главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
|
(224/вклейка) |
Золотой сосуд с «историей козы» из Марлика (прорисовка).(Открыть в новом окне) |
Владимир Григорьевич Луконин (1932-1984).(Открыть фото в новом окне) |
тери, повернувшей к ней голову (в нижнем регистре, повторено пять раз), встречается на памятниках искусства древнего Востока, главным образом на печатях, нередко (наиболее ранние из тех, что удалось найти, — приблизительно XVII в. до н.э.), но точная аналогия сцены с изображением лани есть только на плакетках из резной кости, хранящихся в Аббег-музее и относимых к знаменитому кладу из Зивие. Даже в том случае, если эти плакетки и не были найдены именно в Зивие, они ничем не отличаются по стилю и технике от многочисленных таких же плакеток, бесспорно принадлежащих к этому кладу и опубликованных как в первой работе А. Годара, посвящённой Зивие, так и в последней работе Р. Гиршмана. [5]
Плакеток с газелью и детёнышем всего три, [6] это обрамлённые рельефной рамкой узкие полосы (12,1×2,8 см). Две из них изображают двух пасущихся горных коз (вправо) и одну газель, повернувшую голову к детёнышу, сосущему молоко. На третьей плакетке [7] та же сцена, но повёрнутая в другую сторону, детёныш газели опустился на согнутые передние ноги. [8]
К изображению в нижнем регистре марликского кубка чрезвычайно близки не только сама композиция, но и стилистические детали (выделенная передняя лопатка, рёбра, изображение шерсти по краю туловища). Все они не только присутствуют на плакетках резной кости (условно эта группа названа «местной» в отличие от костяных плакеток в типичном позднеассирийском стиле, также найденных в Зивие), но и характерны для изображений реальных и фантастических животных на предметах из золота, происходящих из Зивие. В частности, именно этими стилистическими признаками отличаются, например, изображения львов в сцене борьбы царя со львом на деталях золотой обивки колчана (?), хотя и выполненного в ассирийском духе и по позднеассирийской иконографической схеме, но отличного от собственно ассирийских композиций, [9] как, впрочем, и от изображений животных на резной кости, происходящей из раскопок Арслан-Таша [10] и Нимруда. [11]
Даты этих плакеток, разумеется, зависят от даты всего комплекса Зивие, но тот неоспоримый факт, что в резной кости Зивие имеются определённые отличия по стилю от резной кости Хасанлу IV, обнаруженной в бесспорном археологическом контексте и датируемой IX в. до н.э., [12] равно как и близость плакеток из Зивие аналогичным изделиям из Нимруда, позволяют помещать их где-то в пределах второй половины VIII в. до н.э. [13]
Композиция во втором регистре (два козла с прямыми рогами у «древа жизни», повторена три раза) сама по себе также имеет немало аналогий, прежде всего в древнемесопотамской глиптике. Два козла (преимущественно горные) по сторонам «древа жизни» и в IX-VIII вв. остаются широко распространённым сюжетом как на уже упоминавшихся изделиях из кости, так и на других памятниках. [14] И само «древо жизни», и поза козлов на кубке близки изображениям на нижнем фризе луристанского бронзового колчана
из Метрополитен-музея, датируемого VIII — началом VII в. [15] Однако иконографически наиболее близкий тип козлов в той же позе представлен на фаянсовом цилиндре средне-эламского периода (около XIII в. до н.э.), найденном Р. Гиршманом в Чога Занбиле. [16] Та же иконография козлов, но в иной композиции (крылатый лев и пара козлов) представлена и на золотой чаше «из Амлаша», экспонировавшейся в 1961 г. в Париже; [17] сосуд датирован Р. Гиршманом IX-VIII вв. (эту дату Р. Гиршман предложил для всех сосудов из Амлаша), [18] хотя зависимость изображений козлов на нем от чогазанбилского цилиндра очевидна. [19] Дата амлашского кубка тем не менее может быть и более ранней, если учитывать, например, очень своеобразную «геометрическую» штриховку на туловищах козлов и оленей (в нижнем регистре амлашского кубка) — двойными линиями с полукружьями (такую же, как и на баранах, изображённых на дне вазы из Хасанлу [20]), и рельефные розетки в том же нижнем регистре, похожие на розетки серебряной обкладки, найденной где-то в Иране и отнесённой Э. Порада ко времени, близкому к дате вазы из Хасанлу. [21]
Что же касается «древа жизни», листья которого объедают козлы на марликском кубке, то оно бесспорно ассирийское — VIII в. до н.э. Разделка туловища и ног козлов, приём изображения шерсти — такие же, как в нижнем регистре. Таким образом, если иконографические аналогии изображениям нижнего регистра (плакетки «местного стиля» из Зивие) дают дату не ранее второй половины VIII в. до н.э., то для второго регистра даты получаются более широкие — от XIII до IX в. (цилиндрические печати, широко распространённые в Северо-Западном Иране и Прикаспии, а возможно, и золотые сосуды Амлаша), но стиль исполнения — тот же, что в нижнем регистре.
В четвёртом регистре трижды повторена композиция, изображающая двух грифов, клюющих мёртвого горного козла (с большими загнутыми рогами). Ближайшие иконографические аналогии этой сцене — от касситских цилиндрических печатей (XIV-XIII вв.) через хеттские рельефы Кара-тепе, вплоть до ранних чернофигурных кратеров из Вари (около Афин) — проследила Э. Порада в уже упоминавшейся статье, посвящённой раннеиранской иконографии. Э. Порада считает, что этот мотив появляется (на второстепенном плане) в касситский период, и полагает, что и позже, на хеттских рельефах, да и на серебряных обкладках с территории Ирана (XII-XI вв.), мотив двух хищных птиц и их жертвы — горной козы, или газели (на обкладках), или козла (в рельефах Каратепе) — это мотив, связанный с символикой выигранного сражения, «удачи во время боя», и потому он всегда сопутствует изображениям воинов. [22] Таким образом, сюжетно-иконографические аналогии четвёртому регистру марликского кубка — от XIII до IX в., а стилистические особенности (изображение самой горной козы) — такие же, как в нижнем регистре. Использованная мастером композиция могла быть заимствована или непосред-
ственно с цилиндрических печатей касситского времени, или скорее с более поздних воспроизведений этой сцены на каких-то иных памятниках, вроде серебряных пластин-обкладок из Северо-Западного Ирана. [23]
Приведённые сопоставления показывают, что мастер, изготовивший марликский кубок с «историей козы», использовал готовые образы, существовавшие в нескольких разных изобразительных языках, но все они были для него в равной мере чужими, а сам кубок нельзя отнести ни к одному из тех культурных миров, изобразительные традиции и приёмы которых нашли в нём отражение.
К сожалению, археологический «контекст» кубка с «историей козы» также не даёт ясного ответа на вопрос, кем и когда он был изготовлен. По форме и по орнаментации краёв и дна этот кубок входит в обширную группу золотых, серебряных и бронзовых сосудов, найденных на территории Южного Азербайджана и Прикаспия как археологами, так и при неконтролируемых раскопках (золотая ваза из «Сгоревшего здания I» в слое Хасанлу IV; [24] другие сосуды из марликского могильника, из которых опубликовано девять золотых сосудов [25] и пять серебряных; [26] два золотых и несколько серебряных и бронзовых сосудов из района Калураза в Гиляне; [27] золотой сосуд с изображениями львов, найденный в 1934 г. вместе с золотым и бронзовым кинжалами и большим количеством керамики при строительстве бассейна во дворце Реза-шаха в Калардаште в Мазандеране; [28] и, наконец, более двух десятков сосудов того же стиля, попавших через антикварный рынок в различные музеи и частные собрания [29]). Даже наиболее надёжный из перечисленных археологический комплекс — «Здание I» слоя Хасанлу IV — датируется достаточно широко, если говорить о слое в целом, — X-IX вв., а гибель здания относят примерно к 800 г. до н.э. [30]
Раскопки в самом Марлике (в долине р. Гоухарруд, у дороги из Тегерана в Казвин, близ сел. Несфи) начались в конце 1961 г. и заняли два сезона. Всего было раскопано 53 погребения (автор раскопок выделяет четыре типа). [31] Открытие этого могильника вызвало большой интерес, но оценки научного качества раскопок колебались от самых восторженных [32] до самых критических. [33] Вызывает серьёзные сомнения датировка могильника XII-Х вв. (период «Железный век I»), так как там присутствуют предметы, относящиеся и к более позднему времени — вплоть до VII в. до н.э. [34] Значительный разрыв в датах вещей, происходящих, судя по предварительным публикациям, из одной могилы (три-четыре века и более), и явно длительное существование самого могильника в целом, разновременность погребений в нём, не позволяют сколько-нибудь уверенно опираться на суммарные датировки, а детальным описанием археологических обстоятельств, при которых был найден кубок с «историей козы», мы не располагаем.
Таким образом, наиболее поздняя иконографическая аналогия (для нижнего регистра кубка) — не ранее второй по-
ловины VIII в. до н.э. — определяет и дату сосуда в целом, а археологические материалы не противоречат такой датировке, но не более.
Воспроизведённые на кубке композиции — «цитаты» из различных изобразительных «текстов», потерявшие и свой первоначальный смысл, и символику. И для мастера-торевта, изготовившего сосуд, эти «тексты» были явно чужими. Создатель марликского кубка, конечно, не «антиквар», выискивавший определённые древние образы на древних памятниках. Наоборот, он пользовался, видимо, тем, что находилось у него под рукой — компактными произведениями, широко распространёнными в Северо-Западном Иране в VIII или даже VII в. до н.э.: цилиндрические печати ― митанийские, эламские, касситские, ассирийские ― обнаружены в нескольких могильниках периодов «Железный век I-III», раскопанных на этой территории (в том числе в Сиалке В, в могильниках Нуристана, [35] да и в самом Марлике [36]) . Предположение, что этот мастер был иранцем, а сделанный им кубок — одно из наиболее ранних произведений иранского искусства, дошедшее до нас, не только вполне объясняет сочетание в одном произведении нескольких (и весьма далёких друг от друга) художественных традиций, но и хорошо согласуется и с общеисторической ситуацией в Иране во второй половине VIII-VII в., и с археологическим «контекстом» самого Марлика и расположенных в этом же районе памятников, и, наконец, с дальнейшими путями формирования иранского искусства на раннем этапе, его закономерностями и принципами.
Марликский кубок в этом отношении существенно отличается от целого ряда близких ему по времени памятников торевтики. У нас нет, например, ни необходимости, ни оснований искать иранскую интерпретацию для изображений на знаменитой чаше из Хасанлу (боги, герои, звери и чудовища в сценах заклания овец, борьбы героя с человеко-драконом, ритуального убийства ребёнка, полёта девушки на орле) [37] — это скорее всего иллюстрации к местным хурритским мифам, сохранённым в хеттской передаче («Божественное царство», «Песни Улликумы»), которые выполнены в единой и внутренне не противоречивой изобразительной традиции.
Мы не знаем иранского мифа, запечатлённого на кубке, но гораздо важнее другое: можно проследить, как это повествование составлялось из совсем других историй — позднеассирийской лани с детёнышем, эламского или амлашского козла у ассирийского «древа жизни», касситской горной козы и грифов, с помощью которых мастер марликского кубка всё же рассказал свою историю. Регистр с дикими кабанами (или волками?) — по-видимому, теми самыми, которые задрали козу (третий регистр, «шествие» из шести зверей), — мастер, возможно, скомпоновал самостоятельно. Вероятно, среди памятников Северо-Западного Ирана со временем можно будет найти похожую процессию зверей, но сочетания её с грифами (над ними) не встречается, кроме этого кубка, нигде больше. Обезьяноподобное существо в самом верхнем регистре между грифами (повторено трижды,
над каждой парой грифов), там, где в оригинальной касситской композиции должна была находиться муха, также не встречается нигде, кроме марликского сосуда. Это существо с человеческой (?) головой, покрытым шерстью телом, странными лапами и маленьким хвостиком. Одной из лап оно трогает цветок позднеассирийского «древа жизни», орнаментированного, однако, так же, как и оперение на шеях грифов.
Это создание — опять творчество мастера кубка, что-то вроде «фонетического комплемента к иноязычной идеограмме», опять связь всех разнородных цитат в одно целое — некий сказочный персонаж, связывающий всё, что изображено на кубке, в единое повествование. У мастера кубка для этого персонажа не было никакой модели, никакой похожей композиции, он — целиком порождение творческой фантазии мастера, он и определяет границы этой фантазии.
Рассказ на кубке — это рассказ о жизни и смерти, простой, бесхитростный, лишённый начисто той сложной символики и смысла, которые имели отдельные фразы, из которых он составлен, в своих родных языках. Кто этот мастер? Иранец, мидиец? Во всяком случае, он не ассириец, не хуррит, не эламитянин. Мне уже приходилось писать о том, что именно по такой модели создавались памятники раннеиранского искусства — мидийского, раннеперсидского и искусства скифов на стадии Келермесса. [38]
Примечания.
[29] Наиболее интересные фигурировали на выставке «7000 лет искусства Ирана» в Париже (Каталог, №64-67, 71-80), в том числе и электровый сосуд, приобретённый Лувром (Parrot A. Acquisitions inédites du Musée du Louvre. — Syria. 1968, vol. 35, pl. XV). Бронзовые сосу-