М.Е. Кравцова
Мировая художественная культура.
История искусства Китая.
/ Учебное пособие. СПб: «Лань»; «TPИADA». 2004. 960 с., 32 с.вкл. ISBN 5-8114-0564-2 (Лань); ISBN 5-901178-11-4 (ТРИАDА). («Мир культуры, истории и философии»)
[ аннотация: ]
В условиях активно развивающихся связей РФ и КНР знание истории китайского искусства и его шедевров приобретает особое значение.
Главная цель книги — представить читателю целостную картину истории развития китайского искусства в максимально расширенном временном объёме (от неолитической эпохи до начала XX в.), с учётом новейших археологических материалов и теоретических разработок. Книга знакомит читателя с основными этапами развития искусства Китая, с особенностями формирования эстетической мысли и изобразительных средств. Автор подробно рассказывает об основных видах китайского изобразительного, декоративно-прикладного, архитектонического искусств. Отдельная часть посвящена музыкальному искусству Китая.
Настоящее издание может быть рекомендовано специалистам, занимающимся проблемами мировой художественной культуры, преподавателям и студентам гуманитарных вузов, а также сотрудникам туристических агентств, которым необходима информация о сувенирной и художественной продукции Китая.
Оглавление
Предисловие. — 10
Часть первая.
Основные этапы истории китайского искусства.
Глава 1. Искусство неолитического Китая (VIII-III тыс. до н.э.). — 18
Общая характеристика эпохи китайского неолита. — 18
Художественное наследие неолитического Китая. Керамика. — 29
Типологии и технология изготовления неолитической керамики. — 29
Категории, формы и способы художественного оформления изделий (сосуды). — 36
Керамика Яншао (36). Керамика южного, юго-восточного, восточного и северо-восточного регионов неолитического Китая (54).
Другие виды предметно-творческой деятельности. — 71
Пластика. — 71
Работы по дереву, косторезное и камнерезное дело. — 78
Строительство. — 90
Ранние очаги металлургии. — 95
Глава 2. Искусство Древнего Китая (II-I тыс. до н.э.). — 98
Эпоха Шан-Инь (XVII-XI вв. до н.э.). — 98
Общая характеристика иньской эпохи. — 98
История возникновения иньского государства. Важнейшие памятники и артефакты XX-XVIII вв. до н.э. (98). Важнейшие памятники и артефакты раннеиньского (XVII-XIV вв. до н.э.) и позднеиньского (XIV-XI вв. до н.э.) периодов (105). Некоторые особенности политического устройства и духовной жизни иньского государства и их влияние на древнекитайское художественное творчество (114).
Художественное наследие иньской эпохи. — 117
Иньское бронзолитейное производство: технология, отделы и категории изделий (117). Темы, мотивы, образы и стилистические направления иньского орнаментального искусства (125). Изобразительное искусство (пластика) (132). Периферийные художественные традиции и характер их соотношения с искусством метрополии (134). Художественное наследие народностей вне иньского круга (137).
Эпоха Чжоу (XI-III вв. до н.э.). — 146
Общая характеристика чжоуской эпохи. — 146
Важнейшие памятники и артефакты. — 155
Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и новации. — 172
Основные отделы и категории изделий (сосуды, зеркала, украшения, оружие и монеты) (172). Эволюция технико-художественных способов и эстетических принципов оформления изделий (186).
Темы, мотивы, образы и главные стилистические направления чжоуского искусства. — 191
Человек в художественном творчестве чжоуской эпохи. — 195
Эпоха Цинь (221-207 гг. до н.э.). — 200
Эпоха Хань (207 г. до н.э. — 220 г. н.э.). — 209
Общая характеристика ханьской эпохи и её художественного наследия. — 209
Китай и внешний мир. — 219
Древнекитайское изобразительное искусство. — 226
Погребальная пластика (226). Монументальная скульптура (236). Художественные рельефы (240). Стенописи (245). Протостанковая живопись (картины на шёлке) (249).
Глава 3. Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.). — 252
Эпоха Шести династий (220-589). — 252
Эпохи Суй (589-618) и Тан (618-907). — 263
Эпохи Пяти династий (907-960), Северной Сун (960-1127) и Южной Сун (1127-1279). — 277
Эпоха Юань (1271-1368). — 287
Эпоха Мин (1368-1644). — 289
Эпоха Цин (1644-1911). — 294
Глава 4. Художественное наследие Китая в современных музейных коллекциях и оригинальные письменные источники по истории китайского искусства. — 301
Институт частного коллекционирования и его место в художественной культуре традиционного Китая. — 301
Музейное дело в Китае в XX в. и государственная политика по охране национальных историко-культурных и художественных ценностей. — 303
Ведущие мировые музейные коллекции китайских художественных произведений. — 308
Главные классы китайских письменных источников по истории национального искусства. — 310
Часть вторая.
Общекультурные основы и изобразительные средства китайского искусства.
Глава 5. Китайский художественно-эстетический канон. — 316
Древнейшие воззрения на предметно-творческую деятельность. — 316
Художественное творчество и мифологические представлениям. — 321
Конфуцианские эстетические установки. — 326
Осмысление художественного творчества в древних натурфилософских учениях. — 331
Художественное творчество в культуре и религиозной традиции южного региона Древнего Китая. — 336
Художественное творчество и даосизм. — 337
Роль буддизма в истории искусства и эстетической мысли Китая (эстетические идеи школы Чань). — 347
Принципы и способы функционирования художественно-эстетического канона в культуре китайского имперского общества. — 352
Глава 6. Образная система китайского искусства. — 356
Общая характеристика китайской художественной образной системы. — 356
Абстрактно-символическая образность. — 358
Геометрическая и числовая символика. — 358
Цветовая символика. — 365
Предметно-символическая образность (элементы ландшафта, атмосферные явления, природные «драгоценности» и рукотворные изделия). — 368
Растительные образы (мифологические растения, деревья, цветы, плоды и грибы). — 373
Зооморфные образы. — 383
Фантастические существа. — 383
Рыбы, пресмыкающиеся и земноводные (змея, черепаха, лягушка). — 397
Насекомые и птицы. — 402
Дикие животные. — 409
Домашние животные и птицы. — 419
Глава 7. Иконография персонажей историко-легендарного и божественных пантеонов. — 425
Изображения богов, героев мифологических сюжетов, легендарных и исторических личностей в древне-китайском искусстве. — 425
Буддийская иконография. — 437
История формирования буддийского культового изобразительного искусства. — 437
Центральные персонажи буддийского божественного пантеона. — 440
Основные элементы буддийской иконографии. — 443
Принципы изображения внешнего облика конкретных персонажей. — 453
Буддийская художественная образность и иконографические атрибуты. — 459
Персонажи конфуцианского пантеона. — 469
Персонажи даосского пантеона. — 477
Общая характеристика даосских религиозных представлений. — 477
Культ и иконография Лао-цзы. — 479
Центральные персонажи даосского божественного пантеона. — 482
Бессмертные-сяни. — 488
Персонажи пантеона популярных верований (XIV-XIX вв.). — 499
Общая характеристика китайских популярных верований. — 499
Божества-повелители мира, отдельных сфер мироздания, частей света и судеб живых существ. — 502
Божества-повелители природных сущностей и стихий. — 511
Божества-податели жизненных благ и защитники от злых сил. — 513
Домашние боги. — 531
Аграрные божества и покровители отдельных сфер сельскохозяйственной деятельности. — 534
Городские божества-покровители ремёсел и профессиональных групп. — 537
Божества-повелители загробного мира. — 540
Часть третья.
Изобразительное искусство.
Глава 8. Станковая живопись. — 546
Теории и практики станковой живописи. — 546
Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика. — 546
Живописные материалы и техники. — 553
Оформительские принципы живописного произведения. — 560
Морфологические основы китайской живописи. — 564
Начальный этап формирования станковой живописи (эпоха Шести династий). — 566
Живопись эпохи Тан. — 572
Живопись первой половины танской эпохи. — 572
Живопись второй половины танской эпохи и творчество Ван Вэя. — 582
Живопись эпохи Северная Сун. — 584
Северосунская академическая школа живописи и её ведущие жанровые и стилистические направления. — 584
История создания Академии живописи и её роль в художественной жизни Северной Сун (584). Академическая пейзажная живопись (585). Жанр «цветы и птицы» и анималистический жанр (595). Бытописательный жанр и портрет (599).
Школа «художников-литераторов». — 603
Живописная ситуация конца северосунской эпохи. — 612
Живопись эпохи Южная Сун. — 613
Академическая школа живописи. — 613
Чаньская живопись. — 616
Живопись эпохи Юань. — 620
Живопись эпохи Мин. — 628
Живописные школы и направления начала минской эпохи. — 628
Академическая школа живописи. — 631
Живописные школы и направления второй половины минской эпохи. — 633
Живопись эпохи Цин. — 638
Академическая школа живописи. — 639
Неофициальное живописное творчество первой половины цинской эпохи. — 642
Живопись второй половины XIX — начала XX века. — 650
Глава 9. Китайская простонародная картина-няньхуа. — 656
Происхождение, основные этапы истории развития и ведущие региональные традиции няньхуа. — 656
Жанровые и тематические разновидности няньхуа. — 662
Глава 10. Китайско-буддийское культовое изобразительное искусство. — 668
Пещерные монастыри. — 669
Скальные храмы. — 674
Ведущие региональные художественные традиции и центры производства храмовой скульптуры (IV-VIII вв.). — 679
Часть четвёртая.
Декоративно-прикладное искусство.
Глава 11. Керамика. — 688
Типологии и технология производства керамики древнего и традиционного Китая. — 688
Древние керамические сорта. — 694
«Каменная» керамика. — 696
Фарфор. — 706
Региональные керамические традиции и народные гончарные промыслы современного Китая. — 718
Китайская керамика в истории мирового декоративно-прикладного искусства. — 721
Глава 12. Текстиль и костюм. — 725
Шелкоткачество. — 725
История развития шелкоткачества. — 725
Технология шелкоткацкого производства. — 727
Основные типы шёлковых тканей. — 732
Китайский шёлк в истории мирового декоративно-прикладного искусства. — 736
Другие виды тканей (конопляные, хлопковые и шерстяные). — 738
Способы декоративного оформления текстиля (вышивки и набойки). — 739
Костюм. — 741
Основные источники по истории китайского костюма. — 741
Главные формы и элементы китайского костюма. — 743
Глава 13. Ювелирное дело. — 752
Ювелирные материалы и техники. — 753
Металлы. — 753
Минералы. — 764
Вещества органического происхождения. — 776
Стекло. — 781
Основные категории изделий. — 783
Празднично-повседневные украшения. — 784
Императорские и чиновничьи парадно-ранговые украшения. — 799
Глава 14. Лаковое производство. — 804
Технология лакового производства. — 804
Древние лаки. — 806
Лаковое производство традиционного Китая. — 811
Глава 15. Эмальерное дело. — 819
Перегородчатые эмали (технология производства и основные этапы истории развития). — 819
Другие виды китайских эмалей. — 823
Часть пятая.
Архитектонические виды искусства.
Глава 16. Архитектурно-инженерное искусство. — 830
Культурно-идеологическая символика, основные памятники и источники по истории развития китайского архитектурно-инженерного искусства. — 830
Технико-конструктивные особенности китайского зодчества, типы зданий и ведущие архитектурные стили. — 838
Главные категории архитектурных ансамблей и их планировочные принципы (жилая усадьба, дворец, храм). — 846
Градостроение: семантика и семиотика столичного города. — 859
Китайско-буддийское культовое зодчество (пагоды). — 868
Культурно-архитектурные истоки пагод. — 868
Начальный этап истории развития китайско-буддийского культового зодчества (I-VI вв.). — 872
Пагоды танской и сунской эпох (основные конструктивные типы и региональные архитектурные стили). — 875
Китайско-буддийское культовое зодчество минской и цинской эпох. — 884
Другие важнейшие категории китайских архитектурно-инженерных сооружений (арки и мосты). — 887
Глава 17. Садово-парковое искусство. — 890
Императорский парк. — 890
Пейзажный сад. — 895
Глава 18. Мебельное дело и интерьер. — 901
Основные этапы истории развития китайского мебельного дела и искусства интерьера. — 901
Формы и виды традиционной мебели. — 904
Семиотические принципы и способы художественного оформления интерьера. — 915
Часть шестая.
Музыкальное искусство.
Глава 19. История и теории китайского музыкального искусства. — 924
Проблема происхождения и основные этапы истории развития китайского музыкального искусства. — 924
Архаико-религиозные, натурфилософские и этико-философские воззрения на музыку. — 930
Глава 20. Интонационный строй и инструментарий. — 935
Пентатонная гамма и ладовая система. — 935
Важнейшие национальные и заимствованные инструменты. — 941
Заключение. — 951
Рекомендуемая литература. — 954
|