главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки

С.Г. Кляшторный

Степные империи: рождение, триумф, гибель.

// Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. 2005 : Степные империи древней Евразии. СПб: 2005. 346 с.

 

I. Жуны, юэчжи и гунны: рождение степной империи.

Срединное царство и «Страна демонов». — 13

Северные народы в повествовании Сыма Цяня. — 17

Держава гуннских шаньюев. — 20

Юэчжи и гунны. — 21

Хозяйство, общественное и государственное устройство гуннов. — 27

Расцвет и упадок степной империи. — 32

Гунны у границ Римской империи. — 33

Гунны между Алтаем и Аралом. — 35

«Белые гунны» в Средней Азии. — 38

[ 9 ] «Белые гунны» в Средней Азии.

 

Между 141 и 128 гг. до н.э. юэчжи, вытесненные гуннами из Внутренней Азии, перешли Яксарт (Сырдарью) и овладели всей территорией Греко-Бактрийского царства. Завоеватели Бактрии, смешавшиеся по маршруту своих переселений с другими кочевыми племенами, довольно скоро перешли к осёдлому образу жизни и освоили те формы управления и быта, которые сложились в Греко-Бактрии. Даже монеты они первоначально чеканили в подражание монетам эллинских базилевсов Гелиокла и Евкратида. Прошло около полутора веков, и юэчжийский князь Герай из рода Кушан стал создателем нового царства, одной из крупнейших империй древности. По родовому имени основателя она названа историографами Кушанской империей, её граница раздвинулась от Хорезма и прияксартских оазисов до Центральной Индии, а в 80-130-х гг. кушаны, соперничая с империей Хань, контролировали часть территории Таримского бассейна и Кашгар. Упадок могущества Кушанской империи начался в IV в., когда войска сасанидского царя Шапура II нанесли им ряд тяжелейших поражений, приведших к территориальным утратам и постепенному угасанию политического влияния династии.

 

Но уже в 346 г. сам Шапур ощутил угрозу своим восточным границам со стороны некоего племенного союза кочевников, выступивших совместно с кушанами.

 

Название этих племён, хиониты, связывается с гуннской политической традицией, хотя, по словам Аммиана Марцеллина, они нисколько не походили на столь выразительно изображённых в его труде гуннов. Более того, когда в 359 г. Шапур II привлёк царя хионитов Грумбата в качестве союзника против римлян и сын царя пал под стенами сирийского города Амиды, этот юноша был назван Аммианом «красивым» (вспомним, как описывает Аммиан внешность гунна Аттилы!). Тем не менее, если верна догадка К. Еноки о том, что гуннами, которые, согласно китайским источникам, во второй половине IV в. завоевали страну Судэ (Согд), и были хиониты, политическое соотнесение и связь обеих племенных групп делается весьма вероятным.

 

Уже в начале V в. на среднеазиатской исторической арене вновь появляются юэчжийские племена. Согласно китайской династийной истории Бэй ши это были «малые» юэчжи, возглавленные «храбрым государем Цидоло». Жившие

(38/39)

Рис. 5. Воины-хиониты III-IV вв. Резьба по кости, могильник Орлат.

 

до того в предгорьях Нань-Шаня, эти племена завоевали «пять царств» к югу от Гиндукуша, овладели Гандхарой и Тохаристаном, вытесняя оттуда Сасанидов, и объединились с хионитами. Имеется несколько групп монет, чеканенных от имени их государей, и легенды этих монет именуют правителя Кидара Кушана ша. А византийский автор Приск Панийский пишет о войнах Сасанидов в 450-460-х гг. с «гуннами, называемыми кидаритами». Возможно, что в ходе этих войн кидариты на какой-то срок овладели Балхом. Кидаритские цари считали себя продолжателями кушанской политической традиции, что не осталось незамеченным их противниками. Так, армянский автор Егише Вардапет, участник персидских войн с северными племенами, пишет, что сасанидский царь Йездигерд II (438-457 гг.) «внезапно напал на земли хонов, которые называются также кушанами, и воевал с ними два года, но не смог подчинить их». Очевидно, что кушанами здесь названы кидариты и хиониты. Но в те же годы решающей политической силой в Средней Азии становятся эфталиты, которых их современники — византийские, армянские и индийские авторы — также связали с гуннской политической традицией. В западных источниках они именуются «белые гунны», в армянских — хоны, в индийских — хуна.

(39/40)

Название эфталиты, согласно византийским авторам, они получили по имени одного из их царей. Как же сами они себя называли?

 

Из надписей на монетах эфталитских царей это выясняется с полной достоверностью — сами себя эфталиты называли хион. Иначе говоря, эфталиты были одной из этнополитических групп хионитов. Сопоставление различных источников выявляет, что таких групп было по меньшей мере две: спет хион «белые хионы» и кармир хион «красные хионы». Проблема прародины хионовэфталитов остается дискуссионной. Попытки связать их с Бадахшаном (К. Еноки) были подвергнуты основательной критике, но, почти несомненно, хионы были одной из древних групп ираноязычных кочевников, обитавших в горно-степной юго-восточной и южной полосе Центральной Азии.

 

Условность отнесения хионитов и эфталитов к гуннским племенам была отмечена ещё Прокопием Кесарийским, который писал: «Хотя эфталиты народ гуннский и так называются, они, однако, не смешиваются и не общаются с теми гуннами, которых мы знаем, так как не имеют с ними пограничной области и не живут вблизи них... Они не кочевники, как прочие гуннские народы, но издавна обосновались на плодородной земле... Они одни из гуннов белы телами и не безобразны видом... и не живут какой-то звериной жизнью, как те, но управляются одним царём и имеют законную государственность, соблюдая между собой и соседями справедливость ничуть не хуже ромеев и персов» (Прокопий, 1993, I, 3).

 

Характеристика византийского автора относится к тому времени, когда эфталиты уже освоились в земледельческой и городской среде Средней Азии, восприняли на государственном уровне бактрийский язык и бактрийскую (ку-

Рис. 6. Реконструкция: 1 — С. Соколовой; 2, 3 — А.В. Сильнова.

(40/41)

шанскую) письменность, созданную на основе греческого алфавита, и, по словам китайского путешественника Сюань Цзана, «их литературные произведения постепенно увеличиваются и превзошли количество их у народа Согда». Таков был результат, но ему предшествовал длительный период политического становления государства.

 

Если их исходной территорией в 50-е гг. V в. был Тохаристан, то продвинуться на север и стать подлинными наследниками Кушанского царства они смогли после войн с сасанидским царём Перозом (459-484 гг.), напавшим на них. Уже после первого похода Пероза и разгрома персов эфталиты овладели Хорасаном. Во время второго похода на эфталитов Пероз попал в плен и заплатил за своё освобождение огромный выкуп. Третий поход Пероза (484 г.) окончился его гибелью и принуждением Ирана к выплате эфталитам ежегодной дани.

 

Ещё до того, как эфталиты овладели Согдом, они в 479 г. начали продвижение на восток и подчинили Турфанский оазис (см. ниже); между 490-509 гг. они завершили подчинение большинства городов-государств Таримского бассейна, а возможно, всего Восточного Туркестана. К конце V в. эфталиты овладели и Северной Индией, где в первые десятилетия VI в. правили эфталитские цари Торамана и его сын Михиракула. По существу, эфталиты полностью овладели кушанским наследием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки