главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл: 1980. М.X. Маннай-оол

Сенекская археологическая экспедиция.

// Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл: 1980. С. 153-157.

 

В 1977 г. Сенекская археологическая экспедиция приступила к исследованию археологических памятников в зоне будущей оросительной системы, расположенной в степи на левом берегу Енисея в устье небольшой горной речки Сенек Улуг-Хемского района 1[1] Перед экспедицией стояла задача — исследовать имеющиеся там памятники, которые будут уничтожены или разрушены в ходе строительных и мелиоративных работ.

 

Экспедицией было исследовано всего 16 курганов, относящихся к позднему этапу уюкской культуры (V-III вв. до н.э.), гуннскому (II в. до н.э. — I в. н.э.) и древнекыргызскому времени (IX-XII вв.).

 

Раскопанные нами погребальные памятники уюкской культуры (5 курганов) представляли собой округлые в плане насыпи из земли и камней с камерами-срубами на дне глубоких погребальных ям. В каждом из этих срубов обнаружены коллективные погребения, которые подверглись сильному разграблению в древности.

 

Тем не менее в них, в частности в земляном кургане №3, найдены очень ценные и интересные находки, представляющие большую ценность в научно-познавательном смысле.

 

Среди них прежде всего встречаются вещи, в своей основе хорошо известные на материалах раскопок предыдущих лет. Это бронзовые зеркала, удила, пряжки, нож в кожаном футляре, наконечники стрел из бронзы и кости, а также различные личные и бытовые украшения из бронзы, рога и золота.

 

Особым изяществом и художественным мастерством исполнения отличаются роговая пуговица конической формы и четырёхгранная золотая цепочка от серьги, бронзовые отлитые

(153/154)

удила, заканчивающиеся на концах двумя, сделанными одно за другим, колечками. Очень своеобразным и интересным оказались впервые обнаруженные бронзовые изделия неизвестного назначения, не находящие свои аналогии в памятниках интересующего нас периода. Они представляют собой бронзовые стержни длиной около 30 см с шляпкообразной головкой и петлеобразным отверстием на конце. Дальнейшее исследование, несомненно, внесёт ясность в определение назначения этих необычных предметов (рис. 1).

 

Не менее интересна вырезанная из плоской бронзовой пластинки фигура коня. Она представляет собой высокохудожественное реалистическое воспроизведение. Ещё в древности были отломаны его передние ноги (рис. 2). Судя по сюжету и композиции, древний художник изобразил реального животного. Конь небольшого роста, с крупной подстриженной головой, стоячими ушами, короткой крепкой шеей, мускулистой грудью и узким туловищем. Судя по вьючному седлу, он использовался не только для верховой езды, но и как тягловая сила. По всей вероятности, древний мастер, хорошо знающий анатомию изображаемого животного, воспроизвёл фигуру лошади местной, так называемой монгольской породы. В этой связи отметим, что все кони (их было более 160), захороненные в кургане Аржан в Пий-Хемском районе 1[2] по определению ленинградского учёного зоолога Н.М. Ермоловой, оказались старыми жеребцами местной, так называемой монгольской породы. Аржанский курган примерно на 200-250 лет старше сенекских, которые сооружались примерно 2500-2300 лет тому назад. Таким образом, низкорослая тувинская лошадь, но очень выносливая и хорошо приспособленная к местным условиям, использовалась племенами Тувы ещё в первом тысячелетии до н.э.

 

Известно, что конь играл огромную роль в истории человечества. По подсчетам учёных, он служит человеку со дня приручения минимум пять тысячелетий. Он не только сопутствовал созидательной деятельности человека, но и был невольным участником разрушительных войн и походов 2[3] Конь как верховой усовершенствованный транспорт особенно ценился ранними кочевниками. Он был столь верным и надёжным их другом, что они без него не представляли себе потустороннюю жизнь. Поэтому в представлениях многих древних народов конь олицетворял солнце и был культом.

 

Как показывают археологические материалы, такую же роль играл конь в жизни племён Тувы в I тысячелетии до

(154/155)

 

Рис. 1. (Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

н.э. Он в жизни племён Тувы рассматриваемого времени был также мерилом богатства, с которым вместе хоронили только богатых. В памятниках этого периода захоронения коней отмечены не в рядовых могилах, а в погребениях, принадлежащих богатым и знатным лицам, в частности в упомянутом выше царском кургане Аржан. В могилы рядового населения, видимо, вместо коня клались его изображения не только из бронзы, но и кости и дерева, которые не сохранились.

 

Обряд захоронения с конем также был обязательным погребальным ритуалом древних тюрков — ближайших исторических предков современных тувинцев. Он был характерен для тувинцев с давних времён вплоть до проникновения и распространения ламаизма в Туве в XVII-XVIII вв.

 

По этнографическим данным, культ коня существовал у народов Саяно-Алтая в дореволюционное время 1[4] Кроме культа коня, тувинцы ещё посвящали коней божествам неба и земли в качестве ыдыков (святыня). На таких конях-ыдыках никто не мог ездить, кроме хозяина-божества. В тувинских героических сказаниях неразлучным спутником, советчиком, верным помощником героя является его неразлучный друг — конь.

 

Погребальные сооружения II в. до н.э. — I в н.э. условно называются гуннскими, т.к., по данным письменных источников, в то время Тува подверглась завоеванию воинственных гуннов, создавших впервые в истории Центральной Азии раннее государственное образование. Это событие определённым образом отражено и в археологическом материале. Исследованные нами курганы рассматриваемого времени оказа-

(155/156)

 

Рис. 2. (Открыть Рис. 2 в новом окне)

(156/157)

лись не погребальными, а поминальными сооружениями. В них найдены остатки сожжения и различные глиняные ручной лепки горшки с красочными «арочными» орнаментами.

 

В единственном кургане древнекыргызского времени, исследованном нами в полевом сезоне 1977 года на территории указанной зоны, найдены остатки трупосожжения, где также были положены сильно коррозированные железные ножи, удила, стремена, пряжки и ряд украшений конского снаряжения.

 

Таким образом, исследования в зоне Сенекской оросительной системы дали не только новый ценный научный материал для освещения истории, культуры и идеологических представлений древнего и средневекового населения Тувы, но и показали перспективность археологических изысканий в данной территории, которые должны вестись и в дальнейшем.

 


 

[1] 1 В составе экспедиции работал отряд по изучению памятников каменного века под руководством В.Т. Монгуша.

[2] 1 М.П. Грязнов, М.X. Маннай-оол. Курган Аржан по раскопкам 1973-1974 гг. УЗ ТНИИЯЛИ, вып. XVII, Кызыл, 1976, с. 185-198.

[3] 2 См. В.Б. Ковалевская. Конь и всадник, М., 1977.

[4] 1 Л.П. Потапов. Конь в верованиях и эпосе народов Саяно-Алтая. Сб. «Фольклор и этнография». Л., 1977, с. 164-178.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки