главная страница / библиотека / обновления библиотеки / страница серии

Эрмитажные чтения памяти Б.Б. Пиотровского (14.II.1908 — 15.Х.1990). Тезисы докладов. СПб: 1997. В.А. Кисель

Келермесский грифон.

// Эрмитажные чтения памяти Б.Б. Пиотровского. СПб: 1997. С. 40-42.

 

В 1903-1904 гг. при раскопках раннескифских курганов близ ст. Келермесской были обнаружены уникальные предметы торевтики. Некоторые из них украшены изображениями грифонов. На настоящий момент сохранилось всего четыре целых фигуры чудовища (серебряные с золотыми обкладками зеркало и ритон) и две его протомы (золотая диадема, бронзовое шумящее навершие). Все изображения несомненно восходят к единому образу с рядом характерных признаков. Грифон имеет гибкое, пластичное тело, поросшее короткой шерстью. Его мощные лапы снабжены крупными когтями. Хвост S-образно изогнут и оканчивается овальным утолщением. Серповидные крылья вырастают непосредственно из передних лап. Массивная, покрытая чешуёй, шея, плавно изгибаясь, переходит в большую голову (на ритоне и навершии чешуя не показана). Резко изогнутый клюв широко раскрыт и из него высовывается длинный извивающийся язык, кончик которого отогнут вверх. Глаза миндалевидной формы (на зеркале и ритоне обозначены брови, на диадеме и навершии они отсутствуют). Лоб венчает вертикально расположенный выступ, состоящий из столбика с шариком (на навершии выступа нет). Длинные остроконечные уши переходят в «бакенбарды», которые, сходясь под клювом, образуют «воротник». От ушей по обе стороны шеи ниспадает по паре локонов, завивающихся в спирали.

(40/41)

 

Каждый грифон имеет индивидуальные черты. Фигуры на ритоне в сравнении с изображениями на зеркале выполнены более подробно. У них показано овальное основание ушей, между глазом и ухом помещено по маленькому локону, а «бакенбарды» украшены «ёлочным» орнаментом. Протома на диадеме изготовлена ещё более тщательно. Рифлением подчёркнуты локоны, чешуйки, глаза, клюв и «бакенбарды». Выступ на лбу снабжён колечком, служащим основанием шарику. На клюве дугами обозначены ноздри. Нёбо грифона орнаментировано четырьмя волнистыми линиями. На голове между глазами и ушами изображено четыре пера. Брови и маленькие локоны отсутствуют.

 

Наиболее оригинально выполнена скульптура на навершии. У неё показаны только крупные, значительные элементы, что создаёт упрощённо-схематичный образ.

 

Все исследователи, ранее занимавшиеся келермесскими находками, единодушно относили изображения чудовища к архаическому типу восточно-греческого искусства. Этот тип полностью сложился в VII в. до н.э. в греческих центрах на побережье Малой Азии и соседних с ней островах (Furtwängler, 1886-1890). Основой для его создания послужили, по-видимому, грифоны, выполненные в сиро-финикийской художественной традиции. Непосредственным прототипом могли явиться сирийские (и ассирийские?) памятники искусства XIII в. до н.э., аналогичные найденным в Кархемише, Сакча Гёзю и крепости Салманасара III. Своеобразным переходным звеном к восточно-греческому типу служит фигура орлиноголового демона на резной костяной панели от изголовья ложа (около 730 г. до н.э.) из крепости Салманасара (Mallowan, 1966). У данного изображения, кроме признаков, обычных для многих древневосточных фантастических существ (идущий вдоль шеи гребень из перьев, вертикально завивающийся локон на лбу), появились новые черты, не свойственные орлиноголовым чудовищам того времени: широко распахнутый клюв, резко выгнутый вверх язык, «бакенбарды» и заострённые поднимающиеся над головой уши. Эти стилистические элементы и легли в основу восточно-греческого образа.

 

Несмотря на несомненное родство келермесского грифона с восточно-греческим, они заметно различаются. Так, чудовища, запечатлённые на предметах из Келермеса, при сравнении с росписями родосско-ионийских сосудов и изделиями торевтики с островов Мелоса, Самоса, Родоса характеризуются менее вытянутыми пропорциями тела, округлостью головы, значительной величиной глаз, более крутым изгибом языка и причудливым контуром крыльев, повторяющим абрис отдельных перьев. К тому же чешуя у них (в тех случаях,

(41/42)

когда она показана) не покрывает голову, что необычно для восточно-греческих образцов. Эти особенности позволяют выделить келермесских фантастических существ в локальную стилистическую группу восточно-греческого канона. Кроме того, отсутствие совокупности перечисленных отличительных признаков у восточно-греческих грифонов второй половины VII в. до н.э. позволяет датировать келермесские изображения более ранним временем.

 

Близость келермесских чудовищ с художественными образами древнего Востока наблюдается и при сопоставлении их с золотыми протомами грифонов из Зивие, выполненных в эклектичном (ассиро-урарто-иранском) стиле. Они сходны не только по основным характеристикам, но и в мелких деталях: дуговидные ноздри, маленький локон за глазом, линии на нёбе, рифление контура клюва.

 

Очевидно, формирование келермесского образа грифона происходило не на малоазийском побережье в греческих колониях, а в более глубинных районах полуострова, например, в мастерских Фригии или Лидии и относится к первой половине — середине VII в. до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / страница серии