● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.И. Гуляев

Древнейшие цивилизации Мезоамерики.

// М.: 1972. 280 с., вкл.

 

Оглавление (развёрнуто)

 

Предисловие. — 5

Введение. История мезоамериканской археологии. — 7

 

Глава I. Древнейшие археологические памятники на территории Мезоамерики. — 17

Глава II. «Неолитическая революция» и происхождение земледелия в Мезоамерике. — 32

Обзор основных археологических источников. — 33

Происхождение земледелия. — 44

Происхождение мезоамериканской керамики. — 47

Комплекс осёдлости. — 48

Глава III. Мезоамериканские культуры архаического периода (конец III — конец I тысячелетия до н.э.). — 53

Раннеархаический этап (2000-1000 гг. до н.э.). — 60

Среднеархаический этап (1000-500 гг. до н.э.). — 72

Позднеархаический этап (500-100 гг. до н.э.). — 75

Глава IV. «Ольмекская» проблема в мезоамериканской археологии. — 78

История вопроса. — 78

Общие выводы и заключение. — 95

Глава V. Цивилизация Теотихуакана (Центральная Мексика). — 107

Описание Теотихуакана. — 107

История изучения. — 108

Общее определение классической культуры Теотихуакана. — 111

Границы и территория. — 113

Хронология и периодизация культуры Теотихуакана. — 114

Происхождение цивилизации Теотихуакана. — 121

Экономическая база теотихуаканской цивилизации. — 128

Социальный строй Теотихуакана в классическую эпоху. — 182

Письменность и календарь. — 140

Этническая принадлежность населения Теотихуакана. — 1401

Внешние связи Теотихуакана. — 142

Причины гибели теотихуаканской цивилизации. — 144

Глава VI. Цивилизация майя. — 148

Общее определение культуры майя. — 149

Территория и границы. — 151

Хронология и периодизация культуры майя. — 153

Проблема происхождения цивилизации майя. — 156

Экономическая база культуры майя. — 191

Характер общества майя в классическую эпоху (I тысячетелтие н.э.). — 199

Основные точки зрения на характер классического общества майя. — 200

Социально-политическая характеристика общества майя накануне и в эпоху конкисты. — 203

Социально-политическая структура общества майя в классическую эпоху (I тысячелетие н.э.). — 206

Погребальный обряд. — 214

Причины гибели классической культуры майя. — 217

Глава VII. Цивилизация Монте-Альбана. — 234

Территория и границы. — 234

История изучения древней Оахаки. — 236

Хронология и периодизация. — 238

Происхождение цивилизации Монте-Альбана. — 244

Характеристика основных черт культуры Оахаки в классический период. — 249

 

Заключение. Общая оценка мезоамериканских цивилизаций классического периода. — 258

Резюме (на исп. яз.). — 266

 

Библиография. — 268

Список сокращений. — 277

 


 

с клапанов суперобложки: ]   ^

 

Когда у берегов Америки появились первые испанские каравеллы, весь этот огромный континент, включая Антильские и Багамские острова, был населён множеством индейских племён, находившихся на самых разных уровнях культурного развития. Лишь в двух сравнительно небольших районах Нового Света — Мезоамерике и Андах — конкистадоры встретили высокоразвитые индейские цивилизации. На этой территории, протянувшейся узкой полосой вдоль западного побережья континента, родились наивысшие цивилизации доколумбовой Америки. Там было сосредоточено довольно густое население, а с рубежа нашей эры на основе развитого земледелия возникли самобытные цивилизации нахуа, майя, сапотеков, кечуа, аймара и др.

 

Книга представляет собой первую в советской исторической литературе попытку обобщить археологический материал по древнейшим культурам Мексики, Гватемалы, Сальвадора и Гондураса. Автор подверг критическому анализу многочисленные работы и исследования, опубликованные на английском и испанском языках. Он привлёк материалы о более ранних культурах — первобытных охотников и собирателей, а также первых земледельцев, показал, как на базе этих культур возникли древнейшие цивилизации Мезоамерики, проследил историю их развития и становления.

 


(/5)

Светлой памяти
Георгия Францевича Дебеца
посвящаю.

Предисловие.   ^

 

Особая культурно-географическая область — Мезоамерика — была впервые выделена П. Кирхоффом в 1943 г. [1] и с тех пор прочно заняла своё место в работах американистов. Она включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Британский Гондурас, западные районы Сальвадора и Гондураса. В этой области, отличающейся необычайным разнообразием природных условий и пёстрым этническим составом, на рубеже нашей эры появились первые государственные образования, что сразу же выдвинуло местных индейцев в число наиболее развитых народов древней Америки. На протяжении полутора тысяч лет, которые отделяют появление индейских цивилизаций от испанского завоевания, границы Мезоамерики претерпевали значительные изменения. В целом эпоху цивилизации в пределах этой культурно-географической области можно разделить на два хронологических этапа: ранний, или классический (рубеж нашей эры — X в. н.э.), и поздний, или постклассический (X-XVI вв. н.э.). Основные культуры постклассической Мезоамерики — тольтекская, ацтекская, юкатанских майя, миштеков и др.— более или менее известны советскому читателю. Они часто упоминаются в испанских и индейских хрониках XVI-XVII вв. и достаточно полно изучены археологически (Тула, Чичен-Ица, Майяпан, Митла, Теночтитлан и т.д.). Другое дело культуры классического времени: теотихуаканская, майяская (Древнее царство), «ольмекская», сапотекская и др. Иероглифические тексты сапотеков и майя, высеченные на каменных рельефах и стелах этого периода, к сожалению, полностью не прочитаны, а другие письменные документы почти не освещают событий ранее X в. н.э. Основным источником для культур классической эпохи служит, таким образом, археологический материал. Его анализу и посвящена настоящая работа.

 

В I тысячелетии н.э. в зону высоких культур Мезоамерики не входили Западная и Северо-Западная Мексика. Северная граница цивилизации проходила тогда по р. Лерма и практически совпадала с северными рубежами теотихуаканской культуры. Южные пределы Мезоамерики были одновременно и южной границей цивилизации майя: она проходила по р. Улуа в Западном Гондурасе и по р. Лемпа в Западном Саль-

(5/6)

вадоре. На очерченной выше территории в I тысячелетии н. э. существовало много крупных и мелких археологических культур. Однако недостаточность опубликованного материала и плохая изученность некоторых культур (например, тотонаков и хуастеков) вынудили автора сосредоточить внимание только на четырёх важнейших цивилизациях классической эпохи: теотихуаканской, сапотекской, «ольмекской» и майяской.

 

Каждой из них посвящена специальная глава, содержащая общую характеристику рассматриваемой культуры. Тем не менее автор данной монографии счёл оправданным и необходимым ввести в свою работу для создания соответствующего исторического фона и более ранние археологические материалы, отражающие процесс заселения Центральной Америки и последующего формирования там земледельческих культур. Это важно потому, что в настоящее время благодаря выдающимся успехам мезоамериканской археологии процесс становления производящей системы хозяйства (земледелия) прослежен с поразительной полнотой.

 

Американский археологический материал даёт уникальную возможность проследить постепенную эволюцию крупной этнической группы начиная с эпохи верхнего палеолита (25-20 тыс. лет назад) и до сложения раннеклассового государства. Аналогичную картину наблюдаем мы и в Старом Свете, где от Восточного Средиземноморья до побережья Тихого океана пролегла к северу и к югу от экватора широкая полоса земель, ставших колыбелью древнейших цивилизаций нашей планеты. Однако мезоамериканские цивилизации отделяют от первых очагов высоких культур Старого Света не только просторы двух величайших океанов, но и почти четырёхтысячелетний разрыв во времени. Если в Месопотамии и Египте первые государственные образования возникают в конце IV — начале III тысячелетия до н.э., то в Мезоамерике это происходит лишь в самом конце I тысячелетия до н.э. Отставание в культурном развитии (начавшемся примерно с одинакового — верхнепалеолитического или мезолитического — уровня) отчётливо заметно уже ко времени сложения раннеземледельческих культур: в Мезоамерике — это конец III тысячелетия до н.э., а в областях Переднего Востока — VII-VI тысячелетия до н.э. Подобный хронологический разрыв при прохождении одних и тех же этапов и служит, на наш взгляд, лучшим доказательством того, что культуры доколумбовой Америки всецело подчиняются общим закономерностям исторического развития и прекрасно их иллюстрируют.

 

Автор хотел бы принести глубокую благодарность всем тем лицам и научным учреждениям, без постоянной помощи и поддержки которых данная работа вряд ли вообще могла быть создана. Особую признательность автор выражает Г.Ф. Дебецу, Н.Я. Мерперту, Л.А. Файнбергу, И.Ф. Хорошаевой, Ю.В. Кнорозову, Р.В. Кинжалову, а также зарубежным коллегам Эусебио Давалосу Уртадо (Мексика), Альберто Русу Луилье (Мексика), Роже Бартра (Мексика), Эрнесто Табио (Куба), Дуайту Хиту (США), Майклу Ко (США) и Стефану Борхедь (США).

 


 

[1] W. Bennet, 1951, стр. 1-2. P. Kirchhoff, 1952, стр. 17-31. X. Виво. «География Мексики» (М., 1951, стр. 120).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки