А.В. Калюта
Мифы и предания ацтеков от древности до современности.
// СПб: 2005. 224 с. ISBN 978-5-02-040263-8 («Научно-популярная литература»)
[ аннотация: ]
В книге представлена масштабная картина мифологии ацтеков и родственных им этнических групп науа Центральной Мексики на основе письменных источников середины XVI – начала XXI в.: анонимных рукописей, содержащих фрагменты ритуальных календарей тональпоуалли, летописей, исторических хроник, написанных потомками местной знати и католическими миссионерами из монашеских орденов францисканцев и доминиканцев, а также материалов полевых этнографических исследований среди потомков ацтеков в середине XX – начале XXI в., включая результаты работы самого автора в области Сьерра-Норте-де-Пуэбла в декабре 2004 г. Мифология ацтеков рассматривается в кросс-культурной перспективе. Основные мифологические мотивы – сотворение мира из тела первосущества, выход первопредков из-под земли (из пещеры), происхождение Солнца и Луны – сравниваются с аналогичными мотивами в мифологии народов Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Центральных Анд.
Оглавление
Введение. — 3
Этнолингвистическая общность науа. — 3
Мезоамерика как историко-культурная область. — 9
Основные этапы истории науа от древности до современности. — 18
Материальная и духовная культура науа Мексики до и после испанского завоевания. — 32
Глава 1. Космогонические мифы. — 46
Понятие космического цикла в доиспанском календаре науа Центральной Мексики. — 46
Сотворение мира. — 52
Происхождение Солнца и Луны. — 64
Глава 2. Структура мира. — 70
Глава 3. Антропогонические мифы. — 76
Глава 4. Этиологические мифы о растениях. — 83
Происхождение кукурузы. — 84
Происхождение агавы. — 87
Происхождение цветов. — 89
Глава 5. Этногонические мифы науа Центральной Мексики. — 95
Этногонические мифы астеков. — 103
Этногонические мифы аколуа. — 119
Этногонические мифы чальков и шочимильков. — 128
Этногонические мифы тлашкальтеков и науа долины Пуэбла. — 134
Глава 6. Религия и мифология науа Центральной Мексики после испанского завоевания. — 148
«Духовное завоевание» Центральной Мексики в первой половине XVI в. и формирование религиозного синкретизма у науа в раннеколониальный период. — 148
Религиозные верования, мифы и ритуальные практики науа Центральной Мексики во второй половине XX — первой четверти XXI в. — 165
Примечания. — 185
Библиография. — 213
[Цветная вклейка. — 16 л. между стр. 64 и 65]
Заключение. ^
Подводя итог общему обзору мифологии астеков и родственных им этнических групп Центральной Мексики от эпохи накануне испанского завоевания (конец XV — первая четверть XVI в.) до Новейшего времени, мы хотим обратить внимание читателя на целый ряд характеристик, свойственных традиционному мировоззрению этой крупнейшей этнолингвистической общности Мезоамерики вплоть до сегодняшнего дня.
Во-первых, это одушевление окружающего мира, в котором каждый предмет, даже самый незначительный, рассматривается как наделённый собственной жизненной сущностью и потому являющийся самостоятельным актором. В отличие от христианского мировоззрения люди в мировоззрении науа не являются созданиями первостепенной значимости, созданными по божественному образу и подобию и поставленными Творцом над всеми остальными живыми существами; они — лишь одни из многочисленных
(181/182)
акторов, чьё существование вкупе со всеми остальными обязано поддерживать баланс во Вселенной, находясь в отношениях взаимных обязательств с каждым из её обитателей, включая богов.
Во-вторых, как показывают письменные источники, даже в краткий период существования Тройственного союза, так называемой астекской империи, нельзя говорить о единой религии и едином пантеоне науа, равно как о единой мифологии науа Центральной Мексики, а лишь о комплексе общих мифологических мотивов, распространённых среди данной этнолингвистической общности. Таковы, например, мотивы циклической гибели и возрождения мира, мотив сотворения мира из тела первосущества (Сипактли или Тлальтекутли), мотив выхода первопредков из-под земли или из пещеры, а также мотив четырёхлетнего путешествия умершего в загробном мире.
В плане стадиального развития мифология науа сохранила немало архаичных черт, характерных для догосударственной стадии развития. Таково широко распространённое не только среди науа, но и других народов Мезоамерики представление о существовании у каждого человека животного двойника нагуаля, который очень часто сливается с понятием тоналли — жизненной сущности человека, определяющей его судьбу и физическую энергию и способной покидать тело человека во время сновидений.
В традиционном мировоззрении науа также прослеживается субстрат, возможно, восходящий
(182/183)
к верованиям первых переселенцев из Северо-Восточной Азии в эпоху верхнего палеолита. Это представления о многослойной структуре Вселенной, разделённой на верхний (небесный), средний (земной) и нижние миры (подземный и водный), а также возможности путешествия человека в изменённом состоянии сознания в каждый из этих миров. Сам процесс становления ритуального специалиста среди науа, приписываемые ему способности ясновидения и прямого общения с духами и проводимые им ритуалы гадания, лечения, вызывания дождя имеют параллели с основными шаманскими ритуалами Сибири, хотя проводить в этом случае полную аналогию, как это делают зарубежные исследователи, не представляется возможном в силу сильной хронологической отдалённости миграций из Сибири в Америку и совершенно разных исторических путей развития данных частей света в дальнейшем вплоть до периода Великих географических открытий.
Испанское завоевание, сопровождавшееся насильственным обращением астеков и других этнических групп науа Центральной Мексики в христианство, не привело к исчезновению прежних верований, а влекло за собой лишь их частичную модификацию под влиянием западной ветви христианства и формирование религиозного синкретизма. Большинство персонажей христианского пантеона, включая Христа и Деву Марию, были отождествлены и практически слились с ключевыми персонажами дохристианских верований.
(183/184)
Это слияние особенно заметно в культе Девы Марии Гваделупской, «смуглой мадонны», превратившейся в главное божество науа и часто именуемой науа Тонанцин — «нашей почтенной матерью».
наверх
|