главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Клод Леви-СтросПуть масок.// М.: «Республика». 2000. 400 с. ISBN 5-250-01801-7 («Мыслители XX века»)
Пер., вступ. ст. и прим. А.Б. Островского. [ аннотация: ] В настоящее издание включены работы выдающегося французского учёного-этнолога, члена Французской академии, создателя структурночжмиотического метода изучения мифов и верований Клода Леви-Строса (р. 1908). Книги «Путь масок» и «Ревнивая горшечница» созданы в поздний период творчества ученого, когда его метод и концепция мифологического мышления уже обрели зрелость и прозрачность. Все вошедшие в настоящее издание произведения публикуются на русском языке впервые. Книга адресована всем, кто интересуется этнологией, психологией, культурологией, философией.
Содержание (развёрнуто)
Обоснование антропологии мышления. А.Б. Островский. — 3
Путь масок. — 19Часть первая. Путь масок. — 20Часть вторая. Три экскурса. — 98I. По ту сторону от swaihwé. — 98II. Социальная организация квакиутль. — 104III. Семантические истоки маски. — 121Использованная литература. — 142Библиография. — 150
Ревнивая горшечница. — 157Введение. — 159Глава I. Миф хиваро и его варианты. Теория неоформленного. Женщина и гончарство. Изложение первой из проблем, составляющих предмет книги. — 167Глава II. Гончарство, «ревнивое искусство». Его мифологическое происхождение. Хозяева, хозяйки глины в обеих Америках. Ревнивая горшечница у хидатса. Гончарство как ставка в космической битве. — 173Глава III. Мифы с Козодоем, птицей смерти, в Южной Америке. Их связь с циклом о ссоре между светилами. Три главные темы в них: алчность, ревность или супружеская размолвка, взрыв. — 180Глава IV. Печь гончара и огонь кухни. Козодой и гончарство: теория Пекаря. Мифы чако и других. Применение канонической формулы. — 190Глава V. Мифы с Козодоем в Северной Америке. Вновь обнаруживаются здесь три темы, выделенные в Южной Америке. Тема взрыва, иллюстрируемая историей о двигающейся скале; эта история приводит к темам супружеской ссоры и ревности. — 198Глава VI. Оральная алчность и анальное удержание: пара Козодой — Ленивец. Обращение к мифу хиваро о происхождении: космический конфликт и война среди людей. Ленивец, старый враг. Беглый взгляд на его место и роль в различных южноамериканских мифах. — 205Глава VII. Ленивец, космологический символ. Экскременты Ленивца. Познания индейцев и познания натуралистов. Другие отношения корреляции и оппозиции между Ленивцем и Козодоем. Гончарство и ткачество. — 260Глава VIII. В поисках зоэм. Муравьед, комбинаторный вариант Ленивца. Красные карлики, без ануса или безо рта. Белка, Кинкажу, Цепкохвостый дикобраз. Двуутробка. Теория фауны, живущей на деревьях. — 223Глава IX. Этажи мира и проблемы соседства. Обезьяна-ревун — символ анальной невоздержанности. Второе применение канонической формулы. — 237Глава X. Испражнения, метеоры, ревность, расчленённое тело — такой набор присутствует и в Северной Америке. Миф о происхождении ирокезов. Роль, отводимая в нём толкованию сновидений. Введение к мифам Южной Калифорнии. — 244Глава XI. Калифорнийские демиурги или культурные герои в качестве гончаров-ревнивцев. Сопоставление с мифами предгорий Анд. Луна и метеор. Произвольность знака в анализе мифов. Отношения симметрии между мифами Южной Калифорнии и южноамериканскими мифами с Ленивцем. Проблемы, поднимаемые ими. Третье применение канонической формулы. — 254Глава XII. Мифы в бутыли Клейна. Сарбакан, курительная трубка и другие каналы. Психоаналитические интерпретации; дискуссия. Семантическое поле телесных отверстий. Анальная алчность, оральные неумеренность и удержание. Теория Тапира. Четвёртое и пятое применения канонической формулы. — 265Глава XIII. Природа мифологического мышления: множественность кодов. Место психо-органического кода. Оральность и анальность. Алиментарный цикл пищи и технический цикл сосудов. Диалектика содержащего и содержимого. Консерватизм и ревность семей гончаров. Женщины и экзогамия горшков. Вагинальные удержательницы. Возвращение через северное побережье Тихого океана к сарбакану и Амазонии. — 274Глава XIV. «Тотем и табу», версия хиваро. Критическое рассмотрение принципов психоаналитической интерпретации. Две концепции символа. Фрейд и Юнг. Мышление Фрейда как аутентичное мифологическое мышление. Его концепция отношений между психоанализом и науками о человеке. Природа метафоры. Сексуальные пульсации или требования логики? Обоюдная относительность кодов: пример японской письменности. Софокл и Лабиш: эскиз сравнительного анализа. Что значит «означать»? — 283Отсылочный аппарат. — 299Библиография. — 307
Раса и история. — 3231. Раса и культура. — 3242. Разнообразие культур. — 3263. Этноцентризм. — 3284. Культуры архаические и культуры примитивные. — 3315. Идея прогресса. — 3346. История стационарная и история кумулятивная. — 3377. Место западной цивилизации. — 3418. Случайность и цивилизация. — 3439. Сотрудничество культур. — 34910. Двоякое значение прогресса. — 353
Предметная область антропологии. — 357
Примечания. — 384
наверх |