А.Р. Лурия
Об историческом развитии познавательных процессов.
Экспериментально-психологическое исследование.
// М.: 1974. 172 с.
[ аннотация: ]
Результаты психологического исследования, обобщённого в книге, показывают общественно-историческую природу основных форм познавательных процессов человека: восприятия, запоминания, формирования понятий, логических процессов и т.д.
Оглавление
Глава I. Проблема.
Исторический фон. — 5
Проблема общественно-исторического формирования психики. — 7
Исходные положения. — 19
Ситуация исследования. — 24
Способы работы. — 28
План исследования. — 30
Глава II. Восприятие.
Проблема. — 33
Методика. — 37
Опыты с называнием и классификацией цветовых оттенков. — 37
Опыты с называнием и классификацией геометрических фигур. — 45
Опыты с оптико-геометрическими иллюзиями. — 53
Глава III. Абстракция и обобщение.
Проблема. — 58
Предыстория опыта. Гипотезы. — 61
Результаты исследования. — 67
Опыты с нахождением сходства. — 89
Опыты с определением понятий. — 93
Значение обобщающих слов. — 99
Глава IV. Умозаключение и вывод.
Проблема. — 106
Опыты с силлогизмами. — 108
Глава V. Рассуждение и решение задач.
Проблема. — 122
Рассуждение в процессе решения задач. — 12
Глава VI. Воображение.
Проблема. — 138
Опыты со свободными вопросами. — 140
Глава VII. Самоанализ и самосознание.
Проблема. — 147
Опыты с самоанализом и самооценкой. — 148
Заключение. — 163
Литература. — 167
Предисловие. ^
Эта книга имеет своеобразную, не совсем обычную судьбу. Весь её материал был собран в 1931-1932 гг., когда наша страна переживала период решительной перестройки, связанной с ликвидацией неграмотности, переходом к новым, социалистическим формам хозяйства, с коренным переустройством жизни на социалистических основах.
Именно в такой период можно было провести уникальные наблюдения над тем, каково решающее влияние перестройки основных форм общественной жизни, ликвидации неграмотности и перехода к новым видам общения, как все эти факторы приводят не только к расширению кругозора, но и к коренным изменениям структуры познавательных процессов.
Тезис марксизма-ленинизма о том, что все основные формы познавательной деятельности человека сложились в процессе общественной истории, что они являются продуктом общественно-исторического развития, в своё время разрабатывался Л.С. Выготским и лёг в основу большого числа исследований советской психологической науки. Однако не было исследований, которые бы располагали достаточно полным и разнообразным экспериментальным материалом, способным непосредственно доказать это положение. Вот почему ещё при жизни и по инициативе Л.С. Выготского был задуман такой эксперимент.
Исследование было проведено в отдаленных районах Узбекистана: в кишлаках и джайлау (горных пастбищах). Однако оно с таким же успехом могло бы быть проведено в глубинных районах русской деревни, среди северных народностей, в стойбищах сибирского северо-востока. Несмотря на то что древняя культура Узбекистана дала ценнейшие образцы научного, художественного и архитектурного творчества, народные массы столетия жили в условиях застойного хозяйства, оставаясь неграмотными и испытывая тормозящее влияние мусульманской религии. Только радикальная перестройка основных форм хозяйства, быстрая ликвидация неграмотности и освобождение от влияния мусульманства могли не только расширить кругозор, но и совершить подлинную революцию в познавательной деятельности.
(3/4)
Публикуемые данные показывают, какие решающие сдвиги в переходе от наглядно-действенного, практического к несравненно более сложным формам отвлечённого мышления могут быть вызваны коренными изменениями общественных условий и социалистическим преобразованием жизни.
Таким образом, проведённые автором экспериментально-психологические наблюдения раскрывают малоисследованную сторону познавательной деятельности человека, подтверждающую диалектику общественного развития.
Уникальность и неповторимость тех глубоких и быстрых социальных сдвигов, в условиях которых были проведены эти наблюдения, оправдывают публикацию материалов именно в том виде, в каком они были собраны, хотя автор прекрасно понимает, что прогресс психологической науки позволил бы провести это исследование сейчас, использовав более совершенные методические приёмы и более адекватную систему понятий.
Настоящая книга противопоставляется большому числу зарубежных «культурологических» исследований, проведённых в 40-50-х годах. Одни из них, принадлежащие реакционным авторам, пытаются подходить к описываемым данным с «расовых» позиций, с тем чтобы доказать «неполноценность» изучаемых народов. Другие ограничиваются описанием отличий в познавательных процессах у народов, живущих в условиях «отсталых» культур, чаще всего указывая лишь на более узкий кругозор изучаемых людей, не вникая в особенности психического строения их познавательной деятельности, не связывая их с основными формами общественной жизни и уже совсем не прослеживая тех быстрых и коренных изменений, которые наступают при радикальной перестройке этих форм, а лишь пытаясь приспособить эти народы к «западной культуре».
Автор отчётливо осознает неравномерную разработанность отдельных глав книги, одни из которых были освещены достаточно подробно, другие только намечены. Однако необходимость публикации всех глав вызвана тем, что она может дать толчок для дальнейших исследований в этой области.
Автор вспоминает с величайшей благодарностью своего учителя и друга Л.С. Выготского (умершего вскоре после того, как работа была завершена), а также имена участников двух психологических экспедиций в Среднюю Азию: П.И. Левентуева, Ф.Н. Шемякина, А. Багаутдинова, Э. Байбурову, Л.С. Газарьянц, В.В. Захарову, Е.И. Мордкович, X. Хакимова, М. Ходжинову и др.
наверх
|