главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

М.П. Грязнов. Аржан. Царский курган раннескифского времени. Л.: 1980.М.П. Грязнов

Аржан. Царский курган раннескифского времени.

// Л.: 1980. 64 с. + 2 вкладки.

 

Каменные кольца вокруг кургана.

 

Каменные выкладки располагались полосой в два-три ряда около подошвы кургана на расстоянии 15-30 м и охватывали больше половины его окружности на протяжении примерно 300 м. Нами раскопан участок этой полосы в её юго-восточной части площадью 20х13 м (рис. 1, А). Здесь открыты развалы каменных небольших сооружений, расположенных в три ряда (рис. 5, справа). Расчистка их показала, что это были круглые оградки диаметром 2-3 м, сложенные из бутового камня. Первоначальная высота оградок не превышала, вероятно, 70-80 см. На раскопанном участке оказалась 21 оградка. Подобного рода оградки, также расположенные полукольцом или несколько иначе вокруг больших царских курганов времени ранних кочевников, известны в нескольких пунктах Казахстана. [5] Однако более широко они распространены в Туве, [6] Монголии [7] и Забайкалье. [8]

 

В оградках захоронений не встречено. Только в почвенном слое среди развалов камней и между ними собрано немного костей животных. Из 21 определимой кости две принадлежали овце или козе (обломки плечевой и бедренной), две — быку (астрагал и обломок плечевой), осталь-

(44/45)

ные 17 — нескольким особям лошади (череп, семь фрагментов черепов и зубы, два обломка плечевой и лучевой, три метаподии, астрагал, пяточная, две фаланги). Четыре фрагмента костей барана и быка, обнаруженные на площади 260 м2, могли оказаться здесь и случайно, но остатки костей коня найдены в очень характерном сочетании — только черепа и кости ног ниже голеностопного сустава. Нет позвонков, рёбер и крупных костей конечностей, которые обычно составляют основную массу костного материала. Несомненно, это остатки шкур коня с оставленными в них черепом и костями ног. Можно предполагать, что оградки сооружались на месте совершения жертвоприношения коня во время поминальных тризн и шкуры жертвенных животных были оставлены на месте поминок. Такой обычай широко распространялся у степных народов начиная с энеолита и сохранился почти до наших дней. [9] Если оградки, окружающие курган Аржан, действительно являлись местами жертвоприношений коня, то надо считать, что на поминальных тризнах было съедено около 300 лошадей и в них приняло участие не менее 10 тыс. человек. Совершалось ли всё это в один приём, или тризны устраивались несколько раз, например ежегодно в течение первых трёх лет, остаётся неизвестным.

 


 

[5] Археологическая карта Казахстана. Алма-Ата, 1960, с. 168, рис. 15, с. 301, рис. 30 («Могильник 37 воинов» и курган Бесшатыр).

[6] Маннай-оол М.X. Тува в скифское время. М., 1970, с. 17.

[7] Волков В.В. Бронзовый и ранний железный век Северной Монголии. Улан-Батор, 1967, с. 49, рис. 24.

[8] Талько-Грынцевич Ю. Материалы к палеоэтнологии Забайкалья. — Тр. Троицкосавско-Кяхтинского отд-ния Приамурского отд. РГО, 1898, т. 1, вып. 3, табл. III, VIII, X.

[9] Грязнов М.П. 1) История древних племён Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка. — Матер. и исслед. по археол. СССР, 1956, № 48, с. 107; 2) Бык в обрядах и культах древних скотоводов. — В кн.: Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. М., 1977, с. 81-83.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги