главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки
Л.Н. ГумилёвДревние тюрки.// М.: 1967. 504 с.
Часть первая. Великий тюркский каганат.
Глава XI. Ашина и Суй.
[ Воссоединение каганата. — Клин вбит. — Начало войны. — Богю-хан. — Унижение ханов. — Суйское величие. ]
Воссоединение каганата. Мир 593 г., восстановивший положение, предшествовавшее великой распре, лишил суйского императора плодов всех его усилий. Он хотел, разделив тюркютских князей, поставить их на колени и поддерживать их рознь редкими подачками, [1] a вместо этого перед ним снова встал единый и могучий каганат, настаивающий на строгом выполнении торгового договора, столь убыточного для Китая. Мало того, тюркюты прислали просьбу-требование об открытии на границе рынков для меновой торговли с китайским населением. [2] Этим они ставили свою экономику в независимое положение и в случае конфликта могли обойтись без услуг двора, а получать необходимые товары непосредственно от производителя. Надо думать, не случайно эта «просьба» совпала с походом на Иран, так как была послана в Китай в 589 г. Очевидно, тюркюты полагали, что шёлк им в ближайшее время очень понадобится, так как вот-вот их западные собратья дорвутся до Византии и караваны повезут на запад пряжу, а на восток — золото. Ян Цзянь в этот год был занят покорением царства Чэнь в Южном Китае и потому счёл за благо не обострять отношений в столь неудобный момент. Но всё, что делалось в ханской ставке, ему не могло нравиться. Душой всех антисуйских настроений была царевна из дома Чжоу, которая не могла простить императору предательского истребления всех своих родственников. Тот, желая убедить её в бесполезности мечтаний о мщении, прислал ей в дар драгоценный дверной щит, принадлежавший императору дома Чэнь. Этим он дал понять, что уже весь Китай принадлежит ему, но он только подлил масла в огонь. Царевна ответила на подарок элегией, содержавшей многозначительные намёки:
Предшествует слава и почесть беде.Ведь мира законы — трава на воде.Во времени блеск и величье умрут,Сровняются, сгладившись, башня и пруд.Пусть ныне богатство и роскошь у нас,Недолог всегда безмятежности час.Не век опьяняет нас чаша вина,Звенит и смолкает на лютне струна.Я царскою дочерью прежде была,А ныне в орду кочевую зашла,Скитаясь без крова, и ночью однойВосторг и отчаянье были со мной.Превратность царит на земле искони,Примеры ты встретишь, куда ни взгляни.И песня, что пелась в былые года,Изгнанницы сердце тревожит всегда. [3]
Император усмотрел в этих стихах пожелание ему стать жертвой мирового закона превратности, а также твёрдую непримиримость царевны, но смог в отместку только уменьшить количество подарков, а затем, воспользовавшись тем, что у царевны оказался любовник, лишить её титула, что отнюдь не уменьшило ни её влияния в орде, ни её недоброжелательности к китайскому императору. Император не без основания отнёсся к элегии изгнанницы с полной серьёзностью. В 593 г. в ханскую ставку пробрался из Китая некий Ян Хинь и рассказал о том, что сами китайцы не в восторге от режима Суй и готовят восстание. Дулань-хан сделал из этого немедленный вывод и перестал посылать в Китай дань, которую должен был выплачивать по договору 584 г. Царевна наладила союз с князем Бухары Нили-ханом (сыном Янг Соуха, внуком Кара-Чурина, который был убит Бахрамом Чубином в 589 г.) и тем самым укрепила антикитайскую партию в орде. Всё это было для суйского лравительства тем более грозно, что Ян Хинь не солгал: в Китае действительно развертывалась борьба против династии Суй. В 594 г. вследствие засухи возник голод, но император отказался выдать голодающим хлеб из казённых амбаров. В 597 и в 600 г. на юге вспыхнули восстания такой силы, что на подавление была брошена армия в 50 тыс. человек. [4] По-видимому, Ян Хинь был посредником между мятежниками и тюркютами. Не исключена была возможность, что суйская империя окажется зажатой в клещи. Но тут снова выступил на сцену Чжан-сунь Шэн.
Клин вбит. Чжан-сунь Шэн прибыл в 594 г. в ханскую ставку [5] как полномочный посол и столкнулся там с настоящим заговором, направленным против Суйского дома. Во главе заговорщиков стояли царевна и её любовник, согдиец [6] Аньсуйкя, но наибольшую опасность представлял Ян Хинь, которого Чжан-сунь Шэн должен был изловить во что бы то ни стало. Хан отказался выдать эмигранта, заявив, что его в ставке нет. Лазутчик сумел подкупить одного из приставленных к нему тюркютов, с помощью его нашёл заговорщика и открыл хану интриги царевны. Хан и вельможи были смущены и выдали Ян Хиня. [7] Но Чжан-сунь Шэн не остановился на этом. Цель его была в том, чтобы снова внести раскол в тюркютский каганат, и на этот раз он нашёл нужного ему князя. Это был наследник престола, двоюродный брат хана, Жангар (кит. Жаньгань). Он имел удел на северо-востоке и титул хана Толесов (Тули-хан); ему подчинялись вассальные племена киданей, хи (татабы) и шивей (татары). Как сын Чуло-князя, он имел много сторонников. Он был беспринципен, завистлив и труслив, т.е. имел все качества, присущие изменнику. «Юн Юйлюй (Юн Йоллыг), — докладывал Чжан-сунь Шэн, — непостоянен и вероломен. Одна лишь вражда к Дяньгу (Кара-Чурину) заставляет его в настоящее время искать поддержки императора. Если согласиться на его просьбу, он, усилившись, возмутится. Получив в жёны царевну, он воспользуется значением, которое придаст ему этот брак, чтобы победить Дяньгу и Жаньганя. Нужно опасаться, что тогда будет очень трудно обуздать его честолюбие. С другой стороны, Жаньгань доказал свою искренность. Он также просит в жёны царевну, и эту просьбу было бы хорошо удовлетворить. Так как войск у него мало, то его можно переселить на юг и обратить в заслон против Юн Юйлюя». [8] Этот план был принят и выполнен в 597 г. [9] Внутри тюркютского каганата образовалась китаефильская партия. А китайцы готовились к новой войне, в неизбежности которой никто не сомневался. Получение царевны и ежегодных даров под видом приданого было той приманкой, мимо которой не могли пройти тюркютские князья. Жангару невеста была обещана с условием уничтожить царевну из дома Чжоу. Жангар употребил приём, действовавший во все времена: он оклеветал царевну перед ханом. Провокация удалась. Хан поверил клевете и в гневе убил царевну. Жангар был достаточно сообразителен, чтобы сразу после убийства уехать в свой удел, и, когда клевета открылась, он был в относительной безопасности. В распрю вмешался суйский император и дал понять, что поддержит предателя всеми силами. Хан был вынужден отступить. Но теперь он всецело поддался влиянию своего двоюродного деда Кара-Чурина Тюрка (Дяньгу), который стал фактическим правителем каганата, сохранив скромный титул хана тардушей (Дату-хан). Неизбежность войны стала очевидна не только китайцам, но и тюркютам.
Начало войны. В момент назревавшего конфликта обстоятельства начали складываться в пользу Китая. В Тогоне в 591 г. умер энергичный хан Куалюй, и, хотя его сын Шифу за попытку вступить в союз с Китаем заплатил жизнью, младший брат убитого Фуюнь в 597 г. занял нейтральную позицию [10] и тем освободил суйское правительство от забот по охране западной границы. Это позволило китайцам сосредоточить свои основные силы на берегах Жёлтой реки. В 597 г. они переселили своего ставленника Жангара на юг, в приордосскую степь, и не жалели для него денег, которые он тратил на подкуп своих соплеменников. [11] Принял меры и Кара-Чурин. Он поспешил обеспечить свой тыл. Приволжские угуры, восставшие против тюрок, были усмирены. Десять тысяч угуров — племена тарниах, кочагир и забендер — бежали в Паннонию и присоединились к аварам. [12] В 598 г. Кара-Чурин направил посольство в Константинополь, к императору Маврикию, с целью возобновления прежних дружественных отношений. Он извещал, что успокоил внутренние раздоры в своей державе и покорил всех врагов. [13] Отказ от экспансии в сторону Кавказа должен был послужить платой за прекращение византийских интриг в прикаспийских районах. Среднюю Азию Кара-Чурин держал крепко: в Пайкенде (Бухаре) сидел его внук Нили-хан, а в Шаше (Ташкенте) — другой внук, Шегуй. [14] В 597 г. тюркюты произвели набег на границу, а в 598 г. китайская армия, предводительствуемая князем Сю, выступила из Линчжоу. [15] Война началась. Но прошедшие пять лет мира были неплохо использованы китайцами. Один из пограничных офицеров, Ли Юань, будущий основатель династии Тан, сам полутюрк по происхождению, обнаружил крупный военный талант. Он последовательно и терпеливо приучал своих солдат к новому строю, заимствованному у тюркютов; солдаты должны были жить в юртах, питаться мясом и молоком, ездить верхом и участвовать в облавных охотах. Он добился того, что его солдаты по боевым качествам перестали уступать тюркютам. [16] Кроме этой вновь организованной конницы китайцы располагали отрядами Жангара, измена которого наконец выплыла наружу. Первые столкновения зимой 598/99 г. были удачны для китайцев, [17] но Кара-Чурин и Дулань-хан, используя манёвренность тюркютской конницы, обошли китайские линейные войска и обрушились на ставку Жангара, которая была расположена к югу от Великой стены. Изменники были застигнуты врасплох, но сражались отчаянно, не надеясь на пощаду. И они были правы: братья, дети и все родственники Жангара были убиты, а сам он под покровом ночной темноты спасся в сопровождении лишь пяти всадников и Чжан-сунь Шэна. Утром вокруг него собралось ещё около сотни воинов, но Жангар пал духом и стал уговаривать своих сторонников переметнуться обратно, к Кара-Чурину Тюрку, бывшему другом его отцу. Рассчитывая на старые связи, он предполагал спасти свою жизнь, забывая, что жизнь его соратников не гарантируется ничем. Последние колебались, и Чжан-сунь Шэн использовал время для того, чтобы послать гонцов в гарнизон ближайшей крепости. По его приказу там зажгли сторожевые огни, и Чжан-сунь Шэн объяснил встревоженному Жангару, что большое количество факелов указывает на приближение сильного врага. Испуганный Жангар позволил увести себя в крепость, откуда был доставлен ко двору императора. [18] Ян Цзянь был достаточно умен и проницателен, чтобы понять, как важно и полезно для Китая посадить на тюркютский престол такое ничтожество. Надеяться на него было нельзя, но вертеть им было легко и просто. А ведь он был законным наследником хана у народа, привыкшего почитать закон и династию. Даже лишённый сил и средств, Жангар продолжал оставаться центром притяжения для тюркютов, не уживавшихся с Кара-Чурином. К нему переметнулся Тюзлюк (кит. Дусулу), младший брат Дулань-хана, а немного времени спустя китайское золото умножило число приверженцев Жангара. Летом 599 г. китайские генералы Гао Фань и Ян Со столкнулись с Кара-Чурином. [19] «Истории Китая» Бичурина имеется только одно описание битвы со всеми тактическими подробностями. Это описание битвы 599 г. Так как указанная работа Бичурина не издана, то имеет смысл привести соответствующий текст полностью. «Прежде генералы, сражавшиеся с туцьзюевцами (тюркютами), видели, что конница их стремительно вторгается в линию; они так располагали фронт, чтобы колесницы, пехота и конница взаимно могли друг друга подкреплять. Из рогаток составляли батальон-каре, и конница находилась внутри оного. „Сей древний способ, — сказал Ян Со, — недостаточен к одержанию победы”. Почему и поставил вперёд конницу. Дату-хан (Тардуш-хан, Кара-Чурин Тюрк) с радостью сказал: „Это небо награждает меня”. Он сошёл с лошади, возвел глаза на небо и поклонился. Потом со 10000 (?) конницы прямо пошел вперёд. Чжулохеу (китайский офицер) сказал: „Неприятели ещё не выстроились порядочно, надобно учинить нападение” — и с лучшей конницей выступил против них. Ян Со вслед за ним наступил с главною армиею, и туцьзюесцы совершенно разбиты. Убитых и раненых было бесчисленное множество». [20] Анализируя этот рассказ, можно констатировать, что тюркюты имели конный строй, похожий на казачью лаву. Целью атаки было прорвать линию противника и, вызвав замешательство, рубить бегущих. Преждевременная радость тюркютского хана была вызвана тем, что он, видя разделение сил противника, предполагал разбить его по частям. Но китайцы на этот раз вырвали из рук тюркютов инициативу. Контратака конницы смягчила удар и расстроила боевые порядки тюркютов, Пехота, введённая в схватку, решила дело численным перевесом. Кроме того, пехотинец в рукопашной схватке сильнее кавалериста, так как он более поворотлив и менее уязвим. Другая армия, состоявшая из восточных тюркютов и предводительствуемая Дулань-ханом, действовала удачнее и так стеснила Жангара, что китайцы были вынуждены принять его в свои пределы. Под пастбища ему были выделены степи северного Ордоса и прилегающие к ним предгорья Алашаня. [21] На защиту его кочевий были выдвинуты китайские войска. Император приблизил к себе Жангара и не жалел дорогих вещей на подарки изменникам. Эта политика оправдала себя. Из среды сторонников Жангара Чжан-сунь Шэн вербовал лазутчиков. Посланные потом в ханскую орду, они, оставаясь нераскрытыми, вносили в ря- ды тюркютских войск паническое настроение. [22] Сам хан, вероятно под влиянием искусных рассказчиков, подействовавших на его воображение, стал видеть по ночам страшные видения: кровавый дождь, падающий с созвездий, красную радугу и т.п. Суеверные кочевники были приведены этими рассказами в состояние крайнего нервного возбуждения. Наконец, Дулань-хан был убит в своей палатке, и деморализованная армия остановила наступление, сулившее ей верный успех (600 г.). Кара-Чурин Тюрк «сам объявил себя ханом», [23] но он был слишком стар и слишком непопулярен среди восточных тюркютов, с которыми перед этим воевал, чтобы успешно довести до конца ещё далеко не выигранную войну.
Богю-хан. Кара-Чурин Тюрк принял титул Богю-хан, т.е. герой, [24] но общего признания он не смог добиться, и в орде «открылись большие замешательства». [25] Чжан-сунь Шэн продолжал свою подрывную деятельность: его агенты проникли в степи и начали подбивать на восстание телеские племена. Расчет Чжан-сунь Шэна был правилен. Телесцы составляли большую часть населения, они были храбры, вольнолюбивы, и подчинённое положение не могло их не тяготить. Тюркюты «их силами геройствовали в пустынях севера», [26] т.е. заставляли проливать кровь ради величия каганата. Пока каганы были победоносны, телеские племена держались лояльно, но, как только узурпация Кара-Чурина возмутила умы и сердца, их верность начала колебаться. Положение нового хана было чрезвычайно трудным. Он воцарился вопреки закону о престолонаследии и тем самым дал всем своим недругам мощное оружие — лозунг: «Борьба против узурпатора». Главный враг его — изменник Жангар — оказался законным наследником престола, а так как за него говорило китайское золото, щедро рассыпаемое в степи, то права его становились с каждым часом всё более реальными. Вместе с этим положение на фронте становилось всё более напряжённым. По совету Чжан-сунь Шэна китайцы отравили источники в зоне военных действий, [27] и тюркютам пришлось отступать. Отступление прошло в полном порядке, о чём свидетельствовало ничтожное число потерь — тысяча убитых, сотня пленных, несколько тысяч голов отбитого скота. Гораздо важнее для китайцев было другое — тюркютские старейшины начали перебегать к Жангару. [28] Но Кара-Чурин был ещё силен. В 601 г. он снова вторгся в Китай и разбил армию генерала Хань Хуна. Другой отряд тюркютов разгромил кочевья Жангара и увёл людей и скот. Спешно снаряженная китайская армия отбила у тюркютов добычу, но не могла помешать новому набегу. [29] Однако агенты Жангара, посланные им по приказанию Чжан-сунь Шэна, возмутили телесцев против тюркютского хана. За оружие взялись десять племён, среди которых были не только телесцы, но и абары. Восстание охватило колоссальную территорию: от Селенги на северо-востоке до Тянь-Шаня на юго-западе. [30] Западные тюркюты были разбиты повстанцами. Нили-хан погиб, [31] а его брат Тун-джабгу [32] бежал, но окраина каганата за Тарбагатаем осталась лояльной династии Ашина. Ещё хуже было на востоке. Кара-Чурин оказался отрезанным от своего наследственного удела, и восточные тюркюты, увидя его критическое положение, разбежались, покинув своего хана в беде, [33] а татабы [34] предложили покорность Китаю. Кара-Чурин бежал в Тогон и там был убит тибетцами. Когда же Чжан-сунь Шэн торжественно привёл в степь Жангара и как законного наследника объявил его ханом, то сопротивляться было некому. Брат и наследник Нили-хана, Басы-тегин, попробовал покорностью отстоять свой удел — Бухару. Вместе со своей женой, китаянкой Сян-ши, которую он также унаследовал от погибшего брата, Басы (кит. Поши)-тегин приехал в Китай, но был там задержан (604 г.). [35] Ханом западных тюрок оказался Таман (кит. Дамань) — малолетний сын Нили-хана.
Унижение ханов. В расцвете могущества Суйского дома умер его основатель Ян Цзянь, император Вэнь-ди (июль 604 г.), причём внезапность его смерти вызывает подозрение, что он был убит. [36] Его сын Ян Гуан вступил на престол под именем Ян-ди. Он продолжил завоевательную политику отца. В конце 604 г. империя Суй могла праздновать полную победу. Китайский ставленник — изменник Жангар стал признанным ханом Восточного каганата, который с этого времени навсегда отделился от Западного. Восстание телесцев бассейна р. Селенги утихло, как только китайцы перестали его поддерживать, но Джунгария и бассейн Тарима не вернулись под скипетр восточнотюркютского хана. Номинально они вошли в состав Западного каганата. Однако телеские племена киби (на северных склонах восточного Тянь-Шаня) и сеяньто (на южных склонах хребта Алтаин-нуру) проявили значительно больше свободолюбия, чем их восточные соплеменники. Два года упорной войны с западными тюркютами (605-606) принесли им победу и свободу. [37] Подробности этой войны не сохранилась, но в результате её в Джунгарии возникло самостоятельное телеское государство, во главе которого встал князь племени киби — Гэлэн, принявший титул Мохэ-хан. Эта победа была обеспечена сочувственным отношением Китая [38] к образованию нового кочевого государства, вклинивавшегося во владения тюркютов и служившего мостом для китайского проникновения в степь. Дружба с Китаем обеспечила Гэлэну безопасность его северо-восточной границы, ибо Жангар, управлявший восточными тюркютами, действовал исключительно в интересах императора. Благодаря создавшемуся благоприятному положению телесцы приобрели необходимые для всякого кочевого общества территории с осёдлым населением — оазисы Карашар, Турфан и Хами. [39] Несмотря на то что Гэлэн принял титул хана, порядок, установленный в Джунгарии, не походил на строгую систему, принятую у тюркютов. Вождь сеяньтосцев Ишибо, подчинившийся Гэлэну, сохранил «власть над своим племенем. На месте осталась династия в княжестве Гаочан, и нет никаких сведений об усилении власти верховного правителя. По-видимому, телесское государство в Джунгарии можно рассматривать как племенной союз. Положение тюркютов в Восточном каганате нельзя было назвать блестящим. Новый хан, Жангар, жил в Ордосе под защитой китайских копий и боялся показаться в степь, где одни подданные ненавидели его как тюркюта, а другие как изменника и китайского ставленника. Чувствуя, что благополучие его зиждется исключительно на поддержке Китая, Жангар шёл на бóльшие уступки, чем от него требовали. Например, хан предложил императору Ян-ди, что он заставит своих подданных переменить одежду и законы на китайские. [40] Но Ян-ди воспротивился этому, так как такое нововведение должно было ещё уменьшить популярность Жангара в степи и могло вызвать новые смуты, а Жангар был очень нужен китайцам. В 605 г. восстание киданей было подавлено при помощи 20 тыс. тюркютов. [41] Кроме того, орда Жангара могла быть использована против других северных кочевников. Традиционный путь на запад преграждало Китаю царство Тогон. Отношения с Тогоном всегда были напряжёнными, а около 603 г. Тогон сделался центром притяжения антикитайских сил в степи. В 604 г. именно там пытался найти спасение враг Китая — Кара-Чурин Тюрк и вместе с ним к берегам Кукунора бежали те татабы, которые не склонили голову перед «сыном Неба». [42] Жангар, став ханом, разорвал союз тюркютов с Тогоном, что полностью изолировало Тогонское царство. Но хан Фуюнь успел подготовиться к неизбежному китайскому вторжению, а Ян-ди не решался на тяжёлую войну. Он нашёл способ унизить Тогон чужими руками. Китайский посол явился к малолетнему западнотюркютскому хану и угрожал нападением на него совместно с восточными тюркютами. Он заявил также, что если западнотюркютский хан не согласится признать себя вассалом Китая, то его мать, содержащаяся как заложница, будет казнена. Подчинение Китаю хан должен был доказать. Ему было предложено послать войско для нападения на Тогон с тыла. [43] Условия были приняты, и в 608 г. тюркюты ударили на Тогон с запада, [44] откуда тогонцы не ожидали нападения. Не встретив сопротивления, тюркюты ворвались в Цайдом, перебили тех, кто не успел скрыться в горы, и захватили огромную добычу. Возникает вопрос: почему Чуло-хан, вернее, его опекуны согласились на столь невыгодную сделку и каким образом они провели свои войска через владения враждебного им Мохэ-хана Гэлэна? По-видимому, стараниями китайского посла западные тюркюты добились мира с телесцами. Это было наградой за покорность и помощь, а также компенсацией за унижение каганата. Только так можно объяснить факты истории в аспекте сложившейся ситуации. [45] Действительно, после 608 г. война западных телесцев с западными тюрками утихла. Император Ян-ди счёл момент удобным для броска. В 608 г. китайские войска без объявления войны вступили в Тогон. Хан Фуюнь со своим кочевым народом бежал на юг, «в Снежные горы», а отставшие были пленены китайцами и отправлены на строительство павильонов для императорских наложниц. Завоёванные земли суйское правительство начало заселять ссыльными преступниками и ввело там китайскую администрацию. В 609 г. выступил с огромным войском сам Ян-ди и попытался изловить хана Фуюня, засевшего в горах. Но полководцы, решившиеся проникнуть в горы, сложили там свои головы. Однако хан был принужден отступить в Амдо, к кочевым горцам, у которых он нашёл приют и безопасность. Ян-ди, не задерживаясь у Кукунора, продвинулся с войском дальше на запад и там пожал лавры завоевателя, не встретив никакого сопротивления. К нему явились владетели Гаочана (Турфан), Иву (Хами) и 27 других мелких князьков с изъявлениями покорности. [46] Правда, там не было представителей Кашгара, Кучи, Хотана и Карашара, но земли до Лобнора и Черчен-Дарьи вошли в состав Китайской империи. Это было прямое покушение на территориальную целостность Западнотюркютского каганата и ханства Джунгарских телесцев, но Чуло-хан Таман и Мохэ-хан Гэлэн не решились протестовать, [47] и Ян-ди вернулся в Китай.
Суйское величие. Князь Ян Гуан, вступая в 604 г. на престол, унаследовал не только богатую страну, но и лавры победы, одержанной его прозорливым отцом. В истории известно много случаев, когда удачливый правитель терял голову от своего успеха, но у Ян Гуана появилось головокружение от успеха чужого. Став самодержцем, он забыл о том, каких трудностей стоили победы и с каким риском они были сопряжены. Силы противников стали казаться ему ничтожными, а свои возможности беспредельными, поэтому его царствование представляло цепь ошибок, за которые он заплатил престолом и жизнью. Как говорилось выше, Суйская династия вознеслась на гребне волны антитюркских настроений всего населения Северного Китая, за исключением, конечно, прямых потомков тобасцев. Однако число последних было немалым, и Ян Цзянь считал нужным обходиться с ними предельно тактично, чтобы обеспечить их лояльность. Окитаенные потомки тобасцев жили вдоль Великой стены от Хэбэя до Чанъани. Среди них было много крупных землевладельцев и профессиональных вояк, оттеснённых от власти китайскими помещиками группировки Гуань-лун. [48] Южный Китай, обескровленный безобразным управлением последних династий, стал лёгкой добычей Ян Цзяня, но по существу был покорённой страной, а не опорой трона. Верность тюркютских ханов, ставших вассалами Суйского дома, была эфемерна, а антипатия их подданных ко всему китайскому — несомненна. Чтобы управлять столь разнообразными и беспокойными подданными, нужен был весьма мудрый и, главное, тактичный государь, но не таким был наследник престола, принявший при воцарении титул Ян-ди. Он был одним из наиболее жестоких деспотов Китая. Гегемония Суйской династии в странах, расположенных к северу от Великой стены, покоилась, во-первых, на жестокой вражде, возникшей между западными и восточными тюркютами, и, во-вторых, на неослабевающей потребности в шёлковых тканях. В VI в. тюркюты ощущали себя единым народом. Во время распри 80-х годов ссорились царевичи, а их дружинники весьма легко переходили на сторону победителя. [49] Когда Кара-Чурин Тюрк объединил обе половины каганата, это не вызвало никакого сопротивления на востоке, но как только он был разбит, восточные тюркюты покинули его в беде. Вместе с ханом погибла и его личная дружина, состоявшая несомненно из западных тюркютов; тем самым между родственниками погибших и предателями легла кровь. По понятиям того времени, этого было вполне достаточно, чтобы воссоединение стало невозможным. Теперь вражда между каганатами могла только усиливаться, причем новые потери усугубляли ожесточение. [50] Суйское правительство, сознавая, что для укрепления его позиций одних только раздоров в степи недостаточно, широко практиковало систему подкупов-подарков и роскошных угощений, [51] стоивших не меньше, чем содержание целого войска. Так, например, в 607 г. Ян-ди устроил пир для хана Жангара и 3500 старейшин из его аймака. Хану были при этом подарены 2 тыс. кусков шёлковых тканей, колесница, верховые лошади, литавры, музыкальные инструменты, знамёна. 3500 старейшин также получили подарки. С 610 г. для «вассалов» стали устраиваться в Лояне ежегодные праздники продолжительностью по месяцу. Была сооружена огромная сцена для театральных представлений, беспрестанно играли 18 тыс. музыкантов. До утра ослепительно горели фонари. Лавки украшались, и даже вокруг овощных лотков расстилались циновки. «Вассалов» поили и кормили безвозмездно, уверяя, что в Китае всего много и за вино и пищу платы не берут. Кочевники были особенно изумлены тем, что стволы деревьев обёртывали шелковыми тканями. Они спрашивали: «Ведь в Китае есть и бедняки и одежды, по-видимому, не хватает, к чему же шёлком обертывать деревья?». Но на этот вопрос они ответа не получали. [52] Более того, успех китайского оружия в бассейне Тарима был достигнут путём задаривания тамошних владетелей, а это стоило недёшево. [53] Естественно, что даже баснословно богатый Китай не мог выдержать такого расточительства. Неизбежное увеличение налогов, связанное с возникшим финансовым кризисом, расшатало престол суйского императора. К тому же политика задаривания не достигала цели. Показная роскошь никого не могла обмануть, а купленные друзья всегда ненадёжны, и Ян-ди вскоре убедился и в том и в другом.
[1] В 593 г. был обезглавлен последний сторонник Китая Кинюй-шад, младший брат Юн Йоллыга. Труп казнённого хан отправил в Китай в знак того, что в каганате императору не на кого больше рассчитывать (Liu Mau-tsai, Die chinesischen Nachrichten..., S. 56, 530).[2] H.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 240.[3] Переложение прозаического перевода, приведённого Н.Я. Бичуриным (см. Собрание сведений..., т. I, стр. 240).[4] Шан Юэ, Очерки..., стр. 185.[5] Liu Mau-tsai, Die chinesischen Nachrichten..., S. 103.[6] E.G. Pulleyblank, Sogdian colony..., p. 318; cp. Liu Mau-tsai, Die chinesischen Nachrichten..., S. 531.[7] S. Julien, Documents..., vol. 3, pp. 511-512.[8] S. Julien, Documents..., vol. 3, pp. 512-513.[9] Liu Mau-tsai, Die chinesischen Nachrichten..., S. 104.[10] Иакинф Бичурин, История Тибета..., стр. 87.[11] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 241.[12] М.И. Артамонов, Очерки..., стр. 41; Е. Chavannes, Documents..., p. 248.[13] М.И. Артамонов, Очерки..., стр. 39.[14] R. Grousset, Histoire de l’Extrême-Orient, p. 233. Имя «Шегуй» по смысловому значению иероглифов значит «колчан» и могло бы быть сопоставлено с тюркским словом «сагдак», но наличие того же имени у южных сяньби — муюнов в Ляодуне и Тогоне — дает основание предположить прямое заимствование имени ещё во времена монголоязычия орды Ашина.[15] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 241.[16] Иакинф Бичурин, История Китая.[17] S. Julien, Documents..., vol. 3, pp. 515-516.[18] Liu Mau-tsai, Die chinesischen Nachrichten..., S. 104-105; S. Julien, Documents..., vol. 3, pp. 518-519; H.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 241-242.[19] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 242.[20] Иакинф Бичурин, История Китая, VII.[21] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 242. «Между Хя-чжеу и Шен-чжеу». Хя-чжеу, т.е. Сячжоу в Ганьсу, а Шен-чжеу— город в северо-восточном углу Ордоса (см. там же, т. III, стр. 64 и 75).[22] S. Julien, Documents..., vol. 3, pp. 519-520.[23] У Бичурина ошибочно переведено «без выбора».[24] Е. Chavannes (Documents..., p. 155), Liu Mau-tsai (Die chinesischen Nachrichten..., S. 59) пишут «бильге» — мудрый. Ср. с персидским написанием его «биягу», означающим величие (Наршахи, История Бухары, стр. 12-13). Китайцы слово «Бильге» транскрибируют как «Бигя».[25] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 242.[26] Там же, стр. 301.[27] Иакинф Бичурин, История Китая; S. Julien, Documents..., vol. 3, p. 524.[28] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 242; S. Julien, Documents..., vol. 3, p. 526.[29] H.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 243.[30] Г.Е. Грумм-Гржимайло, Западная Монголия..., стр. 236-237; Liu Mau-tsai, Die chinesischen Nachrichten..., S. 555.[31] Прямого указания на это нет, но с этих пор он в источниках не упоминается (см. Е. Chavannes, Documents..., p. 51).[32] Полагают, что это был именно Тун, хотя в источнике он упомянут только по титулу. Сомнение Лю Мао-цзая (Liu Mau-tsai, Die chinesischen Nachrichten..., S. 537) неубедительно, так как он не учитывает семантику термина «ябгу».[33] Liu Mau-tsai, Die chinesischen Nachrichten..., S. 108.[34] Ibid., S. 538.[35] Дата приезда Поши-тегина в Китай; в Суй шу — 600 г. Однако Шаванн вполне убедительно доказал, что эта дата ошибочна. Басы (тюркское), как и Поши (китайское), означает «жертва, обиженный». Это не имя собственное и не титул, а прозвище, которым тюрки и китайцы стали называть обманутого и погубленного изменой князя, сменившего престол на тюрьму. Подлинное имя его осталось неизвестным.[36] H. Cordier, Histoire générale..., p. 387.[37] H.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 280; Liu Mau-tsai, Die chinesischen Nachrichten.., S. 350; E. Chavannes. Documents..., p. 89; Г.Е. Грумм-Гржимайло, Западная Монголия..., стр. 238-239.За исключением Н.Я. Бичурина, все перечисленные авторы восстанавливают ход событий, опираясь на текст повествования об уйгурах («Таншу», гл. 217; «Цзю Таншу», гл. 195; см. Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 301), не замечая, что текст, воспринятый без критики, приводит к абсурду. Основанием для такого толкования является дата восстания, которую я считаю ошибочной.Привожу текст по Лю Мао-цзаю. «В первый год правления Да-йе (605 г.) Чуло-хан (западных) тюркютов напал на телеские племена и обложил их тяжелой податью, но, опасаясь возмущения, он собрал несколько сот их предводителей (у Бичурина: старейшин) и убил их всех. Из-за этого телесцы восстали. Объединились телеские племена бугу, тонгра, уйгуров, байырку и аймак [бу] фуло. Верховный вождь их имел титул сыгинь. Позднее они сами назвали себя — уйгуры. Уйгуры живут к северу от сеяньто на р. Со-лин (Селенга)».Все упомянутые здесь племена обитали к северу от р. Толы и никак не могли соприкоснуться с западными тюркютами, занявшими «прежнюю усуньскую землю» (Бичурин, там же, стр. 279), т.е. Семиречье. Племена же, воевавшие с западными тюркютами в 605-606 гг. — киби и сеяньто, — не названы. Этого достаточно для заключения, что мы имеем два описания разных событий, и, учитывая титул хана, правильно отнести уйгурское восстание к царствованию восточнотюркютского Чуло-хана (619-620). Для этого надо лишь допустить, что в источник вкралась описка переписчика и вместо «правление Да-йе» надо читать: «правление Удэ». При этой поправке становятся реальными все прочие сведения и логичным сам ход событий, который до сих пор изобиловал натяжками.[38] В источнике сказано: «Чуло-хан начал беззаконно управлять» (Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 279-280). Здесь мы имеем не реальную оценку, ибо Чуло-хан Таман был ещё младенцем, а выражение отрицательного отношения к Западнотюркютскому каганату.[39] Е. Chavannes, Documents..., p. 89, n. 3.[40] H.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 244.[41] Иакинф Бичурин, История Китая.[42] Г.Е. Грумм-Гржимайло, Западная Монголия..., стр. 237.[43] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 281.[44] Иакинф Бичурин, История Тибета..., стр. 88.[45] Г.Е. Грумм-Гржимайло, Западная Монголия..., стр. 240.[46] Mailla, Histoire générale..., pp. 513-514.[47] Вряд ли мы имеем тут двойное подданство, как предполагал Г.Е. Грумм-Гржимайло (Западная Монголия..., стр. 239). Скорее китайский император счел возможным обобрать своих союзников.[48] Шан Юэ, Очерки.., стр. 178.[49] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 239.[50] Там же, стр. 280.[51] Там же, стр. 244; Шан Юэ, Очерки..., стр. 187.[52] Шан Юэ, Очерки..., стр. 187.[53] H. Cordier, Histoire générale..., p. 397.
наверх |
главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки