● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Н.А. Иофан. Культура древней Японии. М.: ГРВЛ. 1974. Н.А. Иофан

Культура древней Японии.

// М.: ГРВЛ. 1974. 264 с.

 

Содержание

 

Предисловие. — 3

 

Часть I. Протояпонская культура и становление культуры Японии. — 6

Неолит и энеолит — культура дзёмон и яёй. — 6

Становление японской культуры. Образование родо-племенных союзов на островах Кюсю и в Кинай. — 22

Культура и искусство бронзовых колоколов дотаку. — 25

Первое японское государство Ямато и его культура. — 35

 

Часть II. Культура Японии периода перехода от древности к средневековью и раннего средневековья (VI-VIII вв.). — 84

Реформа Тайка и её роль в истории культуры японского общества VI-VII вв. — 84

Мифология, религия и литература раннего средневековья. — 105

Архитектура VI-VIII вв. — 113

Скульптура и живопись. — 150

Театр и музыка. — 203

 

Заключение. — 245

 

Краткая библиография. — 247

Указатель. — 251

 


 

Заключение.   ^

 

Прежде всего необходимо отметить, что ещё на стадии протокультуры развитие японской культуры происходит ускоренными темпами, испытывая сильное влияние чужеземной культуры. Непрерывный приток стадиально и этнически различных культур активизирует процесс становления японской культуры, в основе которой лежит весьма сложный сплав культур японского энеолита и эпохи бронзы со свойственными им динамикой и гибкостью, способностью плодотворно взаимодействовать с другими культурами и неуклонно отбирать и накапливать материал.

 

Существенно важно также и то обстоятельство, что Япония в древности и в средние века не испытывала сокрушительных варварских нашествий. После распространения буддизма процесс формирования и накопления традиций в культуре Японии не прерывался. Изменилось русло, в котором происходил этот процесс. Непрерывность культурных традиций обусловлена также и тем, что чужеземная культура в VII-VIII вв. почти не проникала в японскую провинцию. Кроме того, жизнь китаизированной столицы Нара течёт в окружении местной японской стихии — местных культурных традиций и обычаев. Может быть, поэтому так быстро и успешно идёт преодоление культурных заимствований. Следует подчеркнуть, что культура танской столицы Чанъани, ставшей в начале VIII в. одним из главных центров, из которых происходило заимствование, в свою очередь, представляла продукт очень сложного переплетения культур собственно ханьской и народов Центральной Азии, стадиально и этнически значительно отличавшихся друг от друга. Таким образом, через танский Китай Япония открыла для себя необозримо огромный мир культуры многих древних народов Центральной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

 

Активность культурного заимствования и отбора облегчалась, возможно, достаточной свободой и широтой выбора элементов внутри культуры, импортируемой из Китая. Та-

(245/246)

кого рода явления наблюдаются уже на раннем этапе распространения буддизма на примере культового искусства VII в. Стадиальная зрелость культуры Японии заключается не только в её восприимчивости, но и в способности отбора и преодоления чужеземных влияний. Японская культура демонстрирует эту способность даже в пору усиленного проповедью буддизма притока заморской культуры в VII-VIII вв. Интенсивность процесса заимствования, отбора, преодоления чужой и созидания своей культуры в VII-VIII вв. подготовили и ускорили синтез японского средневекового искусства и блестящий расцвет средневековой культуры периода Хэйан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки