главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Ю.М. ЛотманСемиосфера.// СПб: «Искусство-СПб». 2000. 704 с. ISBN 5-210-01488-6
Содержание
Ю.М. Лотман. Люди и знаки [Вместо предисловия]. — 5
КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ.
Постановка проблемы. — 12Система с одним языком. — 14Постепенный прогресс. — 17Прерывное и непрерывное. — 21Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Вдохновение. — 26Мыслящий тростник. — 31Мир собственных имён. — 35Дурак и сумасшедший. — 41Текст в тексте (Вставная глава). — 62Перевёрнутый образ. — 73Логика взрыва. — 101Момент непредсказуемости. — 108Внутренние структуры и внешние влияния. — 116Две формы динамики. — 120Сон — семиотическое окно. — 123«Я» и «Я». — 126Феномен искусства. — 129«Конец! как звучно это слово!». — 137Перспективы. — 141Вместо выводов. — 146
ВНУТРИ МЫСЛЯЩИХ МИРОВ.
Введение. — 150Вводные замечания. — 150После Сосюра. — 153
Часть первая. Текст как смыслопорождающее устройство.Три функции текста. — 155Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры). — 163Риторика — механизм смыслопорождения. — 177Иконическая риторика. — 194Текст в процессе движения: автор – аудитория, замысел – текст. — 203Символ – «ген сюжета». — 220Символ в системе культуры. — 240Часть вторая. Семиосфера.Семиотическое пространство. — 250Понятие границы. — 257Механизмы диалога. — 268Семиосфера и проблема сюжета. — 276Символические пространства. — 2971. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах. — 2972. Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте. — 3033. Дом в «Мастере и Маргарите». — 3134. Символика Петербурга. — 320Некоторые итоги. — 334Часть третья. Память культуры. История и семиотика.Проблема исторического факта. — 335Исторические закономерности и структура текста. — 339Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культуры? — 363О роли типологических символов в истории культуры. — 371Возможна ли историческая наука и в чём её функция в системе культуры? — 385
Заключение. — 389
СТАТЬИ ПО ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ.
Введение. — 392Культура и информация. — 393Культура и язык. — 396Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры XI-XIX веков. — 400I. Семантический («символический») тип. — 402II. Синтаксический тип. — 407III. Асемантический и асинтаксический тип. — 410IV. Семантика-синтаксический тип. — 415Проблема «обучения культуре» как типологическая характеристика. — 417О двух типах ориентированности культуры. — 425О моделирующем значении понятий «конца» и «начала» в художественных текстах. — 427Семантика числа и тип культуры. — 430Текст и функция (совместно с А.М. Пятигорским). — 434К проблеме типологии текстов. — 442О типологическом изучении культуры. — 447Некоторые выводы. — 457
СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ.
О метаязыке типологических описаний культуры. — 462О семиотическом механизме культуры (совместно с Б.А. Успенским). — 485Тезисы к семиотическому изучению культур (в применении к славянским текстам) (совместно с Вяч.Вс. Ивановым, А.М. Пятигорским, В.Н. Топоровым, Б.А. Успенским). — 504Миф – имя – культура (совместно с Б.А. Успенским). — 525Динамическая модель семиотической системы. — 543Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. — 557Феномен культуры. — 568Мозг – текст – культура – искусственный интеллект. — 580Асимметрия и диалог. — 590К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект). — 603Память культуры. — 614Технический прогресс как культурологическая проблема. — 622Культура как субъект и сама-себе объект. — 639О динамике культуры. — 647
МЕЛКИЕ ЗАМЕТКИ, ТЕЗИСЫ.
О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры. — 664О двух моделях коммуникации и их соотношении в общей системе культуры. — 666Индивидуальный творческий путь и типология культурных кодов. — 668О мифологическом коде сюжетных текстов. — 670Память в культурологическом освещении. — 673Архитектура в контексте культуры. — 676Из письма Ю.М. Лотмана Б.А. Успенскому (от 19 марта 1982 г.). — 683
От издательства. — 685Указатель имён. — 688
наверх |