в Палестину, о чём сообщает Геродот (I, 105), тем более, что это был район стратегических интересов Египта, Ассирии и Вавилона. В рассказе Геродота реальные события древности были им неверно истолкованы. Геродот был в Египте и, вероятно, в Финикии, и конкретные сведения, особенно об Египте, у него имелись. Два события, описанные Геродотом, — нахождение египетского фараона Псамметиха за пределами Египта в Палестине и осквернение храма Афродиты Урании — указывают на царствование иудейского царя Иосии (639-609). Именно тогда началось активное проникновение Египта в Палестину, которое закончилось недолгим её завоеванием уже фараоном Нехо в 609 г. до н.э. Так что у Геродота верно обозначено местонахождение Псамметиха за пределами Египта, на территории Палестины — южной части сирийской сатрапии при Геродоте. Но форма встречи Псамметиха со скифами — принесение даров и просьба не идти дальше — фольклорная. С одной стороны, на Древнем Востоке не существовало такой практики, а с другой, Египет был ещё в состоянии справиться со скифами, если таковые были бы на его пути. Царствование Иосии отличалось от всех других беспрецедентной по масштабам религиозной реформой, проводившейся в 620-е гг. Иосия пытался уничтожить идолопоклонство, особенно расцветшее при его деде Манассии (698-642). В ходе борьбы с идолопоклонством в Иудее уничтожались капища, священные рощи, жертвенники Ваалу и храмы Астарты (4 кн. Царств 23: 4-15; 2 Парал. 34: 3-5). Уничтожались идолы и на территории бывшего Израильского царства, находившегося формально ещё под властью Ассирии (4 кн. Царств 23: 19-20; 2 Парал. 34: 6-7), истинная вера насаждалась и в филистимской земле, в частности, в Газе и в Аскалоне (Софония 2: 4-7). Размах этой борьбы не мог не оставить следов и памяти, хотя имя её вдохновителя ко времени Геродота было забыто. Эта варварская, с точки зрения эллина, акция и была приписана Геродотом варварам-скифам.

(42/43)

 

Библия не называет скифов среди врагов Иудейского царства, напротив, она упоминает их как нечто отдалённое от него. Пророчества Иеремии и Софонии об «угрозе с севера» не могут служить независимым доказательством скифского вторжения в Палестину в силу своей неопределённости. Лишь анализ геополитической ситуации в регионе позволяет предполагать, кто в данный момент мог быть зашифрован пророками под «угрозой с севера». В 620-е гг. такой опасностью могла стать Мидия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки