главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.Д. Кубарев. Петроглифы Шивээт-Хайрхана (Монгольский Алтай). Новосибирск: ИАЭт СО РАН. 2009. В.Д. Кубарев

Петроглифы Шивээт-Хайрхана (Монгольский Алтай).

// Новосибирск: ИАЭт СО РАН. 2009. 420 с. ISBN 978-5-7803-0185-1

 

аннотация: ]

Монографический альбом посвящён новым наскальным изображениям ранее неизвестного святилища, расположенного у священной горы Шивээт-Хайрхан (Монгольский Алтай). В работе рассматриваются вопросы хронологии и семантики древних рисунков, а также предпринята попытка реконструировать некоторые мировоззренческие представления, связанные с конкретными образами этого уникального комплекса наскального искусства.

Петроглифы на исследованном памятнике исчисляются тысячами, но даже те материалы, которые вошли в предлагаемую читателям книгу, позволяют рассматривать её как ценный первоисточник по изобразительному творчеству древнего населения Алтая.

Издание рассчитано на археологов, этнографов, историков, искусствоведов, а также всех, кто интересуется историей первобытного искусства Центральной Азии.

 

Содержание

 

Введение. — 5

 

Описание комплекса. — 9

Комментарии, хронология и интерпретация сюжетов. — 10

Хар-Салаа I. — 10

Хар-Салаа II. — 12

Хар-Салаа III. — 16

Хар-Салаа IV. — 21

Хар-Салаа V. — 23

Хар-Салаа VI. — 24

Хар-Салаа VII. — 26

Шивээт-Хайрхан. — 27

Хар-Чулуу. — 29

Цагаан-Гол (правый берег). — 32

Цагаан-Салаа. — 36

Цагаан-Гол (левый берег). — 37

 

Заключение. — 38

 

Список литературы. — 39

Summary. — 44

Список сокращений. — 46

 

Приложение I [Рис. 1-1303]. — 47-390

Приложение II [Фото 1-66]. — 391-418

 


 

Заключение.   ^

 

Святилища с наскальными рисунками, открытые вокруг горы Шивээт-Хайрхан, принадлежали древним охотникам и скотоводам. Расположение изображений главных промысловых животных и вооружённых охотников, по-видимому, передаёт магический ритуал, за которым также усматривается определённое мировоззрение. Оно наделяло солнце способностью репродуцировать умерших людей и убитых зверей. Например, ритуальное действие, отражённое в композициях на священном «алтаре» у восточного подножия горы Шивээт-Хайрхан, прямо указывает на то, что человек всегда проявлял заботу об утраченных сородичах и убитых животных, пытаясь быть активным участником обряда «воскрешения-рождения» тех и других. Это древнее и таинственное святилище было местом поклонения и мольбы злым и добрым духам, от действий которых, как считали древние, зависело благополучие не только всей общины, но и семьи, отдельного человека.

 

Ряд учёных считает петроглифы неисчерпаемым источником мифологических представлений, другие полагают, что в наскальных изображениях заложена информация о реальных исторических событиях, хозяйственном укладе горных племен. Но, как писал А.П. Окладников: «Для столь далёкого времени не может быть речи о чисто бытовом искусстве или чисто мифологическом творчестве. И то, и другое, несомненно, находилось во взаимосвязи, в определённом синтетическом комплексе» [1980, с. 76].

 

К сожалению, специфика публикации новых наскальных изображений всегда связана с большим объёмом иллюстративных материалов, поэтому в предлагаемой книге-альбоме мы не коснулись многих проблем современного петроглифоведения. Остались нерассмотренными многие интересные композиции и сцены, что, будем надеяться, послужит основанием для дальнейшего научного изучения петроглифов Монгольского Алтая. Тем не менее, главная цель наших полевых исследований достигнута, – на карту археологических памятников Республики Монголия теперь можно нанести ещё один, несомненно, ценный для исторической науки древний комплекс наскального искусства у горы Шивээт-Хайрхан. Петроглифы, открытые в долинах рек Хар-Салаа, Цагаан-Салаа и Цагаан-Гол, по разнообразию сюжетов и художественной выразительности изобразительных материалов могут быть поставлены в один ряд с другими, уже ставшими классическими, памятниками наскального искусства Монголии. Они представляют значительный интерес для археологов, искусствоведов и исследователей, занимающихся реконструкцией социально-экономических структур древних обществ и идеологических представлений древнего населения Алтая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки