главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
|
|
Рис. 2.(Открыть Рис. 2 в новом окне) |
Рис. 3.(Открыть Рис. 3 в новом окне) |
железа. Из этого следует, что либо к бляхам были прибиты куски бронзы и железа, либо, вероятнее, сами бляхи были набиты на предмет, сделанный, по крайней мере, из двух материалов: из бронзы и из железа. Предмет этот был небольшой толщины. Это видно из того, что относительно короткие гвозди были пропущены сквозь него и концы их расклёпаны на противоположной стороне его. Сделан он был, видимо, из небольших пластинок, поскольку в двух-трёх случаях патина передавала очертание узкой прямоугольной стороны таких пластинок.
Подобные пластинчатые железо-бронзово-кожаные предметы типичны для Прикубанья. Это — чешуйчатые панцыри, состоящие в основном из железных пластин, свободно нашитых на кожаную основу. В общую железную соеду местами вкраплены декоративные участки бронзовых чешуек 1. [4] Части как раз такого панцыря находились и при костяке Зубова Хутора 2. [5]
Одной половиной наши бляхи приклёпаны к декоративным бронзовым участкам панцыря. Вторая была соединена с железной массой пластин только двумя гвоздями. Прямых указаний на то, что эта половина полностью приходилась над железной частью, нет. На этой половине обнаруживается любопытный перерыв в размещении гвоздей по борту. На каждой бляхе систематически не использованы места, по крайней мере, для одного или двух гвоздей. Четверть каждой бляхи, тем самым, не была плотно соединена с основой. Раз это наблюдается на обоих экземплярах, ясно, что такая особенность была обусловлена характером самого панцыря.
Бляхи были расположены на нём симметрии но по сторонам груди на участках сосредоточении бронзовых чешуек. Указанием на это может служить то, что они, отпав от панцыря, оказались в кургане по сторонам костяка. На симметричное размещение блях именно на груди указывает и перерыв в прикреплении борта гвоздями. Дело в том. что грудная часть панцыря немного сжимается от движения рукой, при этом чешуйки, свободно подвешенные на тонких ремешках, находят одна на другую. Чтоб не нарушать возможности движения их, бляхи не должны быть прибиты в этих местах наглухо. Свободная четверть наших экземпляров и могла быть специально рассчитана на эластичное сжатие чешуек под бляхами.
Зубовские бляхи, прибитые непосредственно к панцырю, нельзя смешивать с обычными в римской практике фаларами, носившимися на узких съёмных ремнях 1. [6] У сармата Зубова кургана они имели значение, можно сказать, главенствующей, магической части его защитного вооружения. Они не принадлежат к числу имитаций римского обычая. В этом их особая историческая ценность. Корни наших блях уходят в родную сарматскую, прикавказскую старину. На это указывает, в частности, и культовый характер помещённой на них композиции. Позолота выделяла её на общем серебряном фоне. Вокруг центральной выпуклины каждой бляхи сосредоточено четыре чеканенных изображения рыбы, возможно, даже с птичьими головами. Образ рыбы был для сарматов священным. Между прочим, Николай Дамасский сообщает об обычае «бросать на могилы столько рыб, сколько врагов убил погребаемый» 2. [7] Сообщение относится к синдам 3, [8] но, повидимому, обряд не был ограничен одним только приморьем 4. [9] Конечно, толкование обычая у этого греческого писателя является лишь одним из поздних осмыслений сохранявшегося более сложного древнего обряда. Но самый факт особого значения образа рыбы в Прикавказье подтверждается и этим известием. Поэтому помещение композиции, состоящей из рыб, на сарматском панцыре может считаться обоснованным. Культовый характер предмета обусловил и самый стиль изображений — отвлечённый, замкнутый.
Бляхи Зубова Хутора служили одним из оберегов, магически усиливавшим защитную силу панцыря. В своём своеобразии они пока единственный пример. Открытие их, наряду с другими местными находками, приоткрывает перед нами толщу давних культовых пережитков,
пронизывавших сарматскую жизнь и питавших сарматское искусство своими образами. Благодаря этому, костяк Зубова Хутора облекается подлинной исторической тканью и сарматская культура принимает более конкретные очертания.
Л. Мацулевич