Карл Теодор Ясперс
Смысл и назначение истории.
// М.: «Политиздат». 1991. 528 с. ISBN 5-250-01357-0 («Мыслители XX века») (см. также 2-е издание)
[ аннотация: ]
В сборник работ одного из самых ярких представителей экзистенциализма, К. Яспсрса (1883-1969), включены три книги, объединённые темой судеб духовности в кризисную эпоху, противостояния человека и безличной власти, смысла, происхождения и цели человеческой истории. Это «Истоки истории и её цель», «Философская вера» и «Духовная ситуация эпохи».
Рассчитана на читателей, интересующихся философией и историей культуры.
Содержание
Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса [П.П. Гайденко]. — 5
Истоки истории и её цель.
Первая часть. Мировая история. — 29
I. Осевое время. — 32
II. Схема мировой истории. — 50
III. Доистория. — 54
IV. Великие исторические культуры древности. — 70
V. Осевое время и его последствия. — 76
VI. Специфика Западного мира. — 84
VII. Ещё раз: схема мировой истории. — 92
Вторая часть. Настоящее и будущее. — 99
I. Принципиально новый фактор: наука и техника. — 99
II. Ситуация в современном мире. — 141
III. Проблема будущего. — 155
Третья часть. О смысле истории. — 240
I. Границы истории. — 243
II. Основные структуры истории. — 248
III. Единство истории. — 253
IV. Наше современное историческое сознание. — 271
V. Преодоление истории. — 276
Духовная ситуация времени.
Введение. — 288
Первая часть. Массовый порядок и обеспечение существования. — 306
Вторая часть. Границы порядка существования. — 316
Третья часть. Воля в целом. — 338
Четвёртая часть. Упадок духа и его возможность. — 357
Пятая часть. Как сегодня понимается человеческое бытиё. — 377
Шестая часть. Каким может стать человек. — 390
Философская вера.
Первая лекция. Понятие философской веры. — 420
Вторая лекция. Содержание философской веры. — 431
Третья лекция. Человек. — 442
Четвёртая лекция. Философия и религия. — 456
Пятая лекция. Философия и нефилософия. — 477
Шестая лекция. Философия в будущем. — 495
Комментарии. — 509
Указатель имён. — 524
Предисловие. ^
История человечества в значительной степени исчезла из нашей памяти. Лишь исследовательские поиски в какой-то мере приближают нас к ней.
Глубина длительной доистории — всеобщей основы,— по существу, не проясняется тусклым светом нашего знания. Данные исторического времени — времени письменной документации — случайны и неполны, число источников растёт лишь начиная с XVI в. Будущее неопределённо, это область беспредельных возможностей.
Между безмерной доисторией и неизмеримостью будущего лежат 5000 лет известной нам истории, ничтожный отрезок необозримого существования человека. Эта история открыта в прошлое и будущее. Её нельзя ограничить ни с той, ни с другой стороны, чтобы обрести тем самым замкнутую картину, полный самодовлеющий её образ.
В этой истории находимся мы и наше время. Оно становится бессмысленным, если его заключают в узкие рамки сегодняшнего дня, сводят к настоящему. Цель моей книги — содействовать углублению нашего сознания современности.
Настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем в себе; поэтому первая часть книги посвящена предшествовавшей нам мировой истории.
С другой стороны, свершение настоящего определяется и скрытым в нём будущим, ростки которого мы, принимая или отвергая, считаем своими.
Во второй части книги мы пытаемся говорить о настоящем и будущем.
Но свершённое настоящее заставляет нас заглянуть в вечные истоки. Пребывая в истории, выйти за пределы всего исторического, достигнуть всеобъемлющего; это — последнее, что недоступно нашему мышлению, но коснуться чего мы всё-таки можем. Цель третьей части — пояснить смысл истории.
Карл Ясперс
Базель, август 1948
|