Т.Г. Горбунова
Реконструкция конского снаряжения
средневековых кочевников Алтая:
методика и некоторые результаты.
// Барнаул: «Азбука». 2010. 136 с. ISBN 978-5-93957-412-9
Оглавление
Введение. — 3
Глава 1. Опыт реконструкции конского снаряжения: некоторые подходы и методика. — 8
Глава 2. Иконографические источники и их роль в реконструкции конского снаряжения. — 31
Глава 3. Реконструкции уздечных и седельных наборов (по материалам средневековых памятников Алтая). — 52
Список источников. — 123
Библиографический список. — 125
Список сокращений. — 134
Заключение. ^
Комплексные исследования всегда позволяют получить качественно иной результат, нежели изучение одной группы источников. В случае с анализом конского снаряжения из раннесредневековых памятников Алтая анализ различных материалов эпохи позволил выполнить реконструкции оголовий, нагрудников и накрупников тюркской и сросткинской археологических культур Алтая.
С учётом опыта таких исследователей, как М.П. Грязнов (1950), С.И. Руденко (1953), А.Н. Кирпичников (1973), С.В. Неверов и В.В. Горбунов (1996), Ю.С. Худяков (1982), Г.В. Кубарев (2005) и других специалистов, были обозначены методические приёмы, применявшиеся при реконструкции наборов конской амуниции. С наименьшими сложностями сопряжены реконструкции в тех случаях, если все детали конской амуниции зафиксированы при раскопках в их изначальном положении («in situ»). Если предметы смещены от своего первоначального положения, то важное значение приобретает фиксация их расположения относительно основного скопления изделий. Также важно помнить, что на ремнях всегда сохраняются отпечатавшиеся в коже контуры вещей, а также отверстия от шпеньков. Наложение предметов на ремни при совпадении контура и отверстий со шпеньками позволяет определить изначальное положение того или иного украшения украшения. В случае если сохранилась только часть конструкции (например, половина оголовья), недостающая может восстанавливаться по принципу симметричного расположения.
Реконструируя средневековые уздечные наборы и седельные ременные конструкции, особое значение следует уделять использованию иконо-
(119/120)
графических источников. В силу специфики сохранности археологических материалов иконографические сведения порой во многом восполняют имеющиеся пробелы и помогают создать реконструкцию, максимально близкую к существовавшему в прошлом оригиналу. Большое значение для воссоздания амуниции имели такие изобразительные материалы, как статуэтки всадников и лошадей из погребальных памятников в Турфанском оазисе, фигурки лошадей, обнаруженные на территории Китая в памятниках эпохи Тан, дворцовые росписи Пенджикента и Афрасиаба, барельефы, бронзовые литые бляхи с изображениями всадников, из памятников Алтайской лесостепи, Восточного Казахстана и Минусинской котловины. Также в качестве иконографических источников привлекались рисунки, выгравированные на кости, и петроглифы Горного и Монгольского Алтая, Минусинской котловины.
Иконографические источники демонстрируют высокую степень информативности по рассматриваемой тематике, предоставляя разнородные, а порой уникальные сведения об амуниции верховых коней, включая конструктивные особенности ременных элементов, специфику расположения и количественный состав различных категорий украшений.
В ходе исследования удалось установить следующие особенности применения и оформления конской амуниции. Наиболее ранние реконструируемые оголовья на рассматриваемой территории относятся ко 2-й половине VI – 1-й половине VII в. Данные наборы воссозданы по материалам памятников Кудыргэ и Жана-Аул и включают комплекты с налобным ремнём и без него, с дополнительным срединным ремнём, а также оголовья обычной конструкции со всеми основными ремнями. Для узд указанного периода характерно наличие различных подвесных ремешков, выполняющих декоративную функцию. Уздечная конструкция без налобного ремня применялась тюрками Горного Алтая достаточно долго – вплоть до конца IX – начала X в.
Ко 2-й половине VII – 1-й половине VIII в. были отнесены наборы из памятников Юстыд-XII (курган №29) и Курай-VI (курган №1), которые наследует от оголовий предыдущего периода разнообразие конструкций (с налобным ремнем и без него). Со 2-й половины VIII – 1-й половины IX в. связан комплект из кургана №1 памятника Узунтал-VI, который отражает стандартизированную конструкцию (налобный, наносный, нащёчные, подбородочный и затылочный ремни) и комплект украшений тюркской куль-
(120/121)
туры (трёхлучевые цельнолитые распределители с трёхдольным делением центральной части, короткие наконечники, сердцевидные и четырёхлепестковые бляхи-накладки). Все украшения гладкие, иногда дополненные геометрическими орнаментальными элементами. Такой тип конструкции и стиль декорирования узды станет характерным для значительного пласта археологических культур VIII-IX вв.
Тюркское влияние проявилось в оформлении уздечных наборов из памятников Иня-1, Борковский Елбан-6, Плотниково, в которых отражён стандартизированный набор украшений, отличающихся лишь нюансами их декоративного оформления.
К концу IX – 1-й половине X в. можно отнести ряд реконструированных наборов конской амуниции (выполнены по материалам памятников Гилёво-XII, Щепчиха-I, Гилёво-VII, Гилёво-IX, Сростки-I). Для этого времени характерно появление в уздечных комплектах наносных султанчиков. Правда, их незначительное количество, а также фиксирующаяся в ряде случаев некомплектность ряда изделий (Шадринцево-1) свидетельствуют об особой ценности этих украшений.
Серединой X – 1-й половиной XI в., на наш взгляд, на основе типологического анализа украшений можно датировать уздечные наборы из комплексов Шадринцево-I, Корболиха-II, Нижний Кучук-VII, Филин-I, Кайгородка-V, реконструкции которых также были приведены в работе. Оголовья, реконструированные по материалам обозначенных комплексов, отражают стандарт в оформлении указанной части снаряжения верхового коня, характерного для шадринцевского этапа сросткинской культуры (2-я половина X – 1-я половина XI в.). Он заключается в следующих параметрах: наличие всех основных ремней в уздечной конструкции, крупной налобной подвески, наносного султанчика, дополнительных подвесных ремешков на перекрестьях налобного и наносного ремней с нащёчными, которые украшались пятиугольными накладками и килевидными наконечниками. Также для этого периода времени частым являлось применение небольших подвесных ремешков, закреплявшихся посередине нащечных ремней и украшавшихся бляхой-подвеской и качелевидной накладкой, шпеньками которой ремешок крепился к узде. С влиянием сросткинской культуры можно связывать появление наборов шадрицевского типа в одновременных материалах Горного Алтая, что отражает комплект находок из памятника Балтарган.
(121/122)
Проведённое исследование формирует представление о внешнем виде парадного конского снаряжения, применявшегося кочевниками Алтая, о его эволюционировании в период раннего средневековья в направлении изменения ременных конструкций и состава украшений, об основных стилистических решениях в его оформлении. Особую роль при этом имели иконографические (изобразительные) источники, которые позволили выявить, а в ряде случаев подтвердить специфику расположения различных украшений в снаряжении верховой лошади.
Результаты проделанной работы имеют важное практическое значение. Реконструкция всегда представляет собой новое знание, которое получено на основе комплексного анализа разнородных источников. В нашем случае новые результаты обличены [облечены] не только в текстовую, но и в графическую форму. Они могут использоваться для подготовки учебных пособий по истории и археологии Центральной Азии и наглядных учебных материалов. Также реконструкции могут служить научно-вспомогательными средствами, необходимыми в оформлении экспозиций археологических музеев.
наверх
|