главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

В.Д. Кубарев. Курганы Уландрыка. Новосибирск: 1987. В.Д. Кубарев

Курганы Уландрыка.

// Новосибирск: 1987. 304 с.

 

Глава I.

Геотопографические особенности расположения курганов.

 

Алтай — один из главных естественных археологических заповедников нашей страны. На его территории сосредоточены тысячи ценнейших памятников всех исторических эпох: начиная со стойбищ и мастерских первого в Сибири человека до этнографических петроглифов алтайцев. Особенно широкую известность в нашей стране, да и за рубежом, получили исследования курганов скифского времени в Центральном Алтае. В то же время настоящим белым пятном для археологов оставался Юго-Восточный Алтай, где вплоть до 60-х гг. нашего столетия не было раскопано ни одного кургана. Потому открытие и исследование первых же курганов Уландрыка вызвало живейший интерес у многих специалистов. Можно без преувеличения сказать, что с началом работ в Уландрыке наступил новый этап в археологическом изучении Алтая.

 

Юго-Восточный Алтай отличается удивительным своеобразием горно-степных ландшафтов, близких по природным условиям к соседней Монголии. По современному административному делению Юго-Восточный Алтай приходится в основном на Кош-Агачский район Горно-Алтайской автономной области. Обширную часть района занимает Чуйская степь, протянувшаяся с запада на восток почти на 100 км и с юга на север почти на 40 км. Являясь межгорной котловиной, Чуйская степь со всех сторон окружена горами высотой 3200-3400 м над ур.м. С севера это Курайский хребет, с юго-запада и запада Южно-Чуйский и отчасти Северо-Чуйский хребты. На востоке Чуйскую степь замыкают отроги пограничного Сайлюгемского хребта, являющегося водоразделом рек Алтая и Монголии. Несколько горных перевалов, ведущих через Сайлюгем в Монголию, едва ли превышают 2000-2300 м.

 

Чуйская степь — это опустыненное каменистое плоскогорье. Оно поделено течением р. Чуи на две части: северную

(6/7)

Рис. 1. Общий вид долины р. Уландрык.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

и южную. С обеих сторон в реку впадают десятки небольших горных ручьёв и рек — её южных и северных притоков. В восточной части Чуйской степи, расположенной на высоте уже более 2000 м, несколько рек образуют истоки Чуи. Одним из таких истоков и является небольшая, пересыхающая летом р. Уландрык протяженностью не более 25-30 км. Берущая начало в отрогах Сайлюгемского хребта, она протекает по узкой долине с крутыми живописными скалами, сложенными красноватыми сланцами (рис. 1). В её среднем и нижнем течении долина все более расширяется. Здесь, в преддверии Чуйской степи, на высоких террасах и были сооружены несколько курганных могильников древних кочевников и десятки больших, но одиноких курганов (керексуров) культового характера. Этот район — наиболее высокая точка Чуйской степи, поднятая над уровнем моря на 2150 м.

(7/8)

 

Изолированность Чуйской степи высочайшими хребтами от Центрального Алтая, экстремальные колебания температур, малоснежная зима и короткое высокогорное лето — показатели сурового и резко континентального климата. Сильные ветры горно-долинного характера способствуют почти полному отсутствию снежного покрова, глубокому промерзанию почвы и наличию островов вечной мерзлоты. Отсюда становится понятным, почему грунт под насыпями многих уландрыкских курганов оказался промёрзшим, а отдельные погребальные срубы были полностью заполнены льдом. Явление это не носит локального характера. Промерзшие курганы известны во многих горных регионах Центральной и Средней Азии. Но впервые оно открыто при раскопках больших алтайских курганов, когда под мощными каменными насыпями — своеобразными теплоизоляторами — были обнаружены линзы вечной мерзлоты. Причины образования мерзлоты не раз рассматривались археологами. Причём А.Д. Грачом отмечены свои особенности образования льда в камерах саглынских курганов Тувы, которые определялись прежде всего суровыми климатическими условиями долины Саглы.

 

Осадки, проникшие летом внутрь могильных ям и срубов, замерзали в зимний период. Возможно, уже через год, в следующее после погребения лето, полностью промёрзшая камера сруба не оттаивала. Весьма сходная картина наблюдалась и при образовании льда в уландрыкских курганах, которые находятся примерно в той же микроклиматической зоне, что и саглынские курганы Тувы. Следует, однако, отметить, что лёд заполнял только камеры-срубы семи уландрыкских курганов из 42 раскопанных. Не наблюдалась подкурганная мерзлота и в других могильниках древних кочевников Алтая, расположенных в ещё более суровых природных условиях (на высоте до 2500 м и выше), чем курганы Уландрыка. Объясняется подобное явление особенностями грунта, в котором были вырыты могильные ямы. То есть образование льда было обусловлено не только такими факторами, как суровые климатические условия, мощность каменной насыпи и глубина ямы, но и такими, как структура материкового грунта с врезанными в нём погребальными камерами. Так, могильные ямы некоторых уландрыкских курганов были вырыты в плотной однородной глине, практически не пропускавшей просочившихся в камеру жидких осадков, которые затем и превратились в лёд в первую же зиму после захоронения.

 

Иная картина наблюдалась в большинстве других курганов Уландрыка, ямы которых были выбраны в крупном га-

(8/9)

лечнике или щебнистом материке. Грунт с такой пористой структурой свободно пропускал воду, промерзая зимой и оттаивая летом на одну и ту же глубину. Выявление таких локальных особенностей образования подкурганной мерзлоты помогло нам определить целую группу промёрзших курганов у пос. Ташанта. В результате визуального обследования террасовидных срезов, расположенных вблизи ташантинских памятников, было выдвинуто предположение о наличии мерзлоты под насыпями курганов, раскопки которых и подтвердили его полную обоснованность.

 

Разработанный нами несложный поисковый признак промёрзших курганов очень перспективен и может быть с успехом применён археологами, постоянно ведущими исследования в высокогорных регионах Центральной Азии. Преимущество же раскопок курганов с древним льдом в погребальных камерах по сравнению с обычными настолько очевидно, что полностью компенсирует те огромные трудности, которые возникают в связи с исследованием объектов, скованных вечной мерзлотой. Ярким примером тому служат курганы Пазырыка и Уландрыка, в которых сохранилась масса предметов из органических материалов — дерева, кожи, ткани и т.п. В обычных же условиях, как известно, все они бесследно исчезают. Поэтому первоочередной задачей алтайских археологов, изучающих погребальные памятники кочевников, на наш взгляд, является исследование курганов с мерзлотой.

 

Несмотря на столь суровые условия жизни в Чуйской степи, она с глубокой древности и до наших дней остаётся жизненно важной зоной кочевого хозяйства и традиционно используется под зимние пастбища. Топография уландрыкских памятников, да и других археологических объектов Юго-Восточного Алтая, в целом соответствует этногеографии древних и современных кочевников. Иначе говоря, курганные могильники устраивались всегда вблизи мест яйлажного кочевания (летников и зимников). Последние же находились в основном по долинам рек и в приозёрных впадинах. В условиях развитого горного рельефа долины рек даже в наше время остаются единственно удобным местом для обитания человека. Глубокие ущелья высокогорных рек с разнообразным травостоем, свежей водой и естественной защитой от пронизывающих ветров, ценились кочевниками уже в древности, о чём свидетельствуют и курганы, являющиеся наиболее характерной чертой здешнего пейзажа.

 

Курганы и культовые сооружения кочевников различных конструкций и разных эпох группируются в долинах восточноалтайских рек Юстыда, Барбургазы, Чаганбургазы, Коку-

(9/10)

зека, Елангаша, Чаганузуна, Бугузуна, Кокоря, Байлюгема, Сайлюгема, Бураты и т.д. Можно предположить, что в пределах каждой реки обитали члены одной большой семьи или даже целого рода, погребавшие на её берегах своих умерших сородичей. Таким образом, могильники могли представлять собой погребальные комплексы, где были захоронены представители одной близкородственной группы. Подобным закрытым комплексом, вероятно, нужно считать и раскопанные нами уландрыкские могильники, взаимное расположение которых показано на сводной карте памятников (табл. I).

 

Ещё одной характерной особенностью уландрыкских, да и всех алтайских могильников скифского времени, является расположение так называемыми курганными цепочками, направленными с севера на юг. Несложная, но чёткая и устойчивая топография могильников предполагает имитацию порядка расположения жилищ кочевников в небольших сезонных посёлках-кочевьях, о чём повествуют и этнографические источники. Появление таких обособленных кладбищ, предназначенных для многоактных захоронений, является ярким выражением этнической общности, семейного родства и идеи сосуществования в потустороннем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги