П.М. Кожин
Китай и Центральная Азия до эпохи Чингисхана:
проблемы палеокультурологии.
// М.: ИД «ФОРУМ». 2011. 368 с. ISBN 978-5-8199-0453-4
См. файл на academia.edu.
Оглавление
Предисловие. — 4
Часть I. Путь формирования и утверждения ранней государственности.
Глава 1. Обзор предыстории. — 32
Глава 2. Предпосылки государства. — 36
Глава 3. О хронологической глубине историко-культурной памяти древних китайцев. — 49
Глава 4. Формирование единого политико-экономического, духовно-ментального и общегосударственного пространства у земледельческой популяции в бассейне Хуанхэ. — 54
§ 1. Становление и тенденции развития китайского этноса. — 54
§ 2. Становление древнекитайской государственности. — 65
Глава 5. Военная организация древнего Китая. — 74
Часть II. Формирование стабильных основ духовной культуры Китая.
Глава 1. Происхождение и распространение письменности. — 82
Глава 2. Становление древнекитайской философии. — 94
§ 1. От жречества к философии. — 94
§ 2. «Девять дэ» в концепции государственного управления Гао Яо. — 98
§ 3. «Сыновья и внуки будут вечно пользоваться...». — 109
§ 4. Шицзин и начала китайской идеологии. — 113
§ 5. Значение «Даодэцзин» (первый параграф) для древнекитайской теории познания. — 117
§ 6. «Дао грабителей» у Чжуан-цзы. — 123
Глава 3. Своеобразие, самобытность и уникальность древнекитайской философии. — 128
§ 1. Этнокультурные константы китайской философии. — 128
§ 2. Древнекитайское общественное сознание как основа религиозного и философского мировоззрения. — 132
Часть III. Древнекитайское материальное производство и его отрасли.
Глава 1. Керамика китайского неолита. — 138
§ 1. Технический аспект. — 138
§ 2. Неолитические прообразы шан-иньской ритуальной посуды. — 150
Глава 2. Обработка камня. — 155
Глава 3. Материальное оформление ритуалов. — 159
§ 1. Об иньских и чжоуских бронзовых ритуальных котлах. Некоторые проблемы технологии. — 159
§ 2. Разновидности бронзовой ритуальной посуды шан-чжоуской эпохи. — 166
Заключение. Человек как мера вещей. Трактат «Каогунцзи». — 175
Часть IV. Сухопутные азиатские и евразийские древние контакты Китая.
Введение. — 180
Глава 1. Периодизация древних межцивилизационных евразийских контактов Китая. К доистории глобализации. — 185
Глава 2. Некоторые данные о древних культурных контактах Китая с внутренними районами евразийского материка. — 197
Глава 3. Место синьцзянских наскальных изображений колесниц в общей системе развития и распространения колёсного транспорта. — 209
Глава 4. Шёлковый путь. — 230
§ 1. К вопросу об «организации» Шёлкового пути. — 230
§ 2. Шёлковый путь и кочевники. Некоторые вопросы средневековой этногеографии Центральной Азии. — 236
Глава 5. Этапы сложения этногеографической картины Центральной Азии в древности. — 248
§ 1. По поводу трактовки Н.Я. Бичуриным некоторых этнографических наблюдений Сыма Цяня. — 248
§ 2. Доисторические истоки тохарской проблемы. — 265
§ 1. Китайские зеркала в Сибири. — 284
§ 2. О приёмах художественного оформления серебряных изделий в эпоху Тан. К вопросу о типологии танского серебра. — 297
Глава 7. Значение этногеографии в трудах средневековых арабских путешественников. — 310
§ 1. Путь саманидского посольства из Бухары в «столицу» Китая. «Первая записка Абу-Дулафа», середина X в. — 310
§ 2. Этноисторические наблюдения Ибн-Фадлана (922 г.). «Носорог» у Ибн-Фадлана. — 317
§ 3. О переправе каравана в тексте записки Ахмеда ибн-Фадлана (922 г.). — 325
Глава 8. Эпос и наскальное искусство. Наскальные изображения: возможности распознавания аудиовизуальной этноэпической традиции. — 329
Послесловие. — 334
Приложение. — 336
Экскурс 1. Археологический феномен афанасьевской культуры. — 336
Экскурс 2. Расселение ранних культур эпохи бронзы. — 342
Экскурс 3. О последовательности формирования и периодизации андроновской культурной общности. — 351
Экскурс 4. Скифо-сибирский мир. О начальных разновидностях глиняной посуды скифо-сакского населения. — 359
|