главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
Рис. 14. Китайское стремя танского времени |
Рис. 15. Детали орнамента стремени |
(Открыть Рис. 14 в новом окне) |
(Открыть Рис. 15 в новом окне) |
На оборотной стороне подножия проходят два продольных ребра. По краям расположены растительные виньетки из серебра, а в средине разбросаны в три ряда серебряные трехлепестковые пальметки и две волнистые полоски. По наружному ребру дужек проложена серебряная полоска, заканчивающаяся у виньеток тремя лепестками. Вдоль бортика верхней петли нанесены три серебряные волюты.
Для выполнения орнамента на поверхности стремени сначала двумя параллельными желобчатыми линиями наносился контур рисунка, проби-
тый плоским чеканом с наклоном щели к внешней стороне. В проделанные таким способом пазы зачеканивалась серебряная или бронзовая пластинка узора. Разработка дополнительных деталей на поверхности цветов и птичек нанесена при помощи пунктирного чекана (рис. 15), сильно напоминая своей техникой разработку деталей рисунка на рельефах сцен охоты из тайников кургана № 6 Копёнского чаатаса; с другой стороны, технические приёмы напоминают приёмы чеканки рисунка сложной композиции на золотой тарелке из второго тайника кургана № 2 того же могильника. [2]
Стремя побывало в огне при обряде трупосожжения, вследствие чего все серебряные насечки сплавились в капли, а медные части узора сильно попорчены, но желобки для орнамента хорошо сохранились, благодаря чему художницей Э.П. Сиговой сделана полная реконструкция орнамента этого стремени.
Несомненно, что художественное оформление описываемого нами стремени таково, что оно могло выйти из рук только первоклассного специалиста, одарённого тонким художественным вкусом и высоким мастерством.
Три бронзовых гладких стремени совершенно аналогичной формы мы находим среди северокитайских бронз, хранящихся в музее Фильда в Чикаго (рис. 17). Они отнесены там к ханьскому времени, в чём издав-
(42/вклейка)
ший их Ростовцев [3] справедливо сомневается, правильно считая их более поздними. Если перейти к рассмотрению орнаментики нашего стремени, то это сомнение вполне оправдается. Прежде всего обратимся к цветам, украшающим нижнюю часть петли и являющимся центральным местом композиции.
Просматривая публикации китайских памятников танского времени, мы встречаем именно такие же цветы в совершенно такой же композиции. В коллекции Гутмана [4] имеется золотое блюдо, на поверхности которого в центральной части изображены две фигуры птиц-фениксов, обращённых друг к другу головами; сверху и снизу помещены два цветка, исполненные в той же манере, что и цветы на нашем стремени. [5]
Ближайшие аналогии нашим птичкам мы опять же находим в танских древностях. Так, на бронзовом зеркале из коллекции Лу, украшенном рельефным растительным орнаментом и фигурками зверей и птиц, мы видим совершенно таких же птичек, как наши, в различных позах полёта. [6] На другом бронзовом зеркале танской же династии одна из пти-
чек изображена в совершенно той же позе полёта, как нижние птички уйбатского стремени (рис. 18). [7]
В более раннюю эпоху, в ханьское время, в китайской орнаментике постоянно встречаются птицы, но они не такие, как на нашем стремени. Больше всего уйбатские птички напоминают воробьёв, изображения которых появляются в китайской орнаментике в танскую эпоху, встречаясь и в более позднее время. Так, на бронзовом зеркале циньской династии из коллекции Лу есть птички, очень похожие на наших. [8]
Подводя итоги всем приведённым выше аналогиям, можно с уверенностью притти к выводу, что стремя Уйбатского чаатаса не является произведением местного кыргызского искусства. Это видно из того, что его форма резко отличается от стремян, сделанных кыргызскими мастерами, но целиком совпадает с формой стремян из Северного Китая. Анализ орнамента, украшающего его поверхность, также приводит нас к произведениям искусства Танского Китая.
Ряд находок, сделанных С.В. Киселёвым в каменных курганах Уйбатского чаатаса, а также серебряный кувшинчик с орхоно-енисейской надписью на дне, найденный там же С.А. Теплоуховым, позволяют датировать весь могильник VII-VIII вв. н.э. В то время на среднем Енисее создались благоприятные условия для широкого обмена как внутреннего, так и внешнего. Особенно широкие связи у енисейских кыргызов были с Танским Китаем. В обмен на пушнину и металл получались ювелирные и художественные вещи, ткани и пр. В коллекциях Минусинского музея хранится около 80 китайских зеркал танской эпохи, причём на многих из них имеются орхоно-енисейские надписи. Кроме того, на широко развитую торговлю кыргызов с Танским Китаем (особенно после того, как кыргызы разбили уйгур) указывает большое количество находок китайских монет танской династии, сделанных на территории Минусинской котловины (237 монет, особенно чеканки 841-846 гг.) [9] из общего количества в 345 китайских монет домонгольской эпохи.
Помимо вещей непосредственно китайского происхождения, употреблявшихся кыргызской знатью, в это время кыргызскими мастерами-ювелирами на среднем Енисее было создано своё степное искусство, отчасти развившееся на основе более ранних традиций скифо-сибирского звериного стиля, отчасти под влиянием художественных образцов иранского и китайского искусства. В связи с этим достаточно вспомнить находки золотой посуды, бронзовых рельефов сцены охоты, а также золотые и бронзовые принадлежности конского убора из тайников Копёнского чаатаса. [10]