главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Проблемы скифо-сибирского культурно-исторического единства. Кемерово: 1979. В.М. Массон

Древние кочевники Азии и мировой исторический процесс.

// Проблемы скифо-сибирского культурно-исторического единства. ТДК. Кемерово: 1979. С. 2-4.

 

1. Сложение раннекочевнических обществ было важным событием древней истории. Прежде всего оно означало кардинальные перемены в жизни значительной части населения степной зоны и прилегающих областей. По своим последствиям переход к подвижному скотоводству в различных его вариантах для этой зоны играл не меньшую роль чем т.н. «городская революция», способствовавшая сложению в зоне осёдлых земледельцев экономических и культурных основ цивилизации. Новые формы хозяйственной деятельности позволяли в степной зоне получать максимальный прибавочный продукт в данной экологической ситуации при существующем уровне технического развития. Одновременно возникли предпосылки к качественному скачку в развитии быстрых и динамичных внутризональных контактов, в накоплении богатств, в усилении имущественной и социальной дифференциации, в прогрессе военного дела в ходе борьбы за пастбищные угодья в первую очередь. Одновременно в среде ранних кочевников происходит коренная ломка всего быта, устанавливаются новые формы традиционной массовой культуры, культурные эталоны в условиях повышенной коммуникабельности быстро распространяются на огромных территориях. Всё это вело к усилению процессов этнической, культурной и политической консолидации.

 

2. Раннекочевнические общества Азии прошли в своём развитии ряд периодов, специфика и хронологические рамки которых подлежат исследованию и уточнению. Пока можно говорить о наличии по меньшей мере трёх основных периодов. В ходе открытий последнего десятилетия вырисовываются контуры древнейшего («протосакского»?) периода, когда намечается отчётливая трансформация культур степных скотоводов бронзового века в культуры ранних кочевников. Отдельные предпосылки этой трансформации, в том числе освоение верхового коня, уходят вглубь II тыс. до н.э.

(2/3)

 

Второй период — это время собственно ранних кочевников или, если, следовать расширительной терминологии древнеперсидских текстов, сакский период. В основных центрах кочевнической зоны интенсивно идёт процесс социальной дифференциации, типологически напоминающий формирование раннеклассовых обществ в осёдлых оазисах, мощные идеологические усилия направлены на возвеличивание фигуры царя-правителя, складываются основы тактики конных воинов, действующих как своего рода профессионалы, утверждается как ведущий культурный эталон эпохи, знаменитая триада, объединяющая стандартные образцы вооружения, конной упряжи и спецефические [специфические] памятники искусства. Последние используют достижения неолитических анималистов, но отражают в первую очередь воинственный динамизм раннекочевнических образований. Третий период — время древних кочевников, как нам представляется достаточно чётко намечается с III-II вв. до н.э. и в своё время именовался С.В. Киселёвым «гунно-сарматским». Завершается освоение территорий пригодных для новых форм хозяйственной деятельности, численность населения увеличивается, процессы социального неравенства отмечаются почти повсеместно, складываются мощные объединения государственного типа в первую очередь объединение хунну с его примитивным бюрократическим аппаратом. Передвижения больших масс кочевого населения в степной зоне усиливаются, вырабатываются новые культурные эталоны, трансформирующие раннекочевнические традиции.

 

3. Сложение раннекочевнических обществ существенно сказалось и на общем развитии племён и народов Старого Света. На границах зоны древневосточных цивилизаций появляется новая сила, могущественная массами конных воинов. По мере усовершенствования тактики и оружейного дела кочевые объединения играют всё более заметную роль в политической истории. Они нередко утверждаются в осёдлых оазисах и становятся во главе новых государств, из которых особенно прославились Парфия и Кушанская держава. Наряду с отчётливыми связями с культурой древневосточных цивилизаций кочевой мир сам оказывает немалое обратное воздействие. Достаточно вспомнить влияние хунну на военную технику и художественное ремесло Китайского государства. С формированием ранних кочевников в степной зоне появился яркий, во многих отношениях стабильный культурный и политический феномен, успешно противостоящий иноземным вторжениям и прежде всего ханьской экспансии.

 

4. Вместе с тем следует иметь в виду, что за общими закономерностями скрывается сложная картина конкретно-исторического процесса, хозяйственной, культурной и этнической специфики отдель-

(3/4)

ных районов и областей, динамики этой специфики, отражающей как поступательное развитие, так и перемещения этнических групп. Изучение этой картины, создание всеобъемлющей истории племён и народов степной зоны возможно только на основе данных археологии. Материалов накоплено огромное множество. Далеко не все они опубликованы. Необходима самая тщательная обработка этого материала с выявлением на основе типологического метода и его модификаций устойчивых археологических комплексов или культур, установление их хронологических и территориальных рамок и картины взаимодействия, отражающей процесс культурогенеза. Уже сейчас намечается распределение памятников по локальным группам нередко с некрополями местных властителей, отражающая, надо полагать, расселение отдельных племенных групп или даже отдельных племён. Перед археологами стоит благородная задача воссоздания во всей полноте и своеобразии истории этих древних племён, творцов замечательных достижений эпохи ранних кочевников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки