главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Н.Ю. Кузьмин

Основные периоды развития и трансформации тагарской культуры в степях Минусинской котловины. Тесинская культура.

// Номады казахских степей: этносоциокультурные процессы и контакты в Евразии скифо-сакской эпохи. Тезисы международной научной конференции. Астана: 2007. С. 37-40.

 

I. Почти 300 лет продолжается исследование курганов тагарской культуры, сооружавшихся в скифскую эпоху на территории Минусинской котловины. Основные периодизации и хронологии памятников тагарской культуры неоднократно обсуждались в литературе. При разнообразии точек зрения по этим вопросам, отчётливо видна общая закономерность. Все дополнительно вводимые этапы уточняют периодизацию и хронологию в границах каждого из трёх основных культурно-исторических периодов, выделяемых в тагарской культуре по наиболее значительным изменениям, происходящим в конструкциях, обряде и инвентаре погребальных памятников на их рубежах: I — раннетагарский, II — позднетагарский (сарагашенский), III — позднейший (тесинский).

 

Здесь речь может идти о трёх самостоятельных культурах, объединённых общей традицией сооружения курганных насыпей (и это было отражено в первоначальном ярком и образном названии тагарской культуры — «минусинская курганная культура»), а также достаточно устойчивом антропологическом типе местного населения в скифское время. Представляется важным уточнить культурную принадлежность уже выделенных групп памятников, отнесённых к разным этапам, скорректировать абсолютную хронологию погребальных комплексов трёх культурно-исторических периодов (культур?).

(37/38)

 

II. Последние данные радиоуглеродного анализа свидетельствуют о том, что период сложения тагарской культуры датируется началом I тыс. до н.э.

 

Основываясь на новых радиоуглеродных датах, период сосуществования баиновских и ранних тагарских памятников, следовательно, и начало первого культурно-исторического периода, может быть отнесено к первой половине IX в. до н.э. Этим временем могут быть датированы более древние, чем подгорновские — курганы черновского типа, известные по недавно опубликованным материалам раскопок могильников Гришкин Лог I, Черновая I, Новая Чёрная I.

 

Достаточно хорошо изученные многочисленные подгорновские курганы отражают длительный этап стабильного существования ранней тагарской культуры, начавшийся, вероятно, около рубежа IX-VIII вв. до н.э.

 

Трансформация ранней тагарской культуры происходит в VI веке до нашей эры, что связано, в первую очередь, с внешним воздействием с уже указанной территории, определяемым распространением ряда инноваций.

 

III. Новые радиоуглеродные даты удревняют начальный возраст сарагашенских памятников до VIII-VII вв. до н.э. Сопоставить приводимые немецкими исследователями радиоуглеродные даты с конкретными археологическими комплексами пока сложно: материалы раскопок полностью не опубликованы. В коллективной монографии, изданной в России, дана краткая характеристика датированных сарагашенских памятников, часть из них опубликована, что позволяет привлечь для сравнения вещевой инвентарь и проверить соответствие радиоуглеродных дат стратиграфическим данным и археологической датировке.

 

Результаты проверки показывают, что в одних случаях более древние памятники были ошибочно идентифицированы как сарагашенские, в других (при наличии нескольких могил в ограде) — более молодые по стратиграфическим данным могилы, оказались по радиоуглеродным датам древнее сооружённых ранее. В третьих случаях выявляются противоречия между радиоуглеродной и археологической датировкой. Вероятно, ошибки в определении абсолютного возраста сарагашенских памятников связаны с объективными трудностями радиоуглеродного датирования памятников на временном отрезке 800-400 лет до нашей эры, называемом «гальштадтское [гальштатское] плато».

 

Таким образом, пока нет достаточных оснований для изменения указанной выше начальной даты сарагашенского периода.

 

Сарагашенские курганы разделяются на три различающихся хронологически группы памятников, в соответствии с их принадлежностью к трем последовательным этапам.

 

IV. В ходе изучения тагарских погребальных памятников особое значение приобретает изучение курганов элиты разного ранга, так как в них аккумулируются культурные достижения населения, возводившего эти монументальные сооружения; имеется возможность проследить опережающее появление эпохальных инноваций; при сравнении подобных памятников разных регионов уда-

(38/39)

ётся определить направление культурных связей и установить центры распространения инноваций.

 

V. Погребальные памятники раннего периода гунно-сарматской эпохи представлены в степях Минусинской котловины курганами-склепами и грунтовыми могильниками. По месту раскопок первого кургана-склепа эти погребальные комплексы названы тесинскими.

 

VI. К настоящему моменту в степной зоне Минусинской котловины исследовано не менее 32 тесинских курганов-склепов и около 800 грунтовых могил, что почти в три раза больше числа памятников (8 склепов и 294 грунтовые могилы), учтённых к 1975 году. Их картографирование принципиально меняет общую картину: большинство небольших и средних по размерам грунтовых могильников концентрируется на юго-западе собственно Минусинской котловины.

 

VII. На основе корреляции данных горизонтальной и вертикальной стратиграфии, признаков, характеризующих особенности наземных и подземных конструкций, обряда и инвентаря, определено: 1. Тагарская культура не прекратила своё существование в хуннское время, курганы лепёшкинского типа продолжают сооружаться одновременно с ранними тесинскими склепами. Они синхронизируются по находкам в тех и других памятниках нескольких специфических вещей-индикаторов; 2. По комплексу признаков выделяются курганы-склепы первого (означенского) и второго (тесинского) этапов; 3. Тесинские грунтовые могилы сооружались отдельно или впускались в насыпи внутри оград курганов предшествующих эпох, а также и в насыпи внутри оград раннетесинских курганов. Следовательно, грунтовые могилы появляются позднее курганов первого тесинского этапа и синхронны склепам второго этапа; 4. В насыпях двух курганов среднего периода обнаружены впускные тесинские могилы. Так как они сооружены позднее курганов второго этапа, то должны относиться к последующему, третьему этапу. В это же время сооружались и позднейшие тесинские могилы, выделяемые по типологическим признакам; 5. Помимо грунтовых могил к третьему этапу (туимский) относятся два кургана-склепа, определённые по ряду признаков как наиболее поздние из тесинских (Туим, Уйбат); 6. Новые тесинские культурные традиции, отражённые в конструкциях, обряде и инвентаре погребальных памятников, сложились на юге Хакасии, в Минусинской котловине, достигли территории Чулымо-Енисейской котловины позднее; сарагашенские традиции существовали на севере дольше, чем на юге, а абсолютный возраст раннетесинских по типу курганов в северном регионе может быть значительно моложе; 7. Стратиграфически прослежено, что во всех случаях таштыкские грунтовые могилы сооружались позднее могил и склепов второго тесинского этапа. Одна таштыкская могила была впущена в насыпь позднетесинского кургана. Следовательно, таштыкские грунтовые могилы сооружались позднее тесинских курганов-склепов третьего этапа.

(39/40)

 

VIII. В архитектуре тесинских курганов-склепов заметны несколько строительных традиций. Первая — минусинская курганная. Вторая восходит к рассмотренным выше курганам «сарагашенской» элиты и, возможно, через них — к пазырыкским курганам знати (сруб в срубе) и захоронениям хуннских вождей (вход-дромос). Третья связана с ханьскими гробницами Китая (вертикальные опорные столбы, двухэтажные подземно-наземные конструкции).

 

IX. По количеству могил выделяются четыре варианта грунтовых могильников. По форме и особенностям наземных каменных сооружений и устройству внутримогильных конструкций определяются их отдельные типы и варианты. По особенностям погребального обряда устанавливаются шесть типов захоронений. Выявлены различия ранних и поздних тесинских грунтовых могил.

 

Характерными для тесинского времени являются захоронения собак, которые совершались поблизости или среди грунтовых могил и в насыпях курганов-склепов.

 

X. В тесинское время принципиально различаются обряды захоронения в курганах-склепах и грунтовых могильниках. Склепы, скрытые под насыпями тесинских курганов, представляли собой подземные «дома мёртвых», рассчитанные для длительного функционирования и захоронения до 100-300 умерших. До помещения в склеп тела умерших людей подвергались специфической обработке.

 

XI. По датирующим аналогиям вещам, итогам количественного спектрального анализа стеклянных бусин, радиоуглеродным датам определяется абсолютная хронология памятников каждого из этапов: первый — конец III в. до н.э. — середина I в. до н.э., второй — середина I в. до н.э. — I в. н.э., третий — II в. н.э. — первая треть III в. н.э.

 

XII. Выделение новой тесинской культуры позволяет по-новому оценить и охарактеризовать особенности этнокультурных процессов, проходивших в степях Минусинской котловины в хуннское время, а также региона Саяно-Алтая. Важность и значимость изучаемых процессов несомненны, так как именно в хуннское время были заложены основы и на столетия вперёд определены направления культурного, этнического и исторического развития многих народов Сибири.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки