главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки

С.В. Киселёв

Древняя история Южной Сибири

// МИА № 9. М.-Л. 1949, 364 с.


Часть третья. Сложение государств.

Глава IX. Енисейские кыргызы (хакасы).

 

6. Культура енисейских кыргызов. Религия.

 

То же можно сказать и о религии кыргызов.

 

Тан-шу говорит о шаманизме у кыргызов. «Шаманов называют гань». [227] В.В. Бартольд видит в этом слове китайскую передачу енисейского «кам», до сих пор обозначающего и на Енисее и на Алтае шамана. [228] Как и недавно, так и в IX в. кыргызы почитали огонь и приносили жертвы различным духам. При этом Тан-шу замечает, что кыргызы (хягасы) «жертву духам приносят в поле. Для жертвоприношений нет определённого времени». [229] Однако постоянные сношения кыргызов с народами, принявшими буддизм и мусульманство, очевидно, не прошли для них даром и в религиозной сфере. Автор X в. Абу-Дулеф сообщает, что у кыргызов «есть дом богослужений» и что они знают «мерную речь, которой они пользуются во время молитвы». Молясь, они обращаются к югу. [230] В этих словах нельзя не видеть указаний на известное усложнение у кыргызов религиозной обрядовости. Подобные явления нередки в условиях создания на основе недавней первобытности первых классово-государственных форм. Пошли ли кыргызские каганы дальше по этому пути и подобно своим современникам — Владимиру Киевскому, кагану Булану Хазарскому, Тобо — кагану Орхонскому и др. — приняли затем одну из религий Востока — об этом нет ясных известий. Исследователи, затрагивавшие этот вопрос, согласно отрицают проникновение к древним кыргызам буддизма.

 

За это говорит почти полное отсутствие вещественных и молчание письменных источников. Из страны кыргызов известен лишь один памятник древнего буддизма. Это замечательная алтарная группа, отлитая из бронзы и покрытая позолотой. Она найдена около с. Батени на левом берегу р. Енисея и хранится в Гос. историческом музее. [231] Её составляют

(347/348)

пять фигур, установленных на подставке: Будда, бодисатвы и лев. По качеству выполнения алтарь из Батеней представляет собою образцовое произведение буддийского искусства IV-VI вв. В нём ещё сохранились высокие мотивы Гандхары, хотя сделан он в Китае, о чём свидетельствует китайская надпись: «Генерал Ши сделал это для своего усопшего брата». Однако, прежде чем попасть на Енисей, алтарная группа достаточно попутешествовала. На это указывает наличие на подставке вырезанной позднее уйгурской строки. Нужно думать, что на Енисей алтарная группа попала в качестве трофея после одного из походов кыргызов на уйгур в IX в. Такое происхождение буддийского памятника не позволяет видеть в нём доказательство наличия у кыргызов буддизма. Иначе обстоит дело с исламом. Ряд исследователей допускает распространение у кыргызов в IX-X в. ислама. [232] Основанием этого мнения послужило толкование Иакинфом Бичуриным названия жилища хягасского (кыргызского) хана. В китайской летописи оно названо Мидичжы. По этому поводу И. Бичурин сделал следующее примечание: «кажется, что Мидичжы должно быть не дворец, а мяшит или мечеть, храм мусульманский». [233] В настоящее время такое толкование едва ли может быть принято после разъяснения В.В. Бартольда, который пришёл к выводу, что «китайская транскрипция этого названия (у Иакинфа — Мидичжы, у Шотта — Мидичжита) заставляет предполагать в персидском тексте чтения Микиджет (последний слог — иранское слово, часто прибавляемое к названию городов и селений, например, Ахсикет, Пенджикет и т.п.)». [234] Однако это не исключает полностью возможности проникновения ислама к кыргызам. За последние годы удалось даже найти его следы вблизи кыргызов. Из экспозиции Алтае-Саянского отдела Этнографического музея в Ленинграде ещё в 1930 г. стало известно, что С.А. Теплоухов нашёл в Тувинской автономной области мусульманский могильник предмонгольского времени (XII-XIII вв.). К сожалению, эти важнейшие материалы остались необработанными и недоступными. Поэтому нельзя сказать, имеется ли там единичный некрополь приезжих купцов-мусульман или это один из могильников обитателей долины верхнего Енисея.

 


 

[227] Иакинф. Собрание сведений..., ч. 1, стр. 446.

[228] Бартольд В. Киргизы, стр. 22.

[229] Иакинф. Собрание сведений..., ч. 1, стр. 446.

[230] Цитирую по В. Бартольду. Киргизы, стр. 21-22.

[231] Инв. №54746-3605. Получила своё определение от ряда советских и китайских специалистов во время выставки «Искусство Китая», организованной в Москве в 1940 г. См. Каталог выставки «Искусство Китая», М., 1940, стр. 32.

[232] Особенно категорично решал этот вопрос В. Огородников в своей вообще страдающей неточностями «Истории Сибири», ч. 1, стр. 169.

[233] Иакинф. Собрание сведений..., ч. 1, стр. 445, примечание 5.

[234] Бартольд В. Киргизы, стр. 21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки